Личность работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

1. Определение понятия личности
2. Структура свойств личности
3. Огранические свойства
4. Психологические свойства
5. Социальные свойства

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

1. Определение понятия личности

Понятие личности — недавнее приобретение человечества. Правильнее было бы написать — современное восприятие личности, которое сформировалось в эпоху Просвещения в связи с пониманием и толкованием прав человека.

Вот как описывает Н. В. Гоголь личности дам города N в «Мертвых душах»: «Автор чрезвычайно затрудняется, как назвать ему обеих дам таким образом, чтобы опять не рассердились на него, как серживались встарь. Назвать выдуманною фамилией опасно. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-ни- будь углу нашего государства, благо велико, кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть, станет говорить, что автор нарочно приезжал секретно, с тем чтобы выведать все, что он такое сам, и в каком тулупчике ходит, и к какой Аграфене Ивановне наведывается, и что любит покушать. Назови же по чинам — боже сохрани, и того опасней. Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе. Достаточно сказать только, т.е. в одном городе глупый человек, это уже и личность; вдруг выскочит господин почтенной наружности и закричит: "Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп", — словом, вмиг смекнет, в чем дело»1.

Но вернемся к теме лекции. Современное  понимание личности не исключает  рассмотрения ее развития, динамики, изменений. Но эти изменения и это развитие связаны не с переходом из состояния «не-личность» в состояние «личность» (напомним изречение «личностью не рождаются, личностью становятся»), а с динамикой самой личности, структурой ее свойств, ее отношением к миру и себе самой. Еще раз повторим: для социологии и психологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью или является ли личностью ребенок? — именно потому, что для нее каждый человек в любом его состоянии — это личность в ее проявлении или на определенной стадии развития.

Можно пойти дальше и утверждать, что нет такого возрастного или социального предела, за которым человек перестает быть личностью, как бы далеко в глубь детства или старости мы ни продвигались. На любом этапе своего развития человек обнаруживает такие свойства и особенности поведения, которые свидетельствуют о его своеобразии, а следовательно, позволяют рассматривать его как личность.

Разумеется, это своеобразие может  быть специфично, свойственно только этому этапу развития человека, т.е. речь идет о проявлениях личности, свойственных определенному возрастному периоду жизни человека. Поэтому на вопрос о том, когда же все-таки возникает личность, на основе сказанного можно ответить так. Человека делает личностью сам факт его рождения в человеческом обществе, дающий ему возможность проявлять себя, предъявлять требования к миру, своим существованием влиять на течение событий.

Однако в ходе своего развития человек  изменяется сам и стремится изменить условия своего существования, приобрести новые качества и новое положение в социальной среде, тем самым изменяется как личность. Заметим, что выражение «Впервые осознал себя личностью» означает, что личность уже существует как объект сознания, хотя такое осознание в действительности свидетельствует об изменениях, происходящих в развивающейся личности.

Казалось бы, данное понимание личности следует признать широко распространенным в психолого-педагогической литературе, достаточно сослаться на известное высказывание А.С.Макаренко: «Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность»2. Однако И.И.Чангли считает, что определение каждого человека как личности приведет к стиранию различия между понятиями «человек» и «личность»3.

К. К. Платонов, отмечая неудачность  большинства определений личности, тем не менее предлагает еще одно, которое можно рассматривать как ответ на логическое возражение Чангли о синонимичности понятий «человек» и «личность» в педагогике: «Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему... личность — это человек как субъект сознания»4. Сознание как форма отношения к миру и к самой себе является не только важной характеристикой личности, но и фактором ее развития.

В первые годы жизни, проявление своеобразия  личности происходит бессознательно, в дальнейшем личность развивается под все большим влиянием сознания, вернее, самосознания. В юношеские годы каждым человеком ведется огромная работа по осознанию и формированию себя как личности, по выявлению своего своеобразия, своих отличительных особенностей.

Формирование это имеет две основные тенденции: первая — подчеркивание и развитие желательных способностей, вторая — уничтожение и устранение нежелательных, якобы выделяющих человека среди прочих людей, делающих его смешным, жалким, нелепым в его собственных глазах или глазах других людей.

Итак, следует особо подчеркнуть, что в основе не только формирования и развития личности, но и ее поведения лежит не только тенденция к обособлению, стремление выделиться, отличиться, но и противоположная тенденция — уподобиться, стать похожим на других, стать «своим». Сознание в юношеском возрасте дает человеку возможность, глядя на других людей, увидеть себя, найти в них образец для подражания или повод для негодования.

Изменения и развитие личности не заканчиваются с превращением юноши или девушки во взрослого человека. Механизмы уподобления и обособления продолжают действовать, меняется лишь цель, которая при этом, как правило, достигается. На смену абстрактным и романтичным образцам поведения приходят реальные социальные роли, которые приходится играть человеку в реальных условиях, роли с определенными, порой жестокими, требованиями и ожиданиями окружающих людей. Своеобразие личности проявляется на этом этапе в ее отношении к социальной роли, которую ей приходится играть и которую она может принимать или отвергать, исполнять охотно или нехотя, импровизируя или покорно выполняя все предписания.

В свете сказанного личность —  это не только то, каков человек  в данный момент, но и то, каким  он хочет, стремится стать. Различие существующего актуально и желаемого или должного в представлении личности создает тот своеобразный потенциал (разницу потенциалов), который определяет темп изменений и развития личности. Личность характеризуется свойственным ей мировоззрением — представлением о мире и своем месте и пути в этом мире, причем не только в настоящем, но и в будущем.

Развитие личности находит отражение  в ее структуре, структуре свойств и особенностей. Структура личности содержит в себе в свернутом виде основные этапы развития личности. Речь идет о том, что начальные, ранние формы поведения или особенности личности не исчезают полностью, сменяясь новыми, более поздними, которые возникают на их основе или вместо них, но сохраняются, входят в структуру личности, образуя первичный слой, над которым надстраивается вторичный, и т.д. Роль первичного слоя со временем может стать совершенно ничтожной, но тем не менее он существует и при соответствующих условиях может быть актуализирован, вызван к жизни.

Первая трудность, с которой  сталкиваются при описании личности, — многообразие ее свойств. Чтобы сориентироваться во множестве свойств личности, используем метод систематизации и проведем группировку свойств по общим критериальным признакам.

2. Структура свойств личности

Всякая личность представляет собой прежде всего физическое тело, вернее, организм, и как организм обладает органическими свойствами. Как органическое тело личность подвержена усталости, болезням и даже смерти. Именно наши органические свойства ставят пределы нашим желаниям и возможностям. От состояния нашего организма зависит наше здоровье, наше настроение и умонастроение.

Далее, всякая личность является носителем  психических свойств, позволяющих  человеку ориентироваться и действовать  в окружающем мире и в себе самом. Психические свойства определяют способность отражения личностью окружающего мира и себя в нем, способность понимания других людей. Эти свойства формируются в процессе общения людей как условие и как продукт общения. Своеобразие психических свойств определяет индивидуальность человека.

Наконец, всякая личность является социальным существом, продуктом общественных отношений. В этом качестве она выступает носителем социальных свойств, определяемых местом и ролью, которую играет личность в системе общественных отношений. Социальные свойства личности определяются в значительной степени особенностями того социального организма (семья, ясли, школа, предприятие, учреждение, организация), в который личность оказывается включенной. Социальные свойства личности являются ее существенными свойствами. Поэтому социальные свойства личности образуют уровень собственно личности.

Итак, мы выделили в множестве свойств  личности три основные группы свойств, образующих три уровня рассмотрения личности:

  • уровень организма (органические свойства);
  • уровень индивида (психические свойства);
  • уровень личности (социальные свойства).

Обратимся последовательно к каждой группе свойств.

3. Органические свойства

Среди органических свойств следует, по-видимому, сразу же выделить внешние, физические свойства личности как организма и внутренние, физиологические ее свойства. Начнем с первых.

Физические свойства личности. Каждый человек обладает некоторыми физическими характеристиками, некоторыми признаками, которые прежде всего бросаются в глаза при знакомстве с ним: рост, вес, телосложение, манеры поведения, особенности походки, черты лица, особенности речи (заикание, шепелявость) и т. п. — и которые могут являться характерными особенностями его личности. Тот или иной физический дефект может стать определяющим во всем строении личности. Многие физические особенности личности являются врожденными, и хотя человек располагает значительными возможностями для того, чтобы закамуфлировать или компенсировать ту или иную физическую особенность, которая представляется ему недостатком, тем не менее само существование этой особенности влияет на развитие личности, а следовательно, отражается в структуре ее свойств.

Убеждение в том, что физические особенности существенным образом  определяют личность, находит свое отражение в различного рода стереотипах восприятия. Людям низкого роста предписывается высокая социальная активность и стремление к власти, широкие плечи связываются с физической силой, тяжелый подбородок — с решительностью и волей, плотные губы — с чувственностью, высокий лоб — с высоким интеллектом и т.п. Известны попытки по строению черепа судить о способностях личности (френология), а по рисунку складок на ладони судить не только о характере человека, но и о судьбе (хиромантия).

По поводу физических свойств личности приведем пример из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, в котором юмористически рассматриваются полные и худые мужчины: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подсе- дали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, т.е. не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро»5.

Было бы нелепо отрицать связь физических особенностей с особенностями личности в целом, с ее сущностью. Физические особенности составляют часть свойств личности: суть личности в целом находит отражение в физических свойствах, а физические свойства влияют на формирование личности. Вопрос следует ставить не так: существует ли эта связь? — а иначе: какова эта связь?

Наивной является попытка непосредственно  сопоставить с определенной физической особенностью то или иное психическое или социальное качество личности, установить между ними, так сказать, однозначное соответствие. Это, как правило, не наблюдается. Одна и та же физическая особенность у разных людей с разным психическим складом, занимающих различное социальное положение, находит совершенно разное, подчас противоположное отражение в их поведении и самосознании. Так, частичная потеря слуха в одном случае приводит к формированию сознания ущербности, неполноценности, в другом — к проявлению агрессивности, которую можно рассматривать как компенсацию или даже гиперкомпенсацию осознаваемого недостатка.

Здесь в качестве иллюстрации будет уместна история, о которой можно сказать: «Пусть это неправда, но выдумано хорошо». Во времена Сократа в Афины приехал физиономист, по лицу и фигуре человека, т.е. по его физическим особенностям, определявший особенности личности. Сократ предложил ему для этой цели себя. Глядя на Сократа, на его плешь, толстые губы, курносый нос, короткую толстую шею, физиономист, не колеблясь, произнес: «Жаден, развратен, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне, знавшие Сократа добродушным и неприхотливым, посмеялись над незадачливым гадателем и хотели побить его, но Сократ остановил их: «Он сказал правду, я был таким, но воспитал себя, и вот я таков, каким вы меня знаете».

Для педагога, преподавателя умение по внешним, физическим свойствам судить о личности в целом является очень важным профессиональным качеством. Действительно, педагогу часто приходится вступать с учащимися в одноразовый речевой контакт (зачет, экзамен) и в ходе этого контакта решать серьезные вопросы. Во всех этих случаях первое впечатление, определяемое прежде всего физическими свойствами личности собеседника, оказывается решающим. В силу кратковременности перечисленных форм общения педагог особенно часто прибегает к стереотипам восприятия, которые позволяют сразу же вынести суждение, сразу же определить человека. Однако это довольно часто приводит к тому, что изучение собеседника сводится к подгонке его под один из имеющихся стереотипов. Поэтому очень важно, чтобы первое впечатление было верным, чтобы оно складывалось не под влиянием привычных стереотипов, представляющих собой готовые шаблоны, застывшие формы восприятия, а под влиянием живого, конкретного собеседника.

Информация о работе Личность работника