Коррекция негативных личностных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

 

В настоящее время проблема развития и укрепления психического здоровья детей, актуальность, которая становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических и психокоррекционных мер в системе образования.

Эмоциональная жизнь  дошкольника связана с преобладанием  чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется  непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается [47].

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто  встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребенка  обусловлены, как правило, двумя  факторами: ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Исследования, посвященные изучению эмоционального развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).

Проблемой коррекции  негативных качеств личности у детей дошкольного возраста занимались И.П. Воропаева, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А. С. Спиваковская, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие. По их мнению, наиболее эффективно привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности; данные исследователи предлагают способы игровой коррекции, психогимнастики, сказкотерапии и другие программы психокоррекции поведения.

Время диктует новые  требования к созданию и использованию  новых методов, психокоррекционных программ, направленных на работу с  проблемами детского психического развития. Сегодня перед специалистами в области психологии встает потребность в разработке технологий, имеющих более широкие возможности в эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.

Обогащение практической психологии новыми средствами и методами эффективной работы с детьми, в частности таким направлением, как сказкотерапия, является отрадным фактом последнего десятилетия.

Исследованию проблемы коррекции качеств личности детей также посвящены работы выпускников Акмеологической Академии: Лепиной А.М., Лыжовой С.А., Бурухиной А.О., Дмитриевой А.Д. Авторами было выявлено, что психические состояния детей дошкольного возраста характеризуются легкостью возникновения, изменениями и подверженностью извне (социальным воздействиям).

Сказка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок при всей его  очевидности используется практической психологией образования недостаточно.

Привлекательность сказкотерапии  как метода коррекционной работы психолога заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

За счет сказкотерапия  активизирует ресурсы, потенциал личности. Работая с проблематикой в русле метода сказкотерапии, происходит процесс объективации проблемных ситуаций, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия это безопасная среда, которую создает психолог и психотерапевт для развития внутренних ресурсов личности.

Программы психокоррекции поведения, такие, как сказкотерапия  слабо реализуются в дошкольных учреждениях из-за отсутствия психологов в большинстве детских садов. Тогда как эмоциональные состояния  возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией огорчения или парализующего страха. В возрасте 5-6 лет у ребенка появляются зачатки произвольности, ребенок начинает контролировать свои эмоции, самостоятельно строить отношения в группе, развивается эмоциональная и коммуникативная компетентность (Бурухина А.О., 2009)

Негативные эмоциональные  состояния у ребенка могут  формироваться вследствие изменения  взаимоотношений в семье, что  в свою очередь способствуют повышению  риска дезадаптации.

Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности.

Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста будет более успешным при выполнении следующих условий:

    • развитие представления об эмоциях в эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста;
    • использование сказкотерапии как метода эмоционального развития детей дошкольного возраста;
    • накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста.

Задачи работы:

1) изучить состояние  проблемы коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста;

2) разработать программу  сказкотерапии для коррекции  негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность;

3) выявить динамику  снижения проявлений негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста под воздействием сказкотерапии.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме.

2. Эмпирические: Метод  тестов:

- Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен).

- Изучение самооценки  дошкольника Методика "Лесенка".

- Цветовой тест Люшера.

- Проективная методика  «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Методы статистической обработки данных: Сравнительный анализ будет проводиться с помощью критерия U-Манна-Уитни. Для математического анализа данных будет использоваться программа STATISTICA 6.0 for Wind.

База исследования: ГДОУ детский сад № 139 Выборгского района, г. Сакт-Петербург. В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Практическая  значимость: полученные в ходе эмпирического исследования материалы могут быть использованы для проведения учебных занятий по курсам «Возрастная психология», «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми». Результаты могут найти свое применение при психологическом сопровождении детей дошкольного возраста, а также при разработке рекомендаций по оказанию им психологической помощи. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы психокоррекционных мероприятий методом сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста, а также в работе воспитателей и специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы. Работа снабжена приложениями.

 

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме коррекции  негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии

1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать  на нее. С первых дней жизни ребенок  сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей.

А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян – отечественные психологи, занимавшиеся исследованием эмоциональной сферы ребенка – дошкольника выделяют следующие особенности формирования эмоциональной сферы: [43]

- более спокойный,  уравновешенный эмоциональный фон  восприятия;

- эмоциональность обусловлена  развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;

- эмоциональные процессы  более управляемые;

- развивается эмоциональное  предвосхищение (будущий результат,  его оценка взрослым). При отрицательном  результате действий возникает  неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

- аффект – первое звено в цепочке реакций;

- происходит переход  от желаний (мотивов), направленных  на предметы, к желаниям, связанным  с представлением о предметах,  их свойствами и получением  конечного результата;

- самооценка несколько  завышена, что помогает осваивать  новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

- соподчинение мотивов  (мотивы приобретают разную силу  и значимость), появление новых  мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности),

- появляется способность  оценивать свое поведение.

В дошкольном возрасте чувства  господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность, эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

На протяжении детства  особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи  с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также  с усложнением отношений ребенка  с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для дошкольного детства  становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных  аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций – одна из сторон психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. День дошкольника насыщен, наполнен эмоциями настолько, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения [41].

Информация о работе Коррекция негативных личностных качеств