Коррекция негативных личностных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

3. Переписывание сказок. Переписывание  и дописывание авторских и  народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью  кукол. Работая с куклой, ребенок  видит, что каждое его действие  немедленно отражается на поведении  куклы. Это помогает ему самостоятельно  корректировать свои движения  и делать поведение куклы максимально  выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок. В  каждой волшебной сказке есть  определенные закономерности развития  сюжета. Главный герой появляется  в доме (в семье), растет, при определенных  обстоятельствах покидает дом,  отправляясь в путешествия. Во  время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Выводы по главе 1

1. Особенностью эмоциональной  жизни дошкольника является преобладание  чувств над всеми сторонами  деятельности ребенка. Эмоциональность  дошкольника характеризуется непроизвольностью,  непосредственностью, яркостью: чувства  быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво.

2. К старшему дошкольному  возрасту появляются более сложные  чувства – чувство прекрасного, чувство красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чувства, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить.

3. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

4. Осложнения психического  и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

5. В настоящее время  сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

6. Волшебные сказки  описывают глубинный человеческий  опыт прохождения эмоциональных  кризисов и преодоления страха. Они дают ребенку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

 

Глава 2. Методы и организация  исследования  психокачеств старших дошкольников

2.1. Описание выборки и организация исследования

Исследование проводилось  на базе ГДОУ детский сад №139, расположенного по адресу ул.Композиторов д33 к 2. Детский сад является центром развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников Выборгского р-на; имеет филиал, сотрудничает с РГПУ им. Герцена.

Детский сад включает в себя 3 ясельные группы (1,5-3), 2 группы раннего возраста (3-4), 2 группа среднего возраста(4-5),1 группа старшего возраста (5-6), 1 группа подготовительная (6-7).

В детском саду работают специалисты дополнительного образования: логопед, психолог, физкультурный руководитель по плаванию, по ЛФК, а также проводятся занятия по экологии, петербурговедении, изодеятельности. Для занятий в саду имеются специально оборудованные кабинеты психолога и логопеда, ИЗОстудия, бассейн, комната аромотерапии и массажа. Основной состав воспитателей имеет высшую педагогическую категорию и большой опыт, группы детского сада оборудованы соответственно каждому возрасту, уютные и комфортные. Основными программами воспитания и обучения являются «Детство», «Здоровый малыш».

Деятельность детского сада направлена на создание прочной  образовательной базы у ребенка, на формирование свободной личности и здоровое физическое развитие ребенка.

Выборка исследования.

Эмпирической базой  исследования послужило изучение особенностей психоэмоционального развития детей. В исследовании приняли участие 30 детей. 14 мальчиков и 16 девочек. Возраст детей от 5 до 6 лет. Поведение испытуемых носило адекватный характер. У воспитанников прослеживалась заинтересованность на занятиях.

Оснащение для проведения исследования.

Для проведения использовались бланки для ответов, ручка, цветные  карандаши, бумага. Каждому участнику предоставлялся отдельный бланк опросного листа, оформленный для проведения исследования.

Процедура и организация  исследования.

Исследование проводилось  в индивидуальном порядке.

1. Занятия проводились  в первой половине дня в период 9.30-10.00 часов. Данный период времени был выбран в качестве наиболее оптимального потому, что в этот период работоспособность детей находится на высоком уровне.

2. Занятия учитывали  индивидуально – психологические особенности детей: двигательная расторможенность, заторможенность. Задания с учетом данного фактора подбирались максимально индивидуально. Это обеспечило работу всех детей на занятии.

3. Проведение занятий  учитывало особенности детей  дошкольного возраста, что позволило  включить максимальную двигательную активность детей: работа на ковре без использования стульев и столов, свободное передвижение по комнате, свободная поза детей в процессе театрализации и выполнения заданий.

2.2. Методы исследования

Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.

2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен)

 

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила  поведения, принятые в обществе, устанавливают  отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики» [5].

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях [20].

Для диагностики тревожности у детей существуют различные методы и методики.

Методика, разработанная американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, представляет собой тест исследования детской тревожности. Мы остановили выбор на данной методике, поскольку тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Задача состоит в  том, чтобы исследовать и оценить  тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где  соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов.

Методика проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом – печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребенку  один за другим. Показав ребёнку  рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию – разъяснение следующего содержания:

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка весёлое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка весёлое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

Образец протокола 

 

Рисунок

Высказывание

Bыбор

 
   

Веселое лицо

Печальное

лицо

 

1. Игра с младшими детьми

   

+

 

2. Ребенок и мать с младенцем

 

+

   

3. Объект агрессии

Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо

 

+

 

4. Одевание

 

+

   

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

+

   

6. Укладывание спать

Я всегда беру спать игрушку

 

+

 

7. Умывание

Потому что он умывается

+

   

8. Выговор

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

+

   

9. Игнорирование

Потому что малыш тут

+

   

10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушки

 

+

 

11. Уборка игрушек

Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли?

 

+

 

12. Изоляция

Мама хочет уйти от него

+

   

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ним, веселое лицо

+

   

14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю

+

   
         

Информация о работе Коррекция негативных личностных качеств