Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, реферат
1. Определение понятия личности
2. Структура свойств личности
3. Огранические свойства
4. Психологические свойства
5. Социальные свойства
Холерик требует от руководителя действий, в чем-то противоположных действиям меланхолика. Если меланхолика приходится подталкивать и поддерживать, то холерика приходится сдерживать и осаживать. Как человек быстро увлекающийся и быстро теряющий интерес к делу, если оно не ладится, холерик нуждается в постоянном контроле. Чтобы поддерживать интерес холерика к одному и тому же делу, учитель должен заботиться, чтобы оно время от времени меняло контекст и значение. В случае неудач, способных выбить холерика из седла, учитель должен помочь ему вернуть присутствие духа. Холерик хорош в роли инициатора, заводилы, но, как правило, плох как организатор. Это следует иметь в виду при распределении заданий. Как потенциальный носитель конфликтов, холерик нуждается в особом внимании при организации сотрудничества в школьных группах. Необходимо избегать ситуаций, способствующих проявлению его негативных качеств — возбудимости, вспыльчивости, несдержанности в проявлении чувств. Необходимо использовать сильные стороны личности холерика — общительность, жажду деятельности. Холерик лучше всего может быть использован для выполнения представительских функций, для завязывания контактов при организации нового дела в школе. Но и в этих случаях необходим контроль его деятельности.
Флегматик, будучи не столь энергичным и инициативным, как холерик, способен доставить руководителю не меньше заботы. Этот человек органически не способен сидеть без дела или заниматься бессмысленной работой. Но его беда состоит в том, что он подчас не способен самостоятельно выбрать себе действительно значимое дело, о котором он мечтает и которому готов посвятить всего себя. Поэтому руководителю следует поручить ему важное дело, причем выбрать это дело со всей ответственностью. Ответственность возникает в связи с тем, что, выбрав направление работы, флегматик нелегко с ним расстается, так что ошибка в определении выбора направления будет означать потерю продуктивного работника. В плане организации сотрудничества флегматик является наиболее покладистым участником. Он легко входит в любую группу и в качестве ведущего, и в качестве ведомого, придает группе устойчивость и направленность, подает пример собранности и дисциплинированности. Флегматик, как правило, легко обретает в случае необходимости организаторские навыки и необходимый авторитет.
Присутствие в коллективе сангвиника требует от руководителя особого внимания. Обладая энергией, инициативностью, стремлением к самостоятельности, сангвиник во всех ситуациях стремится занять центральное положение, активно участвует во всех событиях, отстаивает свою позицию и свою точку зрения, часто противоположную общепринятой или официальной. Оппозиция, противостояние, борьба с кем-то являются привычными состояниями сангвиника, выражением активности его натуры. Чаще всего противником сангвиника становится именно руководитель, которому сангвиник противостоит как неформальный лидер. Подробнее отношения лидера и руководителя будут рассмотрены далее, в главе «Личность в группе». Являясь фигурой яркой, привлекательной, сангвиник пользуется большим влиянием на окружающих, вызывает их доверие, пользуется авторитетом, поэтому в любой группе занимает ведущую роль. Самостоятельность и независимость суждений приводят к тому, что сангвиник, как и холерик, часто становится источником конфликта с окружающими. Однако, в отличие от холерика, конфликты которого носят эмоциональный характер, сангвиник конфликтует с людьми по деловым вопросам и взглядам, он более упорен и настойчив в своей борьбе.
4. Психические свойства
В отличие от физических свойств личности психические свойства нельзя наблюдать непосредственно, они, подобно физиологическим свойствам, проявляются в особенностях поведения личности. Психические свойства формируются в процессе общения. К психическим свойствам относятся способность ощущения, восприятия, мышления, а также память, внимание, чувства, воля и сознание. Разумеется, следует указать также качества, непосредственно связанные с общением людей: коммуникативность, внимательность к другим людям, способность сочувствия, умение влиять на людей, руководить ими и т.п. Хотя все нормальные люди обладают перечисленными свойствами, степень их развития у каждого человека своя. Это прежде всего проявляется в различии способностей, каждая из которых представляет собой определенную сумму перечисленных свойств.
Свойством личности, интегрирующим перечисленные психические свойства, включая способности, подобно тому как темперамент интегрирует физиологические свойства, можно считать характер.
Учитывая представленность психических свойств в других психолого-педагогических курсах, рассмотрим лишь характер как интегральное социальное свойство личности.
Характер — интегральное свойство личности, определяемое совокупностью психических, прежде всего морально-волевых, свойств личности. Характер — сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к окружающему миру и к самому себе, отношение, которое закреплено в устоявшихся привычных формах поведения. Характер — продукт воспитания и самовоспитания личности.
В повседневной жизни характер человека связывают с какой- либо наиболее ему свойственной, преобладающей чертой личности, которая его характеризует. Так же понимал характер Те- офраст, древнегреческий ученый, составивший первое описание характеров в III в. до н. э. Кстати, слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «примета», «особенность». Именно в таком смысле говорят о характере тяжелом и легком, угрюмом и веселом, легкомысленном и вдумчивом, злопамятном и отходчивом, решительном и безвольном, тревожном и беззаботном.
Для философа XVIII в. И. Канта иметь характер означало обладать волей, обеспечивающей следование определенным принципам, причем независимо от того, ложны они или правильны. Главное в характере, по мнению философа, не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя, ибо первое относится к темпераменту и только второе свидетельствует о том, что у него есть характер. Вместе с тем воля должна быть соединена с принципами, ибо упорство и непреклонность, по мнению Канта, еще не составляют характера — речь идет о разумной воле.
Не существует общепризнанной классификации характеров. Не станем углубляться в существующие классификации и выяснять их достоинства и недостатки. Для нас важно иметь в виду, что характер создается не на пустом месте и что его основой служит прежде всего темперамент. И как продукт воспитания, и как продукт самовоспитания характер формируется под непосредственным влиянием темперамента, как реакция на природные свойства личности, определяемые темпераментом.
Покажем это на примере, ставшем едва ли не классическим. Представители четырех типов темперамента оказались в одной и той же ситуации — опоздали в театр к началу спектакля. Как поведет себя каждый из них?
Холерик вступит в спор с билетером, стремясь проникнуть в зал, приводя десятки причин в свое оправдание, применит весь диапазон доступных ему средств воздействия, а при соответствующем сопротивлении может устроить скандал.
Меланхолик, натолкнувшись на препятствие, расстроится, утешая себя мыслью, что ничего другого он и не ожидал, возможно, даже вернется обратно домой, считая, что вечер безнадежно испорчен.
Флегматик, видя, что в зал не пускают, завяжет неторопливую беседу с билетером, займется осмотром фойе или пойдет в буфет в ожидании антракта.
Сангвиник, поняв, что прямо ему на свое место не пройти, и видя невозможность уговорить билетера, скорее всего, побежит наверх, на балкон или верхний ярус, чтобы найти там свободное место.
Таковы различные формы поведения в одной и той же ситуации, определяемые типом темперамента. Но ведь не менее вероятен другой вариант развития событий.
Возьмем тип холерика. Вступив в спор с билетером и чувствуя, что выходит из себя, он может затем взять себя в руки: «В прошлый раз был скандал, сейчас я снова завожусь. Ведь дал себе слово — не горячиться по пустякам. Пойду лучше в буфет, выпью чего-нибудь прохладительного, вот, кстати, и товарищ туда направляется — можно поговорить». То же самое может произойти и с меланхоликом. Уже роясь в карманах в поисках номерка, он может подумать: «Ну что я опять раскис, подумаешь, опоздал, не я один, вон сколько таких же растяп, как и я, надо быть выше мелких неприятностей. Вот люди бегут наверх, наверное, там можно сесть, пойду и я за ними».
В этих вариантах поведения
Во всех рассмотренных вариантах характер выступает наряду с темпераментом именно как способность держать себя в руках, следовать принятому решению, исходному принципу. Характер определяется теми образцами и принципами поведения, которые человек усваивает сознательно или неосознанно, и той настойчивостью, с которой он следует этим образцам и принципам. Характер можно определить как сложившееся наиболее устойчивое отношение человека к миру и самому себе, определяющее соответствующие устойчивые способы поведения в самых различных жизненных ситуациях.
5. Социальные свойства
Социальные свойства личности проявляются в результате включения ее в ту или иную социальную структуру, в тот или иной «социальный организм» (семья, классный коллектив, школа, предприятие, учреждение, организация). При этом способом проявления социальных свойств выступает социальная роль, которую играет личность вольно или невольно.
Социальная роль определяется положением, статусом человека в системе отношений людей внутри социального образования. Это положение (должность, профессия) определяет его задачи и полномочия, нормы поведения и способы действия. Иначе говоря, определяет требования, которым он должен соответствовать, чтобы успешно играть свою роль. Требования, в свою очередь, предполагают наличие определенных свойств личности.
В качестве социальных могут выступать названные выше психические свойства личности, если оказывается, что они необходимы для выполнения социальной роли и связанной с нею деятельности. В этой деятельности на основе психических свойств формируются и новые свойства личности. Социальными те или иные свойства личности становятся в силу их использования в социальной деятельности личности. Социальную значимость могут приобрести и физические, и физиологические свойства личности.
Социальные свойства личности принято разделять на три основные группы: нравственные свойства, деловые свойства и политические свойства.
Нравственные свойства. Нравственные (или моральные) свойства личности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации, общепризнанным и, как правило, неписаным нормам и образцам поведения, принципам и обычаям. Нравственные свойства личности связаны с ее отношением к событиям, затрагивающим вопросы добра и зла, справедливости и несправедливости, вопросы совести, чести, ответственности за свои поступки. Они выявляются в тех взаимоотношениях с другими людьми, в которые вступает личность, выполняя социальную роль. Различные социальные роли предъявляют разные требования к нравственным качествам личности, более того, в различных организациях требования одной и той же социальной роли оказываются различными. Совокупность морально-нравственных норм поведения, принципов и обычаев, принятых в коллективе организации, образует морально-психологический климат.
Следует иметь в виду, что нравственными являются не только положительные моральные качества личности, но и такие, которые принято называть безнравственными. Злость, мстительность, злопамятство, безразличие к другим людям, эгоизм, жадность, тщеславие, лживость, наглость, несправедливость также являются нравственными свойствами личности. И хотя всем с детства, как правило, знакомы идеи добра, справедливости, чести, достоинства и чистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизни наблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственных качеств, представленных в различных личностях, но и не меньшая пестрота представлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое — безнравственным.
Формулировка морального кодекса строителя коммунизма в 60-х гг. XX в. не помешала процессу глубокого морального разложения, сопровождавшего общественное развитие в нашей стране в 70-х — начале 80-х гг. XX в. и явившегося не только следствием, но и причиной вначале застойных явлений, а затем развала Советского государства. Это убедительно свидетельствует о том, что превращение неписаных норм нравственности в «писаные» не гарантирует их повсеместного распространения. Необходимость нравственного очищения делает особенно важным изучение нравственных свойств личности и причин нравственной деформации, поразившей не только отдельные личности, но и целые коллективы и социальные группы, в том числе и в сфере образования.
Деловые свойства. Деловые свойства личности определяются отношением человека к работе, делу. Деловые свойства обеспечивают успешность выполнения деятельности, определяемой социальной ролью. Как уже говорилось, в роли деловых свойств могут выступать и физические, и физиологические, и психические свойства личности. Например, решительность, будучи психическим свойством, проявлением воли, выступает в то же время в роли профессионально-важного свойства личности. Сила нервной системы, непосредственно определяющая работоспособность личности, также является деловым свойством.
Некоторые деловые свойства личности представляют собой сложные образования, включающие комплекс органических и психических свойств. Такова компетентность, т.е. знание дела, умение решать возникающие вопросы в реальном масштабе времени, предполагающее определенный уровень знаний, навыков и умений, определяемый квалификацией и практическим опытом работы.
С одной стороны, учитель должен обладать особой компетенцией, которую принято называть социально-психологической: умением общаться с людьми, понимать и влиять на их поведение. С другой стороны, именно как учитель он должен уметь передавать свой опыт учащимся. Другим деловым свойством личности, представляющим собой сложное образование, является авторитет, определяемый обычно степенью уважения со стороны других людей, признанием заслуг, превосходства в знаниях, умениях, опыте, способности умело вести дело. Авторитет может основываться не только на деловых, но и на нравственных или политических свойствах личности, т.е. можно говорить о деловом, нравственном или политическом авторитете личности.