Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:57, дипломная работа
Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации. Цель работы: разработка программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии и оценка ее эффективности. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: сказкотерапия как метод психокоррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии 7
1.1. Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7
1.2. Сказкотерапия как метод коррекции негативных психокачеств личности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Негативные качества личности ребенка старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы сказкотерапии 44
Глава 2. Методы и организация исследования психокачеств старших дошкольников 50
2.1. Описание выборки и организация исследования 50
2.2. Методы исследования 51
2.2.1. Исследование личностной тревожности (методика Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 51
2.2.2. Изучение самооценки дошкольника методика "Лесенка" (в модификации Т.Д. Марцинковской) 64
2.2.3. Методика «Цветовая социометрия» 67
2.2.4 Проективная методика «Волшебная страна чувств» 69
2.3. Программа сказкотерапии для коррекции негативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 70
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии 72
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования 72
3.1.1. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности 72
3.1.2. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки дошкольника 79
3.1.3. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального состояния 83
3.1.4. Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям 85
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3. 104
Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.
Результаты, полученные в данном исследовании, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Результаты исследования по методике «Лесенка».
№ п/п. |
Ф.И. |
Место |
|
1 |
Катя М. |
5 |
|
2 |
Даня З. |
1 |
|
3 |
Виолета К. |
1 |
|
4 |
Ольга К. |
1 |
|
5 |
Карина Р. |
2 |
|
6 |
Марина П. |
1 |
|
7 |
Вадим В. |
1 |
|
8 |
Виталий А. |
2 |
|
9 |
Никита В. |
1 |
|
10 |
Руслана Я. |
3 |
|
11 |
Кирилл Ф. |
1 |
|
12 |
Анжела Г. |
1 |
|
13 |
Татьяна Б. |
1 |
|
14 |
Даниил В. |
1 |
|
15 |
Юля С. |
1 |
|
16 |
Юля К. |
3 |
|
17 |
Настя Х. |
1 |
|
18 |
Владислав Д. |
2 |
|
19 |
Артем П. |
2 |
|
20 |
Андрей М. |
1 |
|
21 |
Карина Ф. |
2 |
|
22 |
Владислава Б. |
1 |
|
23 |
Елизавета З. |
1 |
|
24 |
Елена М. |
2 |
|
25 |
Кристина К. |
1 |
Номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки.
В таблице 2.2 представлены обобщенные данные по этой методике.
Таблица 2.2.
№ступ. |
кол-во выборов |
% |
|
1 |
16 |
64% |
|
2 |
6 |
24% |
|
3 |
2 |
8% |
|
4 |
0 |
0 |
|
5 |
1 |
4% |
|
6 |
0 |
0 |
|
7 |
0 |
0 |
|
ср. арифм. |
1,56 |
||
Дисперсия |
0,932 |
||
Ср. кв. откл. |
0,96 |
Распределение данных выбора детей по методике «Лесенка»:
А) на первое место себя определили 16 детей, что составляет 64% от выборки;
Б) на второе место - 6 детей, что составляет 24% от выборки;
В) на третье место - 2 детей; что составляет 8% от выборки;
Г) на пятое место - 1 ребенок, что составляет 4% от выборки.
Выводы по результатам исследования
При анализе результатов, прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Хотя в этом возрасте у ребенка только формируется устойчивая самооценка, мы можем говорить о неадекватно завышенной самооценке, особенно, если ребенок не может обосновать свой выбор.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке (96%) достаточно высокая самооценка. Уже само это является, как было сказано выше, позитивным признаком, хотя, исходя из этих данных, мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у испытуемого №1 и, по возможности, ее коррекции.
Статистически достоверных отличий по показателям самооценки у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии не выявлено.
Особенность самооценки дошкольника состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребенок легче применяет их к другим, чем к самому себе. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как неправильный, несправедливый, но тот же поступок, совершенный им самим, оценивается неадекватно, и оценка часто подменяется всякого рода «рационализациями». Свои неправильные поступки дошкольник часто не оценивает как таковые и обижается, протестует, когда так классифицируют эти поступки другие. И только авторитет взрослого позволяет ребенку вникнуть в смысл совершенного неправильного поступка или хотя бы принять замечание как правильное. Конечно, чем старше дошкольник, тем более объективно он может подойти к оценке собственных поступков.
Дело в том, что переживания,
захватывающие ребенка и
Под влиянием развивающейся рефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использует это знание в своих целях: с одними взрослыми он послушен и приветлив, с другими позволяет себе капризы и упрямство. Рефлексия развита неодинаково в разных областях, но она позволяет ребенку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку, что имеет важное значение для всего развития личности в целом. Самооценка дошкольника в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, а в овладении пением – недооценивать и т.д. Критерии, которыми пользуется ребенок при самооценке, в значительной степени зависят от родителей и воспитателей. На основе самооценки у дошкольника формируется уровень притязаний. В первую очередь, это притязания на признание. Ребенок очень хочет завоевать расположение как взрослых, так и сверстников. На протяжении дошкольного детства у него формируется весь комплекс переживаний, связанных с притязаниями на признание: так, он испытывает чувство вины и стыда, когда не удовлетворяет социальным требованиям; он осознаёт, что значит «должен» и «обязан» и как соотносятся эти понятия с «хочу», поэтому мы можем взывать к его совести; у него появляется чувство гордости за то хорошее, что он сделал для других, преодолев себя; он стесняется своих негативных проявлений и отрицательных поступков. Тем не менее все это еще неустойчиво, особенно негативные переживания, и внутренняя позиция, складывающаяся к концу дошкольного возраста, у большинства детей может быть описана как "Я хороший". Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новым осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребенок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста имеют завышенный уровень самооценки при оценке себя в будущем, то есть уровень притязаний в 100% случаев, при оценке в настоящем в 90% случаев завышенный, а в 10% адекватный, при оценке «когда был маленьким» 70% завышенных оценок и 27% адекватных.
Таблица 3 Сравнительный анализ показателей общей оценки актуального эмоционального состояния
Сумма рангов |
Средний ранг |
Z |
р-уровень |
||
актуальное эмоциональное |
653,00 |
1177,00 |
-4,09 |
0,001 |
|
Как видно из таблицы 3 выявлены статистически достоверные отличия по показателям общей оценки актуального эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста после проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии.
До проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии неудовлетворительное эмоциональное состояние наблюдается у 57% обследованных детей, удовлетворительное в 37% случаев, позитивное в 3% случаев, положительное в 3% случаев. Тогда как после проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии неудовлетворительное эмоциональное состояние наблюдается у 13% обследованных детей, удовлетворительное в 37% случаев, позитивное в 40% случаев, положительное в 10% случаев.
Таким образом, проведение программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии способствует оптимизации актуального эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Статистически достоверных отличий по показателям актуального эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии не выявлено.
По методике Цветовой социометрии нами был проведен качественный анализ, который, однако, можно свести к разделению испытуемых на группы до и после проведения проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии, чьи выборы были гармоничны (до – 45%, после 55%), в чьих выборах были незначительные признаки эмоционального дискомфорта и тревожности (34% до, 44% после) и группа с явными нарушениями эмоциональной сферы, повышенной тревожности и фрустрированности (11% до и 1% после).
При этом необходимо отметить, что среди детей старшего дошкольного возраста до проведения проведения программы коррекции негативных качеств личности методом сказкотерапии, чьи цветовые выборы были оценены нами как гармоничные, прослеживалось разделение на подгруппы с предпочтением синего цвета, то есть умиротворенные, несколько пассивные и красного, то есть активные, волевые, стремящиеся действовать. Проведение теста после сказкотерапии показало, что у большинства детей старшего дошкольного возраста эмоциональное состояние стабилизировалось, чаще выбирались зеленые и синие цвета как наиболее приятные, что говорит о умиротворенном состоянии, потребности в отдыхе, устойчивой привязанности, утверждении себя в новом статусе, однако, не за счет внешней активности, а за счет внутреннего роста. Предпочтение некоторыми испытуемыми желтого цвета, говорит о потребности в перспективе, надежде на будущее.
В среднем, несколько снизился процент выборов с некоторыми признаками тревожности (24%) и увеличился процент испытуемых с позитивными выборами, без признаков эмоционального дискомфорта.
Таблица 5 Сравнительный анализ показателей исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям
Сумма рангов |
Средний ранг |
Z |
р-уровень |
||
радость |
763,50 |
1066,50 |
-2,38 |
0,02 |
|
удовольствие |
771,00 |
1059,00 |
-2,23 |
0,03 |
|
страх |
1173,00 |
657,00 |
3,90 |
0,00 |
|
вина |
1079,00 |
751,00 |
2,49 |
0,01 |
|
обида |
970,00 |
860,00 |
0,85 |
0,39 |
|
грусть |
959,00 |
871,00 |
0,67 |
0,50 |
|
злость |
1066,50 |
763,50 |
2,28 |
0,02 |
|
интерес |
724,50 |
1105,50 |
-2,91 |
0,00 |
|
Эмоциональная жизнь
дошкольника связана с