Коррекция негативных личностных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

- Руки тонкие - переживание и слабости.

- Волосы сильно заштрихованы - тревожность связанная с мышлением или воображением.

- Тучи - боязливая тревожность, опасение, депрессия.

- Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.

- Руки отсутствуют - замкнутость.

- Лицо неяркое, тусклое - боязливость, застенчивость.

- Руки близко к телу - напряжение.

- Руки повернуты в стороны, достающие что-то - зависимость, желание любви, привязанности.

- Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.

- Штриховка - тревога, агрессия, сфера конфликта.

- Упрощение (фигуры из полос) - неуверенность в себе, незащищенность.

- Маленькие фигуры - тревожность,  эмоциональная зависимость, чувство  дискомфорта, скованности, замкнутости.

- Заштрихованные ботики - незащищенность.

- Стирание - тревожность, опасливость,  возможно невротические тенденции,  область конфликта.

- Частые стирания - нерешительность.

Рисуночный тест: «Рисунок не существующего  животного» в обработке Романовой.

Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное. Назовите его несуществующим названием».

Расшифровка теста

Положение рисунка на листе

1. Левая сторона и низ листа - связанны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).

2. Положение рисунка в нижней части лица - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность. 

Центральная смысловая часть фигуры

1. Голова повернута влево - нерешительность,  страх, боязнь активных действий;

2. Большие глаза - страх;

3. Рот округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Несущая опорная часть фигуры. Части возвышающиеся над уровнем фигуры. Хвосты.

1. Движение хвоста вниз - недовольство собой, подавленность.

2. Контур фигуры: если есть затемнение  фигуры, запачкивание контурной  линии - страх, тревожность.

3. Животное представитель самого рисующего.

2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской)

Данная методика предназначена  для выявления системы представлений  ребёнка о том, как он оценивает  себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

В соответствии с целями и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:

- выявление структурных  компонентов и уровней самооценки  детей;

- определить особенности проявления самооценки у детей дошкольного возраста;

- определить связь  самооценки и ведущей деятельности  детей.

Экспериментальное исследование было проведено в 2 этапа.

Первый этап включал  в себя установление наблюдения за поведением экспериментальной группы, беседа с самими испытуемыми экспериментальной группы.

Второй этап включал  исследование проявление самооценки при  помощи методики «Лесенка».

Третий этап экспериментальной  работы включал в себя обработка  полученных экспериментальных данных, изучение особенностей проявления самооценки.

Описание методики «Лесенка» (в модификации Т.Д. Марцинковской).

Данная методика основана на оценивании детьми своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.

Методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка, как общего отношения к себе.

Материал: нарисованная лесенка, фигурка человечка из картона, протокол, ручка.

Методика проводится индивидуально. Сказочный герой  является вспомогательным звеном, возможностью убедиться, что ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а также может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Но эти данные можно использовать и для отдельного исследования о том, кто сейчас является для детей образцом положительного или отрицательного поведения.

Ребенку показывают рисунок  лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка? мальчика или девочки? (в зависимости от пола тестируемого ребенка), которую можно двигать по лесенке.

Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и сказочного героя и дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А кого из сказочных героев или героев из мультиков ты поставишь на самую верхнюю ступеньку? Почему? Кого на самую нижнюю? Почему?»

Ребёнку предлагают лесенку  из семи ступенек, где верхняя ступенька-позитивная оценка, нижняя-негативная.

Просят отметить крестиком  на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья (здоровый-больной)», «ума (умный-глупый)», «характера (хороший-плохой)», «счастья (счастливый-несчастный)», «красоты (красивый-некрасивый)», «доброты (добрый-злой)». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворённость – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка. После выполнения этого задания ребёнок отмечает условным обозначением своё место по уровням позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребёнка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребёнок защищён психологически, эмоционально благополучен. Можно добавлять или изменять названия уровней. Методика используется для сопоставления её результатов с оценкой данного ребёнка со стороны семьи и воспитателей д/с.

Важно проследить, правильно  ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует  повторить его. По мере ответов ребенка  воспитатель фиксирует названые позиции в протоколе. Беседа с одним ребенком занимает 7-10 минут.

Обработка и  интерпретация результатов.

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок  сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении  родителей к ребёнку и их требованиях  говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

2.2.3. Методика «Цветовая социометрия»

 

Психосемантический подход к проблеме восприятия цвета предполагает отнесение цвета к разряду  семантических объектов. В явной  форме тезис о существовании  устойчивых цветовых значений был сформулирован М. Люшером при создании известного метода цветовых выборов.

Специфичность цвета  как объекта психологического изучения состоит в том, что признание  объективного значения цветов требует  одновременного отнесения самого цвета к феноменам объективной действительности наряду с прочими агентами, закономерно изменяющими физическое и психологическое состояние человека. Фокус рассмотрения проблемы, таким образом, переносится с причин и закономерностей возникновения цветовых ощущений на причины и закономерности существования цветовых значений: правил их порождения и функционирования.

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка  с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый,  синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый,  белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый,  красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно подготовить  цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого – по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие требования:

  • Не все квадраты могут быть заполнены.
  • Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же 
    цветом могут быть обозначены несколько человек.
  • Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем 
    четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные 
    фишки размещаются на белых квадратах.

Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1).

Интерпретация данных к  методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

    • отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;
    • явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;
    • предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;
    • ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.

2.2.4 Проективная методика «Волшебная  страна чувств»

 

Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась  беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов  и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий  и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот  беда – всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям  предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Жители: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес.

2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

Информация о работе Коррекция негативных личностных качеств