Личность работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

1. Определение понятия личности
2. Структура свойств личности
3. Огранические свойства
4. Психологические свойства
5. Социальные свойства

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Рационализация — механизм психологической защиты, так же, как и вытеснение, имеющий задачу устранения или ослабления травмирующего или дезорганизующего влияния на душевное состояние личности тех или иных неприятных мыслей, чувств, воспоминаний. Однако, в отличие от вытеснения, представляющего собой волевое подавление или игнорирование неприятного переживания, рационализация использует силу разума, рассудка, рациональную аргументацию в ослаблении влияния нежелательного переживания. Рационализация, например, предполагает обоснование незначительности, ненужности желанного, но недосягаемого предмета. Помимо классического образа лисицы в басне Эзопа—Лафонтена —Крылова, убеждающей себя в том, что виноград зелен и потому не стоит усилий по его добыванию, можно привести другой пример с достаточно известным персонажем, допустим, Сократом или Диогеном. Гуляя по рынку с пустым кошельком, один из них будто бы заметил: «Как много на свете вещей, без которых можно обойтись!» При вытеснении переживание загоняется вглубь, блокируется. Рационализация способна выявить причины и условия возникновения переживания и путем их переосмысления изменить характер самого переживания. 

Проекция — механизм разрешения внутренних противоречий, снятия личностью внутреннего напряжения путем сравнения с окружающими. Цель действия этого механизма — усмотрение в окружающих людях тех же или еще больших недостатков, которые вызвали внутренний разлад личности. Находя в других людях собственные недостатки, личность как бы примиряется с ними и даже более того — освобождается от них. Чем значительнее недостатки других, тем незначительнее кажутся собственные. Отыскивание недостатков в других людях становится средством самоутверждения. Достоинство такой личности в ее глазах утверждается за счет умаления достоинств окружающих ее людей. Разумеется, это крайняя форма данного вида психологической защиты, но об ее распространенности свидетельствует известная пословица «В чужом глазу соринку видит, а в своем — бревна не замечает». В оптимальной форме проекция является необходимым условием выработки адекватного отношения к собственным недостаткам, которые при отсутствии механизма проекции сделали бы жизнь невыносимой.

Регресс — форма психологической защиты, возникающая в ответ на трудную, сложную ситуацию, вызывающую сильное внутреннее напряжение. Суть данной формы реагирования состоит в отказе от сложных форм поведения, требующих контроля и напряжения, и переходе к формам простым и привычным. Как правило, регресс представляет собой уход от непосильной проблемы, уход от проблемной ситуации. Примером регрессивного поведения может служить поведение Александра Македонского в ситуации с гордиевым узлом. Разрубив его, вместо того чтобы распутать, как это предполагалось условиями задачи, Александр проявил простую, грубую и привычную для него форму поведения.

Регресс, так же как и другие формы психологической защиты, весьма распространен. Одной из разновидностей его проявления является грубость. Довольно часто грубость поведения, например, работников учреждения, предприятия по отношению к посетителям или подчиненным является прикрытием их некомпетентности, незнания существа дела, неумения или неспособности принимать нужные решения. Вместо того чтобы разбираться в проблемах, которые для них не проще гордиева узла, они предпочитают рубить сплеча. Но «что позволено Юпитеру, не позволено быку». В результате там, где трудится «маленький македонский», подчас творится большое безобразие и беззаконие.

Знание учителем и руководителем сферы образования особенностей саморегуляции и психологической защиты может способствовать не только лучшему самоконтролю, но и лучшему пониманию поведения других людей. И разумеется, это знание должно пополняться навыками и практическими умениями, предполагающими специальное обучение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и семинарских занятий

  1. Определите самооценку как фактор поведения личности в группе.
  2. Опишите межличностный конфликт как проявление работы механизмов психологической защиты.
  3. Каковы возможные последствия ослабления или разрушения психологической защиты личности в группе?
  4. Определите группу как фактор социальной защиты личности.

5. Каковы задачи учителя в плане организации взаимодействия обучающихся в группе с учетом концепции саморегуляции личности?

Рекомендуемая литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. — JI., 1988.

Джуэл Линда. Индивидуально-организационная психология. — СПб., 2000.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — Рыбинск, 1997.

Лужков Ю.М. Российские «Законы Паркинсона» — М., 1999.

Ньюстрем Дж.9 Девис К. Организационное поведение. — СПб., 2000.

Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). — М., 1996.

Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. — Минск, 1997.

Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. — М., 1982.

Слуцкий В. К Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. — М., 1992.

Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.

1 Гоголь Н.В. Ревизор. - М., 1984. — С. 191.

2 Макаренко А. С. Сб. статей. — М., 1952. — С. 16.

3 См.: Чангли И. И. Труд. - М., 1973.

4 Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М., 1982. — С. 193.

5 Гоголь Н.В. Мертвые души. — М., 1984. — С. 13.






Информация о работе Личность работника