Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, реферат
1. Определение понятия личности
2. Структура свойств личности
3. Огранические свойства
4. Психологические свойства
5. Социальные свойства
Такого рода фазы изменений наблюдаются и в течение учебного дня (между перерывами на отдых, а также с утра до обеда и с обеда до конца учебного дня), и в течение учебной недели (первая фаза приходится на понедельник, третья — на пятницу или субботу), и в течение месяца (первая фаза — первая неделя). Иначе говоря, всюду, где деятельность учащегося носит ритмический, периодически повторяющийся характер и где эта периодичность может быть установлена.
Можно возразить, сказав, что довольно часто максимум производительности достигается именно в конце периода (в конце месяца, в конце четверти, в конце года). Это действительно наблюдается довольно часто и даже получило название «экзаменационной лихорадки», штурмовщины. Помимо всего того, что принято говорить о столь же порочной, сколь и устойчивой практике, следует упомянуть, что принудительное и противоестественное (ибо речь идет действительно о нарушении естественного процесса) увеличение производительности деятельности к концу периода осуществляется ценой мобилизации дополнительных ресурсов организма, которые требуют компенсации. В результате процесс восстановления работоспособности растягивается и следующая фаза врабатывания оказывается значительно более растянутой. Выигрыш в конце текущего периода оборачивается потерями в начале следующего.
Состояние напряженности — еще одна из интегральных характеристик изменений в процессе деятельности. Напряженность меняется не только по фазам изменения работоспособности, но и в ответ на различные изменения условий деятельности. Слабая предварительная подготовка, дефицит времени и информации, так же как и избыток последней, экстремальность условий выполнения деятельности, высокая ответственность за ее результат — все это может вызвать высокую напряженность, которая в зависимости от темперамента и характера учащегося может либо усилить его деятельность, либо дезорганизовать ее.
В речевом обиходе состояние высокой степени напряженности получило название стресс (хотя стресс — это общее понятие, означающее любую степень напряженности). Длительное состояние стресса может повлечь не только функциональные, но и органические изменения в организме. Сильное нервное напряжение, вызванное угрозой жизни или трагическими переживаниями, приводящее к временному нарушению или полной потере профессиональных способностей, называется нервным шоком. Исследования психологов показывают, что для восстановления и сохранения профессиональных способностей после шока, например, у водителей, переживших тяжелую аварию, важно как можно скорее включиться в работу, для того чтобы пережитые впечатления не образовали устойчивый антипрофессиональный комплекс.
Как показали исследования, существующее у многих школьников отчуждение от школы и школьных занятий может объясняться именно наличием своеобразных шоковых напряжений, которые не были своевременно сняты умелым психолого-педагогическим вмешательством и привели к возникновению устойчивого антишкольного комплекса.
Однако напряженность может быть обусловлена факторами прямо противоположного характера — простотой, однообразием, монотонностью работы. Эти факторы в особенности способствуют состоянию напряженности у представителей сильного типа нервной системы — холериков и сангвиников. Напряженность в данном случае возникает не вследствие активной деятельности организма, больших затрат энергетических ресурсов организма, а, наоборот, вследствие того, что активная, деятельная натура вынуждается к выполнению работы, сводящейся к минимуму проявления возможностей личности.
3. Изменения в процессе обучения и воспитания
Обучение и воспитание являются
основными способами
Вопросы обучения и воспитания традиционно связывались со школьным и вузовским образованием. В основе традиционной концепции образования лежала идея создания у учащегося некоторого запаса знаний, которые в последующей жизни использовались при решении возникающих проблем, обеспечивали его профессиональную деятельность.
В настоящее время стало ясно, что активная, интенсивная профессиональная деятельность особенно в передовых, развивающихся областях общественной (научной и производственной) жизни невозможна только на основе запаса знаний, получаемых в школе и вузе. Необходимо постоянное пополнение, обновление и даже пересмотр имеющихся знаний. Современная концепция непрерывного образования предполагает получение знаний в течение всей активной жизни личности как условие сохранения ею необходимого уровня профессиональной квалификации. Однако способность и потребность постоянного освоения знаний формируется в школе.
Рассмотрим основные виды обучения, сложившиеся к настоящему времени. При этом будем исходить из положения, что способ обучения не только определяет количество и качество приобретаемых знаний, но и формирует личность, или, вернее, способствует формированию определенных свойств личности. Речь пойдет о традиционном, программированном, проблемном обучении и о деловых играх.
Традиционное обучение (классно-урочное) при всех его недостатках, о которых пойдет речь ниже, остается одним из основных видов обучения. Оно является основным еще и потому, что остальные виды обучения представляют собой попытки преодоления недостатков, свойственных традиционному обучению. Особенно эффективно традиционное обучение в тех случаях, когда необходимо в минимальное время сообщить слушателям основные, обобщенные знания. Типичным примером информативного обучения является традиционный урок. При традиционном обучении материал излагается всей аудитории, а не отдельному учащемуся. Однако темп усвоения и уровень понимания у разных учащихся могут сильно отличаться. Даже если учитель ориентируется на некоторого среднего учащегося, все равно и в этом случае есть слушатели, которым излагаемый материал кажется либо слишком труден, либо слишком банален. Чтобы решить эту проблему, необходимо дифференцировать учащихся по степени подготовленности и интересам и каждую группу обеспечить своим преподавателем, а в идеале каждому слушателю нужен свой преподаватель. Возможно ли это?
Попыткой удовлетворительно
Проблемное обучение было призвано устранить другой недостаток традиционного обучения — пассивность усвоения материала. Учащийся в основном слушает, записывает то, что ему сообщает учитель. Это усвоение готовых сведений, знаний, истин. У слушателя не формируется умение ставить проблему, а тем более находить ее решение. Даже в том случае, если опытный учитель в проблемной лекции строит свое выступление как постановку проблемы и как поиск ее решения, тем не менее слушатели лишь присутствуют при описании процесса творческого поиска, их соучастие в этом поиске недостаточно. Проблемное обучение ставит своей основной задачей активизацию учащихся и выработку у них умения видеть и формулировать проблему и самостоятельно находить ее решение, развитие инициативности и творческого отношения к изучаемому материалу. В этом главное достоинство данного метода. К сожалению, проблемное обучение требует значительного увеличения времени, отводимого на усвоение материала. В этом состоит один из основных недостатков проблемного обучения.
Получивший в последнее время особое распространение метод деловых игр позволяет преодолеть недостаток, присущий всем названным выше методам обучения. При всех различиях этих методов в них есть общее — все они дают знания, умения и навыки каждому отдельному учащемуся так, как если бы он работал отдельно, обособленно.
Но совершенно ясно, что общественная, производственная деятельность представляет собой деятельность кооперированную, совместную, в которой действия многих участников координируются, согласуются между собой. Иначе говоря, совместная деятельность невозможна без навыков и умений сотрудничества, взаимодействия.
Обучение навыкам и умениям сотрудничества и взаимопонимания составляет главную особенность метода деловых игр, а также главное их достоинство. Остается лишь пожалеть, что они не получили пока такого распространения в общеобразовательной школе, какое они приобрели в сфере дополнительного образования.
Можно продолжить анализ достоинств и недостатков каждого из методов обучения, важно, однако, иметь в виду, что ни один из них нельзя признать универсальным, заменяющим все прочие. Необходимо умелое использование того или иного метода в зависимости от задач обучения, уровня подготовки учащихся, технической оснащенности учебного процесса, квалифицированности преподавателя, объема учебного времени и т. п.
Хотелось бы вновь подчеркнуть, что метод обучения не только определяет способ и качество усвоения знаний и умений, но и способствует формированию определенных свойств личности у учащихся.
Традиционный способ обучения основан на авторитете и предполагает воспитание учащегося, уважающего преподавателя. Даже в том случае, если учитель ниспровергает авторитеты, он устанавливает новые, в том числе свой собственный за их счет. Данный способ формирует личность, следующую за авторитетом.
Программированный метод формирует личность, имеющую формальное и формализованное мышление. Личность либо усваивает этот способ мышления, либо, напротив, отвергает его. В любом случае мышление дисциплинируется, становится более последовательным, логичным.
Проблемное обучение формирует личность с чертами самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу, альтернативного мышления, способностью отстоять свою точку зрения, свое убеждение.
Деловые и ролевые игры формируют навыки сотрудничества, восприятия и понимания других людей, организационные навыки, умение убеждать и доказывать, умение наступать и уступать, согласовывать свои действия с действиями других людей, видеть свое место и роль в общем деле, умение подчинять и подчиняться, для того чтобы достичь общей цели.
4. Изменения в процессе саморегуляции
Известно высказывание И.П.Павлова о том, что человек — это система, сама себя регулирующая, поправляющая и совершенствующая. Но это определение можно отнести к любой живой, саморегулирующейся системе. Особенностью человека является сознание, которое представляет собой форму внутренней регуляции поведения. Сознательная регуляция является основным условием формирования характера, самовоспитания личности. Сознательное формирование черт характера предполагает построение представлений о том, «каков я есть» и «каким я хочу быть». Стремление следовать образцу, идеалу способствует появлению новых свойств личности.
Одним из основных свойств личности,
связанных с процессом
Развитие личности — процесс
постоянного преодоления и
Психологическая защита обеспечивает устойчивость психической организации личности, ее душевное равновесие, уверенность в себе, сопротивление травмирующим переживаниям. Рассмотрим некоторые из наиболее изученных механизмов психологической защиты, знание которых необходимо для успешной организации педагогической работы, для понимания поведения других людей и регуляции собственного поведения.
Вытеснение избавляет личность от неприятных, нежелательных мыслей, воспоминаний и переживаний, связанных с текущими или прошлыми событиями жизни. Вытеснение выражается в стремлении отвлечься, забыть. Этот процесс может протекать на уровне сознания, путем волевой регуляции, а может совершаться неосознанно. Обстоятельства и факты, противоречащие хорошо продуманному плану действий, чаще всего подвергаются вытеснению, их стараются не замечать. Игнорирование очевидных вещей, которые, если их заметить, нарушают привычное, удобное и приятное мировосприятие, тоже результат вытеснения. Вытеснение является, следовательно, реакцией личности на внешние события и связанные с ними внутренние переживания, которые вносят разлад в душевный мир личности, затрагивают ее убеждения, нарушают сложившиеся представления. Следует особо отметить, что вытеснение — это внутренняя реакция личности, в отличие от агрессии — реакции, протекающей во внешнем мире и имеющей ту же цель — избавиться от факта, события, несущего неприятности, расстройство дел. Вытеснение же, в отличие от агрессии, предполагает воздействие не на сам факт или событие, а только на мысль о нем или связанное с ним переживание.