Коррекция негативных личностных качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

Программа сказкотерапии  для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста составлена на основании программы эмоционально-волевого развития для детей «Волшебная страна чувств», авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. Тематический план занятий по данной программе приведен в Приложении 3.

Содержание этапов программы:

1. Диагностический этап: Проведение психодиагностического  обследования.

2. Установочный этап: знакомство

3. Коррекционный этап: на основе данных психодиагностики  формируется группа дошкольников, с которыми проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. Группа включает 30 человек. Программа проводилась на протяжении 1 месяца, занятия проходили 2-3 раза в неделю, по 30-40 мин. Занятия проводились в начале дня в отдельном помещении, соответствующем требованиям для проведения коррекционных занятий. психоэмоциональный дети дошкольный самооценка

4. Оценочный этап: по  завершении программы должно  проводиться повторное психодиагностическое  обследование.

5. Обратная связь: по  результатам исследования проводится собеседование с родителями детей, участвующих в программе.

6. Цель программы: развитие  эмоционально-волевой сферы у  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Преодоление страхов  и тревоги, чрезмерной плаксивости  и агрессивности, обидчивости, чувства подавленности и одиночества.

2. Научить детей правильно  понимать свои чувства

3. Дать детям представление  о том, что все чувства одинаково  важны и имеют право на существование

Объект: дошкольники старшей  группы детского сада.

Продолжительность: 10 групповых занятий по 30-40 минут

Форма коррекционного воздействия: сказкотерапия, (песочницы, куклы, волшебные  краски, костюмы и пр.).

Коррекционные средства: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные.

Выводы по главе 2

1. Для решения поставленных  задач было обследовано 30 дошкольников, из которых было 14 мальчиков и  16 девочек.

2.Для оценки индивидуально-психологических  особенностей у воспитанников  применялся психодиагностический комплекс, который составили следующие методики: Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен); Изучение самооценки дошкольника Методика «Лесенка»; методика Цветовой социометрии; Проективная методика «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)

3. Для обработки результатов  использовались методы математической обработки данных и статистический анализ данных.

4. Была разработана  и проведена программа коррекции  негативных качеств личности методом сказкотерапии. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста составлена на основании программы эмоционально-волевого развития для детей «Волшебная страна внутри нас», авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.

 

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции  негативных качеств личности методом сказкотерапии

Статистический анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы  результатов исследования, которая находится в приложении.

3.1. Сравнительный анализ результатов исследования

3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности

 

Таблица 1. Данные индекса тревожности каждого ребенка после проведения коррекционной методики:

Как видно из Таблицы 1, по показателям уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста после психокоррекционного воздействия получены статистически достоверные отличия. Показатели личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста снижаются в результате использования сказкотерапии.

Психологически тревожность проявляется в ощущениях напряжения, озабоченности, беспокойства, нервозности и переживается в виде чувства неопределённости, беспомощности, бессилия, незащищённости, грозящей неудачи, невозможности принять решение.

Тревога рассматривается  как страх неизвестно чего. Бывает тревогу определяют как «ощущение неконкретной, неопределенной, ненаправленной угрозы, неясное чувство опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога – «страх неизвестно чего» [22].

Общим началом для  страха и тревоги будет чувства  беспокойства.

При возникающем чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все «опускается», холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, «сосет под ложечкой», щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и весь человек «обливается потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ногу на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма [21].

Как правило, можно выделить две большие группы признаков тревоги. Первая – внутренние, соматические признаки (от греческого «сома» – тело), возникающие у человека под влиянием волнения, вторая – внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например отчаяние, гнев или даже радостное возбуждение [21].

Внутренние признаки тревоги известны каждому из личного  опыта. Учащенное сердцебиение, поверхностное  дыхание, сухость во рту, ком в горле, ощущение тяжести или боль в голове, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, холод в области солнечного сплетения, боль в животе, холодные и влажные ладони, неожиданное и не к месту желание сходить в туалет, чувство собственной неловкости, неаккуратности, неуклюжести, зуд, покалывание, щекотание то там, то здесь и многое другое.

Когда состояние тревоги  повторяется, и ребенок не находит  способа справится с собой, эти  внутренние проявления могут перерасти  в симптомы серьезных нарушений.

В поведении признаки тревоги еще более разнообразны, причудливы и неожиданны, чем соматические. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что человек невольно сам причиняет себе боль. Отсюда – изгрызенные ногти, исцарапанные руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребенок порой прибегает к вранью, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым. Но чаще такое поведение отражает уже не саму тревогу, а тщетные попытки справится с ней [38].

Когда тревога возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может до неузнаваемости изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги. Знать и понимать, каким образом ребенок борется со своей тревогой, в какие формы он ее преобразует, необходимо хотя бы для того, чтобы распознавать тревожность в ситуациях, когда ее проявления существенно изменены.

Основной причиной возникновения  тревоги всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивое внутреннее состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

Основанием внутреннего  конфликта ребенка является внешний  конфликт – между родителями, между сверстниками и взрослыми. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни, создаются все условия для возникновения тревоги.

У ребенка конфликтуют не воспитательные системы мамы и бабушки, а его собственное желание не огорчать маму, его же собственное стремление нравиться бабушке. Точно также не распад семьи сам по себе делает ребенка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к обоим родственникам, ставшим друг другу врагами. Почему же сходные внешне конфликты у одних детей проникают в глубь души, тогда как другие ребята остаются к ним равнодушными? Причин много, но главная – какие отношения для ребенка являются значимыми. Если дошкольнику не дорого мнение воспитателя, он постарается избежать конфликта, но душевных терзаний упреки педагога у него не вызовут. Другое дело, если резкую оценку его поступков или способностей он получает от того, на чьи слова привык он внутренне опираться, чьим именем дорожит.

Чем больше круг общения, тем больше ситуаций, которые могут  дать основание для тревоги. Но и  другое неоспоримо: ребенок не может  полноценно жить и душевно развиваться, если его отношения с миром  обеднены.

Если, к примеру, единственной значимой фигурой для ребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Не будем «бояться волков» – тех возможных противоречий, которые могут возникнуть между оберегающей заботой семьи и нормами мужественности, ценимыми в мальчишеских компаниях. Надо все же «ходить в лес» – именно многообразие, переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия то тут, то там возникающие в жизни. Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.

Детей, заболевших неврозами  лишь оттого, что их испугала внезапно залаявшая собака, или расстроил  накричавший учитель, или вывела из себя скандальная ссора в семье, – таких детей фактически не существует. По отношению к таким одноразовым стрессам ребенок гораздо устойчивее, чем думают. Природа снабдила человека мощным механизмом забывания, который избавляет наше сознание от обязанностей нести тяжелый груз неприятных воспоминаний [38].

Как правило, тревога  проникает в душу ребенка, лишь когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.

Важнейшими потребностями  являются: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе  от физической угрозы и т.д.); потребность  в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «Я»; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому оптимальный уровень тревоги рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция. Полное отсутствие тревожности препятствует нормальной адаптации.

Тревожность может рассматриваться  как источник агрессивного поведения. Это отмечается и у детей и у взрослых. Исследования Габдеевой Г.Ш. показывает, что тревожность ведёт к отсутствию у человека уверенности в общении, может снижать социальный статус, формирует конфликтные отношения [12].

Таким образом, тревожность  как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. У старших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надёжности, защищенности со стороны ближайшего окружения. Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми, в том числе и воспитателем. Частые или интенсивные тревожные состояния свидетельствуют о нарушении процесса адаптации и оказывают дезорганизующее состояние на деятельность дошкольника.

Рис. 1. Показатели исследования личностной тревожности до и после психокоррекционного воздействия:

Распределение дошкольников по уровню тревожности (%) до и после проведения коррекционной работы.

15 человек = 100%.

Распределение дошкольников по уровню тревожности в виде диаграммы


Рис. 1. До и после проведения коррекционной работы.

До проведения программы  коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 93% дошкольников имеют высокий уровень тревожности, а после проведения психокоррекционной программы только 50% случаев, до воздействия средний уровень тревожности наблюдается у 7% дошкольников, а после воздействия у 43% дошкольников. До психокоррекционного воздействия низкий уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста был не выявлен, а после проведения программы сказкотерапии низкий уровень тревожности наблюдается в 7% случаев. Таким образом, проведение программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии способствует снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Коррекция негативных личностных качеств