Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, реферат
1. Определение понятия личности
2. Структура свойств личности
3. Огранические свойства
4. Психологические свойства
5. Социальные свойства
Рационализация — механизм психологической
защиты, так же, как и вытеснение, имеющий
задачу устранения или ослабления травмирующего
или дезорганизующего влияния на душевное
состояние личности тех или иных неприятных
мыслей, чувств, воспоминаний. Однако,
в отличие от вытеснения, представляющего
собой волевое подавление или игнорирование
неприятного переживания, рационализация
использует силу разума, рассудка, рациональную
аргументацию в ослаблении влияния нежелательного
переживания. Рационализация, например,
предполагает обоснование незначительности,
ненужности желанного, но недосягаемого
предмета. Помимо классического образа
лисицы в басне Эзопа—Лафонтена —Крылова,
убеждающей себя в том, что виноград зелен
и потому не стоит усилий по его добыванию,
можно привести другой пример с достаточно
известным персонажем, допустим, Сократом
или Диогеном. Гуляя по рынку с пустым
кошельком, один из них будто бы заметил:
«Как много на свете вещей, без которых
можно обойтись!» При вытеснении переживание
загоняется вглубь, блокируется. Рационализация
способна выявить причины и условия возникновения
переживания и путем их переосмысления
изменить характер самого переживания.
Проекция — механизм разрешения внутренних противоречий, снятия личностью внутреннего напряжения путем сравнения с окружающими. Цель действия этого механизма — усмотрение в окружающих людях тех же или еще больших недостатков, которые вызвали внутренний разлад личности. Находя в других людях собственные недостатки, личность как бы примиряется с ними и даже более того — освобождается от них. Чем значительнее недостатки других, тем незначительнее кажутся собственные. Отыскивание недостатков в других людях становится средством самоутверждения. Достоинство такой личности в ее глазах утверждается за счет умаления достоинств окружающих ее людей. Разумеется, это крайняя форма данного вида психологической защиты, но об ее распространенности свидетельствует известная пословица «В чужом глазу соринку видит, а в своем — бревна не замечает». В оптимальной форме проекция является необходимым условием выработки адекватного отношения к собственным недостаткам, которые при отсутствии механизма проекции сделали бы жизнь невыносимой.
Регресс — форма психологической защиты, возникающая в ответ на трудную, сложную ситуацию, вызывающую сильное внутреннее напряжение. Суть данной формы реагирования состоит в отказе от сложных форм поведения, требующих контроля и напряжения, и переходе к формам простым и привычным. Как правило, регресс представляет собой уход от непосильной проблемы, уход от проблемной ситуации. Примером регрессивного поведения может служить поведение Александра Македонского в ситуации с гордиевым узлом. Разрубив его, вместо того чтобы распутать, как это предполагалось условиями задачи, Александр проявил простую, грубую и привычную для него форму поведения.
Регресс, так же как и другие формы психологической защиты, весьма распространен. Одной из разновидностей его проявления является грубость. Довольно часто грубость поведения, например, работников учреждения, предприятия по отношению к посетителям или подчиненным является прикрытием их некомпетентности, незнания существа дела, неумения или неспособности принимать нужные решения. Вместо того чтобы разбираться в проблемах, которые для них не проще гордиева узла, они предпочитают рубить сплеча. Но «что позволено Юпитеру, не позволено быку». В результате там, где трудится «маленький македонский», подчас творится большое безобразие и беззаконие.
Знание учителем и руководителем сферы образования особенностей саморегуляции и психологической защиты может способствовать не только лучшему самоконтролю, но и лучшему пониманию поведения других людей. И разумеется, это знание должно пополняться навыками и практическими умениями, предполагающими специальное обучение.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и семинарских занятий
5. Каковы задачи учителя в плане организации взаимодействия обучающихся в группе с учетом концепции саморегуляции личности?
Рекомендуемая литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.
Грановская P.M. Элементы практической психологии. — JI., 1988.
Джуэл Линда. Индивидуально-организационная психология. — СПб., 2000.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — Рыбинск, 1997.
Лужков Ю.М. Российские «Законы Паркинсона» — М., 1999.
Ньюстрем Дж.9 Девис К. Организационное поведение. — СПб., 2000.
Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). — М., 1996.
Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. — Минск, 1997.
Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. — М., 1982.
Слуцкий В. К Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. — М., 1992.
Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.
1 Гоголь Н.В. Ревизор. - М., 1984. — С. 191.
2 Макаренко А. С. Сб. статей. — М., 1952. — С. 16.
3 См.: Чангли И. И. Труд. - М., 1973.
4 Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М., 1982. — С. 193.
5 Гоголь Н.В. Мертвые души. — М., 1984. — С. 13.