Коррекция негативных личностных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14). Таким образом, те ответы, где ребенок выбрал отрицательные лица, делится на 14 и умножается на 100%.

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены  на три группы:

1. Высокий уровень  тревожности. ИТ по величине  больше 50%.

2. Средний уровень  тревожности. ИТ находится в  пределах от 20% до 50%.

3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).

Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности.

Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.

При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

Высокий уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду.

После обработки и  интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. Результаты описаны в таблице № 1.

Таблица 1

 
                                 

негативн

индекс

уровень

 
 

ФИО

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

выборы

тревожности

тревожности

 

1

Гардун Егор

м

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

5

36

С

 

2

Грыжалевский Даник

м

+

-

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

5

36

С

 

3

Кухарчик Егор

м

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

7

50

С

 

4

Новикова Маня

Д

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

4

29

С

 

5

Стрижевич Миша

м

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

-

6

43

С

 

6

Сарока Доминик

м

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

12

86

В

 

7

Закреничный Дима

м

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

4

29

С

 

8

Шыла Полина

д

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

8

57

В

 

9

Стешко Влада

д

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

6

43

С

 

10

Залатаревич Даник

м

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

100

В

 

11

Рабейкин Костя

м

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

9

64

В

 

12

Касько Саша

м

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

12

86

В

 

13

Юденка Павлик

м

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

6

43

С

 

14

Дейка Игнат

м

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

-

7

50

С

 

15

Денисов Дима

м

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

9

64

В

 

16

Еленская Алина

д

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

+

5

36

С

 

17

Дубиковский Артем

м

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

1

7

Н

 

18

Щелочкова Алина

д

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

4

29

С

 

19

Зубрякова Ариана

Д

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

5

36

С

 

20

Починчик Игнат

м

+

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

6

43

С

 

21

Волков Никита

м

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

12

86

В

 

22

Третьяков Владик

м

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

+

8

57

В

 

23

Баранов Никита

м

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+

+

5

36

С

 

24

Юбко Илона

Д

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

7

50

С

 

25

Платон

м

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

3

21

С

 

26

Инживатов Максим

м

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

3

21

С

 

27

Зубкова Анна

Д

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

6

43

С

 

28

Судник Руслан

м

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

7

50

С

 

29

Скорин Марк

м

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

2

14

н

 

30

Орехов Ваня

м

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13

93

В

 

31

Кутас Дарья

Д

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

3

21

с

 

32

Король Маша

Д

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

9

64

в

 

33

Климченя Арина

Д

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

+

+

+

+

5

36

с

 

34

Перенецкая Саша

Д

-

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

9

64

в

 
                                         

Общий результат показан в таблице № 2.

Таблица 2

 

Кол-во детей

Низкий ИТ

Средний ИТ

Высокий ИТ

 

34

2

21

11

 

Как видно из таблиц, из 34 детей низкий индекс тревожности только у двоих, больше половины детей (62%) имеют средний уровень тревожности, из них 9 девочек и 12 мальчиков. И около 32% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 8 мальчиков и 3 девочки. Дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит, гипотеза нашла свое подтверждение.

Высокая тревожность  сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень  личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

 

Методика "Паровозик"

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок  поставил вагончик фиолетового  цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный,  желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок  поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик  поставлен на первую позицию;  синий - на седьмую; красный,  желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов 

4 балла - позитивное психическое состояние 

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени 

2 балла - негативное психическое состояние средней степени 

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени 

Графическая методика "Кактус"

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.);

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество).

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать  качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие  выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких  цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Таким образом, треовжность у детей  выражается в неблагоприятном эмоциональном  фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Тест «Дом - дерево - человек» Джоржа Бака.

Инструкция: «На отдельных листах последовательно нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека.

Расшифровка теста

- Облака - общая тревожность, связанная с нарисованной ситуацией.

- Черный цвет - депрессия, застенчивость, пугливость.

- Зеленый цвет - потребность оградить себя от опасности.

- Контур земли очень жирный, толстый - чувство тревожности, беспокойства в рамках реальности.

- Контур земли спускающийся в право вниз - ожидание неясного, опасного будущего.

- Помещение рисунка внизу листа - незащищенность, депрессивность. Чем меньше рисунок, тем больше незащищенность.

- Кусты разбросаны - тревога.

- Кусты по обеим сторонам дороги - тень тревожности.

- Солнце и туча - тревожность между субъектом и каким-либо лицом.

Информация о работе Коррекция негативных личностных качеств