6. Религиозный человек.
Религиозный человек – это
тот, чья духовная структура постоянно
и вся целиком направлена на достижение
высшего переживания ценностей. Из определения
сути религиозности следует, что имеются
три основные формы религиозного типа,
третья из которых на самом деле находится
между двумя остальными и имеет еще целый
ряд более четких проявлений. Различение
проводится на основании того, в каком
отношении находятся ценности к общему
смыслу жизни: позитивном, негативном
или смешанном (как позитивном, так и негативном).
Если все жизненные ценности переживаются
как стоящие в позитивном отношении к
высшему смыслу жизни, мы имеем тип имманентного
мистика; если же они ставятся в негативное
отношение, то возникает тип трансцендентального
мистика. Если же они оцениваются частью
позитивно, частью негативно, то возникает
дуалистическая религиозная натура.
Исполнительская деятельность
работника, указывают С. И. Самыгин с сотрудниками,
отвлекаясь от ее предметных и профессиональных
качеств, описывается исследователями
семью психологическими характеристиками
(шкалами):
1) целенаправленность –
бесцельность;
2) мотивированность – незаинтересованность;
3) самостоятельность – зависимость;
4) организованность – стихийность;
5) ответственность – безответственность;
6) компетентность – некомпетентность;
7) творчество – рутинность.
По этим шкалам можно составить
психологические «профили» исполнителей
и путем качественного анализа выделить
наиболее типичные.
Основными из них являются:
1) творческий тип исполнителя,
самостоятельный, компетентный, ищущий;
2) сверхнормативный, целенаправленный,
организованный;
3) регламентированный (наиболее
распространенный);
4) пассивный;
5) «преобразовывающий» указания
руководителя;
6) низкомотивированный;
7) уклоняющийся тип исполнителя;
8) трудноуправляемые исполнители.
Среди трудноуправляемых служащих
выделяют разновидности:
- ленивые: просто работают недостаточно;
- «злые»: «загрязняют» свои
отношения с людьми раздражительностью
и вызывающим поведением;
- беспомощные: так стремятся
не потерпеть неудачи, что обязательно
ее терпят;
- эмоциональные: слишком купаются
в своих чувствах;
- аморальные: ради собственного
удовольствия используют людей и системы
и наносят им ущерб;
- занимающие оборонительную
позицию:
- воздвигающие барьеры при
малейшем намеке на перемены;
- ожесточенные: «носятся» со
старыми обидами;
- уклоняющиеся: активно избегают
света;
- бесчувственные: их не трогают
окружающие;
- неумные: делают неверные или
ограниченные умозаключения;
- самоуверенные: близки к тому,
чтобы счесть себя непогрешимыми;
- запуганные: ограничивают
свои потенциальные возможности, опасаясь
неизвестно чего.
Стремление к творчеству характерно
для многих людей. Творческую личность
отличает:
1. Открытость ума.
2. Отсутствие конформизма.
3. Напористость, склонность
к самоутверждению.
4. Стремление работать
«по своему расписанию».
5. Способность к напряженной
работе в течение длительного
времени.
6. Желание и вкус к
рассмотрению иррациональных идей,
ко всему странному, необычному,
«сверхъестественному».
7. Склонность к работе
с неясно определенными, запутанными
и двусмысленными проблемами.
8. Отсутствие уважения
к строго установленным правилам
и нормам.
9. Любовь к свободной
«игре идей», даже если это
занятие окажется впоследствии
пустой тратой времени.
10. Значительно больший
интерес к неизвестному, чем к
тому, что известно.
11. Терпимость к ситуациям
неопределенности.
12. Потребность в новых,
необычных впечатлениях.
13. Потребность в свободе,
в частности, в свободе выбора
исследовательской тематики.
14. Склонность к юмору.
15. Уровень интеллигентности,
превышающий средние показатели.
В отличие от людей творческих
ремесленники – люди, которые ждут постоянных
указаний от руководителей и делают только
то, что им скажут, если, конечно, они в
состоянии это сделать. Эту категорию
людей можно встретить на лестничных площадках
в местах курения, обнаружить в рабочее
время в магазине. Выполняют они рутинную
работу – машинопись, калькирование, курьерские
функции и т. п.
Эти типы хорошо накладываются
на социальные и межличностные роли, который
данный человек играет. Определив типологическую
роль партнера по общению, руководитель
может выбрать правильные действия.
Психологи описывают следующие
роли сотрудников организации.
- Ломака.
Таким людям, прежде чем принять
какое-либо решение, нужно чтобы их долго
обхаживали. При первой встрече не имеет
смысла требовать от них ответить «да»
или «нет» на конкретное предложение.
С такими людьми лучше встретиться несколько
раз, чтобы между встречами проходило
некоторое время.
- Любитель решать все с ходу.
В противоположность Ломаке
человек этой категории должен непременно
принять решение к концу встречи. Если
партнер намерен и дальше иметь с ним дело,
от окончательного решения сейчас хотел
бы уклониться, ему приходится вступать
в борьбу, потому что «Любитель решать
все с ходу» будет вынуждать его ответить
«Да» или «Нет», просто, чтобы покончить
с этим делом.
3. Разведчик.
Это тот, кто, прикрываясь вниманием
и заботой о партнере, выуживает какие-то
сведения, а сам ничего взамен не сообщает,
а если и выдает какую-то информацию, она
часто оказывается ложной или к делу не
относящейся. Факты и мнения, которыми
с ним делились, он способен использовать
по своему усмотрению.
- Наставник.
Наставник действительно заботится
об успехах ближнего, часто даже в ущерб
себе. Этим качеством с успехом пользуются
другие люди, хотя Наставник бывает навязчив,
склонен к морализаторству и доминированию.
- Хвастун.
Коллегам и руководству приходится
терпеливо выслушивать рассказы обо всех
победах и достижениях Хвастуна на личном
фронте и профессиональном поприще. Хвастуна
нужно выслушать, похвалить и перейти
к делу, которым предстоит заниматься.
- Рассказчик.
Ему непременно нужно сообщить
коллегам все мельчайшие подробности
того, что произошло с ним накануне. Ему
нужно проявить сочувствие, поддержку,
не осуждать его, однако и не терять бдительности:
Рассказчик имеет тенденцию распускать
слухи и передавать сплетни. Ему нельзя
поверять тайны.
Предназначение и привязанность
Ударников – это работа, так что руководителю
часто приходится слышать, что они «работают
как проклятые». К этому нужно относиться
сочувственно и выразить восхищение их
преданностью делу. Не стоит доискиваться
причин такого одностороннего взгляда
на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения
с людьми и свободного времени, труд представляет
собой скрытую форму защиты.
- Доморощенный Психолог.
Этому надо непрерывно анализировать
все, что другие люди говорят или делают.
Такому человеку нужно подтверждение
его домыслов, поэтому достаточно подыграть
Доморощенному Психологу, сказав что-нибудь
в таком духе: «До чего вы проницательны!»
или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да
из вас бы вышел настоящий психолог!».
- Везунчик.
Это человек, который уже достиг
чего-то такого, чего пока не удалось другому
участнику (или участникам) встречи, и
теперь испытывает потребность всем поведать
эту историю, не спрашивая, хотят другие
это слушать или нет. Люди, пересказывающие
историю своего взлета, хотят во что бы
то ни стало поделиться и научить других,
поэтому все должны спокойно сидеть и,
возможно, даже почерпнуть что-то полезное.
- Нытик.
Независимо от того, как идут
его дела, он всегда живет своими и чужими
неприятностями. Если общаясь с подобным
субъектом, коллега будет выглядеть излишне
бодрым и довольным, это может привести
его в настоящую ярость, поэтому нужно
терпеливо слушать и соглашаться, что
в жизни порой приходится бороться. При
этом вовсе не требуется выглядеть столь
же побитым и загнанным, как собеседник.
- Озабоченный.
С ним надо быть особо осторожным.
Следует следить за своей речью, чтобы
не сказать что-нибудь такое, что он может
превратно истолковать как подтверждение
своих фантазий. Для встречи одеваться
нужно строго, ни в коем случае ничего
вызывающего. Озабоченный или Озабоченная
стремятся выглядеть как сексуально привлекательный
объект и любую, даже невинную шутку могут
обернуть как сексуальное домогательство.
- Манипулятор.
Ему надо во что бы то ни стало
владеть ситуацией: он способен навязать
свою волю, пытается манипулировать любой
фразой, любой ситуацией. С ним необходимо
сохранять спокойный и приветливый тон.
Основную свою задачу Манипулятор видит
в том, чтобы произвести некоторое «должное
впечатление». Наряду с потребностью управлять
Манипулятор испытывает потребность в
руководстве свыше.
Г. Гибш и М. Форверг указывают,
что в психологии существуют две основные
модели социальной роли:
1) социальная роль определяется
как сумма ожиданий, которые группа
вкладывает в носителя определенной позиции
группы;
2) социальная роль является
шаблоном поведения для определенных
позиций, который должен быть сформирован
носителем таких позиций в конкретном
поведении в соответствии с его собственными
возможностями.
Процесс «очеловечивания» роли,
по мнению немецких исследователей, включает
по меньшей мере три составляющих:
- что личность должна привнести
в роль (исходя из требований роли как
схемы поведения);
- что личность может привнести
в роль (исходя из индивидуальных характеристик);
- что получается на деле (как
результирующая первых двух составляющих).
Исполнение роли в значительной
степени зависит от социальных ожиданий. Это относится
как к роли руководителя, так и к роли исполнителя.
Социальные ожидания, или экспектации, – система требований
относительно норм исполнения индивидом
социальных ролей. Экспектации представляют
собой разновидность социальных санкций,
упорядочивающих систему отношений и
взаимодействий в группе. В отличие от
официальных предписаний, должностных
инструкций и других регулятивов поведения
в группе экспектации носят неформальный
характер. Две основные стороны социальных
ожиданий – право ожидать от окружающих
поведения, соответствующего их ролевой
позиции, и обязанность вести себя соответственно
ожиданиям других людей. Например, в кризисной
ситуации подчиненные ждут, что руководитель
предложит нечто такое, что выведет людей
из данной ситуации, и руководитель обязан
это сделать.
Различают экспектации предписывающие,
определяющие должный характер исполнения
индивидом роли, и экспектации предписывающие,
определяющие вероятностный характер
исполнения этой роли с учетом индивидуальных
особенностей субъекта и конкретной ситуации.
И роли, и типология личности
в значительной степени задаются самим
человеком в зависимости от того, каким
он хочет себя видеть, что ценит, чем хочет
заниматься и каким себя представляет
в перспективе. Иными словами, каждый человек
в своей жизнедеятельности реализует
определенную стратегию жизни.
Жизненная стратегия – это идеальное
образование, которое реализуется в поведении
человека через его ориентиры и приоритеты.
Жизненные стратегии относятся к особому
классу ориентации личности. Их определяют
по характеру активности. Т. Е. Резник и
Ю. М. Резник выделяют три основных типа
жизненных стратегий.
- Стратегии жизненного благополучия. Они включают:
- перцептивные ориентации:
обеспеченная, полная необходимых благ
и комфорта, спокойная, размеренная и стабильная
жизнь;
- смысложизненные ориентации:
приобретение и потребление различных
жизненных благ, стремление к материальному
или нравственно-психологическому комфорту;
- ценностные ориентации: стремление
получить и освоить значимый для личности
— желательный или престижный — набор
жизненных благ;
- нормативные ориентации: принятие
принципов и правил, устанавливающих приоритет
тех или иных жизненных благ;
- целевые ориентации: стремление
к максимально возможному или допустимому
удовлетворению своих потребностей в
определенных жизненных благах.
Руководитель, реализующий
подобную стратегию, направлен на исполнение
своего долга в определенных пределах,
избегает ответственности, перестраховывается
инструкциями и указаниями высшего руководства,
стремится не конфликтовать с подчиненными,
глубоко не вникать в проблемы трудового
коллектива, предпочитает не замечать
негативных тенденций. Как правило, такой
человек в своей деятельности окружен
психологическими защитами и легко поддается
манипуляции.
Подчиненный, реализующий подобную
стратегию, – типичный исполнитель, ремесленник
в худшем смысле этого слова. Он слабо
мотивирован, причем мотивация задается
извне, а не включена в структуру его личности,
поэтому за исполнением должностных обязанностей
необходимо постоянно следить, обеспечивать
его дополнительными стимулами к работе,
которые имеют отношение, прежде всего,
к сфере потребления.
- Стратегии жизненного успеха. Они включают: