Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа
Целью исследования является усовершенствование логопедической работы с детьми, страдающими фонетико–фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта и разработка рекомендаций для учителей и родителей, способствующих повышению эффективности коррекционных мероприятий.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данному вопросу.
Выявить особенности речевого поведения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Введение.
Глава I. Проблема становления фонематического восприятия в школьном возрасте в трудах исследователей.
Психолингвистические основы изучения фонематических процессов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Модель логопедической технологии устранения нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР.
Глава II. Исследование состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.1. Описание методики.
2.2. организация и проведение исследования по выявлению состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
2.3. Анализ результатов исследования.
Заключение.
в) Согласование прилагательных и числительных с существительными.
Исследование проводится с помощью разноцветных предметов мужского и женского рода (палочек и карандашей). Детям предъявляется определенное число предметов и предлагается отвечать на вопросы: «Что это?» (Красная палочка, синий карандаш, две красные палочки, много красных карандашей, одна синяя палочка и много синих карандашей.) «Что ты видишь?» (Красную палочку,
30
два синих карандаша). «Чем ты будешь рисовать?. (Черным карандашом, разноцветными карандашами».
2.Задания на словообразование.
а) Образование уменьшительной формы существительных. Проводим игру «Большой - маленький». Логопед говорит ребенку: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик.» когда ребенок поймет задание, то предлагаются слова: сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, стул, дерево, воробей.
б) Образование прилагательных от существительных. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул?» ( из дерева). «Значит он какой?» (деревянный). «А гвоздь из чего сделан?» (из железа). «Значит гвоздь какой?» (железный). Также ребенок образует прилагательные от существительных: резина, кожа, пластмасса, картон, шерсть, мех, стекло, бумага.
3. Связная речь.
А) По картинке ребенку предлагается составить предложение.
Б) Ребенку предлагается составить рассказ по сюжетной картинке или по серии картинок. Если ребенок затрудняется, следует помочь ему наводящими вопросами.
Графа словарь.
На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены задания:
31
4. назвать профессии отвечая на вопросы: «Кто учит детей? Кто воспитывает детей? Кто водит машину? Кто выдает книги в библиотеке? Кто лечит детей? Кто готовит обед в столовой?»
Во всех случаях логопед записывает примеры ошибок.
Работа логопеда условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения.
Схема данного логопедического обследования направлена на изучение устной речи детей младшего школьного возраста.
Обследование фонематических
процессов строится в игровой
форме и предполагает
В связи с этим
изучению фонематических
32
В одном блоке
заданий обследуемому
1) гласный звук
в начале слова в ударной
позиции, слова: аист, уши, облако, иглы
– гласный в безударном слоге
(исключение составляет слово
«остров» с ударением на
– утюг, облако – остров, иглы – индюк);
2) гласный в середине, слова: (мак – рак, сок – кот, сыр – дым, лист – кит).
3) гласный в конце слова в ударной позиции, слова: луна, ведро, шары, кенгуру – гласный в конце слова в безударном и ударном слоге: ракета, горы, кольцо, кенгуру – 2 животных (луна – ракета, яйцо – кольцо, шары – горы, кенгуру – кенгуру).
Определить последний звук в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с этим же звуком в начале слова. Соединить стрелками картинки:
1) твердый согласный в конце слова, слова: банан, душ, забор – твердый согласный в начале слова: шуба, роза, носки;
2) мягкий согласный в конце слова, слова: ель, рысь, дверь – мягкий согласгый в начале слова, слова: репа, сито, лиса.
Установление последовательности звуков в слове. К верхнему ряду картинок подобрать картинки из нижнего ряда, соблюдая последовательность заданных звуков в словах – названиях картинок. Соедини картинки стрелками:
1) определить последовательность гласных: крот, паук, слива – вилка, стол, кактус.
2) определить последовательность согласных звуков: лес, крот, стол, шишки – корыто, стул, шашки, лиса.
Задания различной
степени сложности. Сначала предлагаются
слова, начинающиеся и
33
Для изучения фонематического
анализа и синтеза
Аналогичное задание составить слово из последних звуков слов-названий картинок 1) тигр-лицо-плот (рот); 2) автобус-окно-гном (сом).
Следующее задание выявляет уровень сформированности операций анализа и сравнения при работе над словом. Необходимо соединить линиями картинки, названия которых отличаются одним звуком.
Слова для первоклассников: мышка, пар, удочка, стол – стул, уточка, шар, мишка.
Умение выделять
последний звук и учитывать
его смыслоразличительную роль
в слове проверяется на
Слова – названия: волк, столб, рыбак (вол, стол, рыба).
Следующее задание предполагает произнесение слова без первого звука и соотнесение полученного слова с его зрительным образом. Слова: крот, бусы, коса (рот, усы, оса).
Выявление уровня
сформированности умения
Предлагаются слова для анализа: оса, мышь, мяч, гусь, шары, дом, жуки, енот, мишка, утка, куклы, кубики, танки.
Изучение слоговой структуры и слогового анализа и синтеза дает богатый
34
диагностический материал при определении типа речевого нарушения. Как и при
большинстве заданий при проведении данного логопедического обследования дифференцированы по сложности и проводятся в игровой форме – игра «Кнопочки».
Первоклассникам
не знакомым с категорией «
Молоко, кит – и закрыть желтыми фишками – «кнопочками» картинки с короткими названиями, «голубыми» - с длинными.
Первоклассникам, знакомым с понятием «слог», для анализа предлагаются слова – названия картинок:
а) лопата, лужа, лев, весы, дом, гиря, сорока, кукуруза;
б) горох, молоток, петух, парашют, топор, сапог, велосипед, самокат.
Для исследования
состояния слогового анализа
и синтеза предлагается
Картинки, названия
которых анализируют
Задание «Следопыт» сложнее. Необходимо найти слова с одинаковым слогом, соединить их линями или закрыть фишками одинакового цвета.
Картинки, названия
которых предлагаются для
Следующий блок
заданий посвящен изучению
35
обследуемого и состояния слоговой структуры слова при повторении слов различной слоговой структуры и выражений, насыщенными оппозиционными звуками.
Повторить выражения:
При анализе выполнения данного задания обращает на себя способность обследуемого точно воспроизводить предлагаемый речевой материал, объем точного воспроизводимого материала, характер ошибок: искажение слоговой структуры слова.
Диагностическая
целесообразность данного задан
Обследование проводилось в МОУ Федоровская СОШ №5 Сургутского района у детей 1 класса. Было обследовано 54 ученика.
36
2.3.Анализ результатов коррекционной работы.
После проведения обследования детей 1 классов в начале учебного года выявлены такие недостатки речи, (дети с ФФНР при достаточном уровне развития грамматического строя речи) это: нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза звукового состава речи, нарушения слоговой структуры слова.
На основании этого были созданы две подгруппы детей с ФФНР для дальнейшей коррекционной работы.
Коррекционная работа проводится в условиях логопункта. Дети посещают индивидуальные занятия три раза в неделю
Приложение 1.
Результаты исследования речи детей в начале обучения.
Таблица №1 (1А класс).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1. Внимание, работоспособность |
|||||||||||||||||
2. Общее звучание речи |
|||||||||||||||||
3. Звукопроизношение |
|
|
|||||||||||||||
4. Фонематический слух А) выделение из ряда звуков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Б) выделение слога из ряда слогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В) повтор слогов ПА-БА-ПА ДА-ТА-ДА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Г) выделение слогов с заданным звуком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5. Слоговая структура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
6. Анализ и синтез звукового состава речи: * выделение первого гласного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* выделение первого согласного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* выделение последнего согласного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
* выделение последнего гласного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
7. Грамматический строй речи - словоизменение *образование Р.п. ед.ч. и мн.ч. имени сущ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* предложный падеж. Управление. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
* согласование прилагательных и числит. с сущ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
-словобразование *уменьш. форма сущ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* образование прилагательных от сущ-х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8. Связная речь * сотавление предложений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
9. Составление рассакза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
10. Словарь. * названия предметов по картинкам или по восприятию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* название детенышей домашних животных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* слова с противоположным значением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* профессии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР