ВВЕДЕНИЕ
Человек в процессе любой деятельности,
даже работая на конвейере, когда он является
функциональной единицей и определенными
способностями, претендует на уникальность,
на качественную специфичность и индивидуальный
подход к процессу управления. Как же он
приходит к этому, и что является собственно
личностным потенциалом в его деятельности?
Этот вопрос составляет актуальность
исследуемой темы.
В современную эпоху быстрых
социальных изменений, заставляющих личность
постоянно перестраивать свои сложившиеся
жизненные отношения и преобразовывать
себя, проблема использования и развития
человеческого потенциала встает качественно
новым образом. Особенно актуальным становится
вопрос о необходимости создания условий
для самоактуализации, развития творческого
потенциала, мотивации к личностному росту.
Для всех специальностей высокий уровень
личностной зрелости, психическое здоровье
и степень самоактуализации являются
не только профессионально значимыми
характеристиками, но и основными факторами,
определяющими эффективность работы.
Непрерывная передача управления
обеспечивает человеку возможность решать
все новые задачи, опирается на гармоничное
взаимодействие сознания и подсознания,
развитие его потенциальных возможностей.
Целью дипломной работы является
изучение психологических аспектов личности
и ее потенциала как средства повышения
производительности труда работника.
Для достижения поставленной цели необходимо
последовательное выполнение следующих
задач:
Рассмотреть понятие личности и ее потенциальных возможностей.
Изучить типологию личности
в трудовой деятельности.
Выявить основные способности
как потенциал личности.
Исследовать систему управления
кадровым персоналом на ИП «Anzira» и определить пути его совершенствования.
Объектом исследования является кадровый персонал
ИП «Anzira».
Предметом исследования
– личность и ее потенциал в системе управления
персоналом ИП «Anzira».
Дипломная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложения.
Во введении обосновывается
актуальность дипломной работы, формулируются
цель и задачи, объект и предмет.
В первой главе дипломной работы
рассмотрены теоретические аспекты личности
и ее потенциала в системе управления.
Во второй главе – проанализирована
система управления кадровым персоналом
ИП «Anzira» и выработаны
пути ее совершенствования.
В заключении подведены итоги
по изученной теме.
Методологической базой дипломной
работы послужили труды Э. Берна, Б.Г. Ананаьева,
В.Н. Князева, М.К. Мамардашвили и др.
Эмпирической базой для написания
дипломной работы явились периодические
издания, нормативно-правовые документы.
Дипломная работа выполнена
в торгово-экономическом отделении Института
менеджмента и бизнеса Тюменского государственного
нефтегазового университета.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ
И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
- Понятие личности и ее основные свойства. Потенциал человека.
Начнем с определения личности. Целые
научные дисциплины исследуют проблемы
этого сложного системного явления, причем
каждая наука видит личность по-своему.
В философии понятие личности связано
с наиболее существенными индивидуальными
особенностями человека, связываемыми
с характером общественных отношений,
с возможностью личности влиять на собственное
социальное развитие. В этике личность
–высшая ценность, субъект нравственной
деятельности, обладающий чувством долга,
совестью, достоинством и убеждениями.
Социологи изучают общественнозначимые
аспекты деятельности личности, ее социальные
функции как элементы общественных отношений.
В юриспруденции личность – это прежде
всего дееспособный человек, субъект правовых
отношений, сознательно принимающий решения
и отвечающий за свои поступки. Медицина
интересуется психическим здоровьем личности,
наличием патологий, акцентуаций, их влиянием
на соматическое здоровье и наоборот.
В педагогике личность – предмет проектирования
и направленного формирования.
В психологии определений личности столько
же, сколько крупных ученых занимались
ею. Например, Г. Ю. Айзенк определяет личность как интегрированную
организацию всех познавательных, аффективных
и физических характеристик индивида,
отличающих его от других. Но все ученые
сходятся на том, что личность – некое
неповторимое единство, целостность, т.
е. система. К. К. Платонов, видный отечественный
психолог, сформулировал принципы изучения
личности, которыми следует руководствоваться
каждому, берущему на себя смелость определять
и прогнозировать поведение людей. Среди
этих принципов: принцип направленности
на выявление положительного; принцип
изучения единства личности, сознания
и деятельности, в том числе трудовой;
принцип систематичности изучения личности;
принцип объективности; принцип динамичности;
принцип изучения структуры. [1, с.132]
Эти принципы, на наш взгляд, позволяют
воспринимать системный подход в управлении
персоналом как этико-методологическую
норму, правило, нравственную позицию,
на основе которой следует подходить к
изучению, формированию и прогнозированию
поведения человека и общности.
В трудовой сфере, в зависимости от содержания,
характера, условий труда работника, занимаемого
им уровня в иерархии, могут рассматриваться
как существенные особенности таких качеств
и свойств личности, как ощущения, восприятие, память, мышление,
чувства и эмоции, сознание, коммуникативность,
направленность, темперамент, характер,
способности, склонности, задатки, речь,
воля и другие.
В социологии труда рассматривается
категория трудового потенциала человека, определяющая возможности
и эффективность его участия в экономической
деятельности. По сути, потенциал включает
несколько профессиональных и личностных
характеристик работника, состав которых
определяется требованиями участия в
производственном процессе. Параметрическое
определение потенциала можно считать
укрупненным профессиональным и личностным
профилем работника. В этом смысле определение
потенциала работника следует рассматривать
в ряду других методов построения профилей
работников. [19, с. 67]
Трудовой потенциал является существенным
фактором взаимодействия субъектов в
организации и управлении персоналом,
поскольку определяет явно или неявно
уровень взаимных требований сторон.
Компонентами трудового потенциала можно
считать: здоровье, нравственность, творческий
потенциал, образование, профессионализм
и нравственность человека. [19, с.84]
А.А. Погорадзе определил структуру культурно-производственного
(личностного) потенциала работника следующим
образом:
- профессиональные знания, умения и навыки,
обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный
потенциал);
- работоспособность (психофизиологический
потенциал);
- интеллектуальные, познавательные способности (творческий
потенциал);
- способность к сотрудничеству, коллективной
организации и взаимодействию (коммуникативный
потенциал);
- ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренчес-кий, нравственный
потенциал) [20, с.92]
В эту систему можно добавить лидерский потенциал и потенциал к развитию.
С точки зрения управления персоналом,
потенциал – заложенные потенции, возможности
к выполнению тех или иных функций при
благоприятных условиях развития способностей,
задатков, доведения их до умений, навыков.
Более узкое понятие в сравнении с понятием
«потенциал» – человеческий капитал –
отражает качества, которые могут стать
источниками доходов для человека, предприятия
и государства.
Один из основополагающих факторов эффективности
производства: руководитель современной
формации должен ставить перед собой и
решать проблемы выявления личностного
и группового потенциала персонала, создания
условий для его всестороннего использования
и обеспечения на этой основе развития
личности и группы и процветания организации.
Особенности развития каждой
личности, уникальность ее внутреннего
мира и трудовой среды позволяют говорить
и об уникальности структуры и содержания
факторов коммуникативной компетентности. Она должна рассматриваться в контексте
данного предприятия, коллектива, категории
работника, рабочего места. При этом можно
выделить и общие нормы и правила поведения
в деловой сфере. Так, законопослушность,
честную конкуренцию, ориентацию на дело,
доброжелательность к сотрудникам можно
отнести к общим нормам делового общения.
Такие общие нормы содержат профессиональные кодексы поведения
безупречной корпорации. В то же время достижение максимальных
результатов совместно с имеющимися сотрудниками
и при этом формирование у них чувства
удовлетворенности своим трудом и гордости
за него – задача, решаемая каждым руководителем
по-разному, на основе его собственной
коммуникативной компетентности и применительно
к конкретному коллективу и ситуации.
Коммуникативная компетентность поддается
развитию в процессе социально-психологического
обучения.
Взаимоотношения отдельных
членов в группах очень сложны и многообразны:
здесь и деловые отношения, и личные (типа
симпатии и антипатии, дружбы или вражды
– так называемые межличностные). Личность
занимает определенное место в системе
отношений, пользуется разной степенью
авторитета, популярности, в разной степени
влияет на других членов. Сложность здесь
заключается в том, что не все аспекты
деятельности личности осознаются человеком.
1.2. Типология личности в трудовой
деятельности
Личность в совокупности ее
черт ярко проявляется в трудовой деятельности.
Существует множество типологий личности.
Рассмотрим прежде всего общую типологию,
безотносительно к какой-либо профессиональной
деятельности. Ее автор, Э. Шпрангер, утверждает,
что каждая личность по преимуществу своему
относится к одному из шести типов.
1. Теоретический человек.
Теоретический человек, в чистом
виде, знает лишь одну страсть: страсть
в проблеме, к вопросу, которая ведет к
объяснению, установлению связей, теоретизированию.
Его переживания оторваны от реальной
жизни: он может отчаяться от невозможности
познать, ликовать из-за чисто теоретического
открытия, будь это даже то открытие, которое
убивает его. Он изнуряет себя как психологическое
существо ради порождения чисто идеального
мира закономерных связей. Для него имеет
ценность лишь чистота методов познания
– истина любой ценой. Мир для него – это
бесконечное производство сущностей и
система отношений зависимости. С помощью
этого представления он преодолевает
зависимость от момента. Он живет в мире
без времени, его взгляд проникает в далекое
будущее, иногда охватывает целые эпохи;
погружаясь в них, он связывает прошедшее
и будущее в закономерный порядок, создаваемый
его духом. Его Я причастно к вечности,
светящейся в непреходящей ценности его
истин. В практическое поведение он также
вносит систему, которая отсутствует у
существ, живущих моментом, руководимых
инстинктами. В равной мере он соединяет
в себе предметность, необходимость, всеобщую
закономерность и логику. В наиболее естественном
и чистом виде эта форма жизни воплощается
в профессиональных ученых, которые, как
правило, приходят к постановке своих
жизненных задач в результате свободного
интереса. Но предварительные ступени
такого рода духовной организации встречаются
и независимо от профессиональной принадлежности.
2. Экономический человек.
Экономический человек – это
не обязательно человек, связанный с производством.
В самом общем плане экономическим человеком
является тот, кто во всех жизненных связях
на первое место ставит полезность. Все
для него становится средством поддержания
жизни, борьбы за существование и наилучшего
устройства своей жизни. Он экономит материал,
силы, время – только бы извлечь из этого
максимальную пользу. Вернее было бы назвать
его практичным человеком, так как с понятием
экономики связана и вся область техники.
Смысл же его действий не в самой деятельности,
а в ее полезном эффекте.
3. Эстетический человек.
Произведение искусства может
родиться только в душе эстетически переживающей:
лишь из внутреннего видения вырастает
непосредственно данный созерцанию предмет
искусства, и лишь из внутреннего ритма
души рождается музыка. Эстетический человек
обладает собственным органом миропонимания:
особой способностью предвидения или
проникающей интуицией. Для теоретика
люди подобного сорта – мечтатели, романтики.
Для последнего природа представляет
собой систему функциональных уравнений
или комплекс понятийно определяемых
энергий. Что касается экономических ценностей,
то принцип полезности и эстетический
идеал противостоят друг другу. Приписывание
полезности эстетическому разрушает его
сущность. Эстетический человек, так же
как и теоретический, беспомощен всегда
перед лицом экономических условий жизни.
4. Социальный человек.
Для социального поведения
характерен особый акт, а именно обращенность
к чужой жизни и чувство себя в другом.
Особая жизненная форма, которую мы назвали
социальной, возникает, когда эта потребность
в самоотречении ради другого становится
ведущей жизненной потребностью. Все духовные
акты, имеющие отношение к прагматике,
целиком исключаются, так как в них определяющим
является не социальный момент, а какие-то
другие, например, экономические или политические.
Социальная направленность в своем высшем
проявлении – это любовь. Она может быть
основополагающим чувством, обращенным
ко всей жизни. Но она может быть направлена
и на отдельный предмет или круг предметов
и при этом не терять характера ведущей
потребности, определяющей все индивидуальное
бытие. Отдельный человек становится предметом
любви как средоточие ценностей. Можно
любить другого человека, потому что в
нем открываются ценность истины или красоты,
или святости.
5. Политический человек.
Людей, ведущей ценностью которых
является власть, Шпрангер называет политическими,
пусть даже отношения, в которые они включены,
и не являются политическими в прямом
смысле. Можно говорить об активных и пассивных
политических натурах. Одни стремятся
к высокому социальному статусу и только
тогда, в качестве вождей, в лучах славы
чувствуют себя на своем месте. Другие,
напротив, не могут ориентироваться в
жизни без руководства. Они несамостоятельны
в своих вкусах, действиях, суждениях,
мировоззрении. Особый тип эта форма жизни
образует, когда потребность в опоре определяет
бытие и выражается в служении и подражании
другому. Наряду с физическими и духовными
политическими натурами политическими
являются люди, ориентирующиеся на традиции.