Личность работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

1. Определение понятия личности
2. Структура свойств личности
3. Огранические свойства
4. Психологические свойства
5. Социальные свойства

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в новых  социальных условиях на первое место выдвигаются такие деловые свойства личности, как предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового. Однако важно, чтобы эти деловые свойства сочетались с такими деловыми свойствами, как ответственность за последствия принимаемых решений и предпринимаемых действий.

Политические свойства личности. Политика в общепринятом смысле представляет собой действия, взгляды и намерения политических партий. К политическим свойствам личности принято относить идейную убежденность, умение разбираться в текущей государственной политике, принципиальность в отстаивании своих политических взглядов и убеждений.

Однако политические свойства личности могут проявляться не только в делах государственной политики, но и в политике, связанной с взаимоотношениями различных социальных групп и слоев, с борьбой их взглядов и интересов, стремлением к доминированию.

Успешность деятельности любого человека, его карьера зависят подчас от умения разобраться именно в политической обстановке, примкнуть к сильной группе и отмежеваться от опальной. Это иной уровень политики, не менее важный, чем уровень государственной политики. Более того, успех государственной политики зависит от того, насколько она согласуется с политикой социальных групп.

Наконец, политические свойства личности могут проявляться на уровне индивидуального  общения, предполагают знание людей, умение пользоваться их слабостями или их достоинствами для достижения собственных целей, умение вовремя смолчать и вовремя заговорить, умение вести себя должным образом, соответственно ситуации общения.

В отечественной литературе принято  сводить политические свойства личности исключительно к уровню государственной политики и судить об этих свойствах личности по ее отношению к политике государства. Однако следует признать, что никакая убежденность в правоте государственных политических принципов не будет достаточной для успешной реализации этих принципов, если будет отсутствовать способность разобраться во взаимоотношениях социальных групп и отдельных людей, которые будут реализовывать эти принципы и использовать эти взаимоотношения, или если будет отсутствовать способность влиять на людей, вовлекать их в дело, используя необходимые средства воздействия. Короче говоря, к политическим свойствам следует относить весь комплекс свойств личности, определяющих ее способность ориентироваться в обстановке и действовать с учетом взаимоотношений отдельных людей, социальных групп и политических партий. Школа является первичной естественной средой, в которой формируются политические свойства личности во всех отмеченных значениях.

Мировоззрение. Свойством, интегрирующим социальные свойства личности, подобно тому как темперамент интегрировал физиологические свойства, а характер — психические свойства личности, следует назвать мировоззрение. Мировоззрение — система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных личности, определяющих ее поведение в решающих жизненных ситуациях, ее отношения к окружающей действительности.

Характерная особенность мировоззрения  заключается в том, что оно  является не только представлением о  существующей действительности, но и представлением о том, какой она должна быть. Несмотря на то что люди сталкиваются с одной и той же действительностью, их представления о ней, их мировоззрения могут значительно различаться — отсюда разногласия, конфликты.

Важным фактором, определяющим мировоззрение  помимо собственных свойств личности, является образ жизни личности, связанный с ее общественным положением, социальной ролью, кругом обязанностей. Вместе с образом жизни, который личность ведет в силу своего положения, она усваивает свойственные этому образу жизни правила и нормы поведения, жизненные цели, нравственные ценности и идеалы, а вместе с ними и мировоззрение.

Различия в мировоззрении будут  тем значительнее, чем более дифференцированно  общество, чем более выражено различие социальных групп и их интересов, чем выше степень общественного разделения труда, наконец, чем меньше удовлетворенность личности тем образом жизни, который она ведет, и соответственно тем мировоззрением, которое ей диктуется образом жизни.

Единство мировоззрения является условием объединения людей, сплоченности социальных групп, организаций и общества, государства в целом.

Вопросы и задания для самостоятельной  работы и семинарских занятий

  1. Какие социально-психологические характеристики личности наиболее важны для решения задач управления? В чем особенность оценки личности с точки зрения социологии и психологии управления?
  2. Приведите пример педагогической ситуации из собственного опыта, в которой наиболее ярко проявилось различие темперамента, характера и требований профессиональной этики педагога-воспитателя. 

Рекомендуемая литература

Вудкок Л/., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика. — М., 1991.

Джуэл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб., 2001.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1999.

Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. Элементы психологии в повседневной работе. — М., 1993.

Личность: определение и описание // Вопросы психологии. — 1992. — № 3, 4.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

Хъелл ЛЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.

ЛЕКЦИЯ 4

ДИНАМИКА И РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ  ЛИЧНОСТИ

Возрастные изменения • Функциональные изменения • Изменения в процессе обучения и воспитания • Изменения  в процессе саморегуляции

Основным и важнейшим свойством  личности является ее способность к изменениям и развитию. Выше не раз отмечалась эта способность в отношении отдельных свойств. Рассмотрим теперь изменения, происходящие с личностью в целом, как единым образованием. Как и свойства личности, эти изменения можно разделить на четыре основные группы: возрастные, функциональные, изменения в процессе обучения и воспитания и в процессе саморегуляции.

1. Возрастные изменения

Возрастные изменения являются наиболее глубокими и необратимыми. Рождаясь слабым и беспомощным, в течение сравнительно недолгого временного периода человек способен достичь положения, в котором он оказывает влияние на судьбы многих людей и целых народов, определяет ход исторических событий. Однако в глубокой старости он может вновь достичь состояния, в чем-то близкого к исходному («младенческая старость»).

Возрастные изменения в той  или иной степени затрагивают  все свойства личности. Наиболее изменчивыми  являются социальные и психические свойства. Из органических свойств свойства нервной системы отличаются наибольшей устойчивостью. Исследования показывают, что эти свойства формируются в течение первого полугода после рождения ребенка и сохраняются в течение всей жизни. Соответственно темперамент является наиболее стабильным свойством личности.

Однако при том, что темперамент  является устойчивым личностным образованием, он почти никогда не проявляется в чистом виде.

По мере развития личности, по мере усвоения ею социальных форм поведения, темперамент, определяющий непосредственное реагирование личности на внешние воздействия, все более и более вуалируется, как это было показано выше на примере формирования характера на основе темперамента.

С возрастными изменениями тесно  связано развитие способностей — комплексов психических, органических и социальных свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение той или иной деятельности. Будучи в известной степени наследственно обусловленными, способности тем не менее могут проявиться лишь в определенных условиях, на определенном этапе развития, получившем название сензитивного периода развития, т.е. периода повышенной чувствительности к определенного рода воздействиям, явлениям, событиям окружающего мира, связанным с той или иной способностью. В этот период способности развиваются наиболее успешно. Так, усвоение языка, развитие музыкальных и изобразительных способностей лучше всего происходят в раннем возрасте, поэтическое дарование обнаруживается и становится возможным в подростковом возрасте.

С возрастом связана не только степень проявления той или иной способности, но и содержание деятельности, в которой реализуется способность. Можно очень рано научить ребенка складывать стихи и «набить руку» в этом деле. Однако подлинное мастерство приходит только с накоплением жизненного опыта, опыта переживаний, которые могут быть выражены поэтически и отражать переживания, понятные другим людям. Необходимо нравственное созревание личности, чтобы способность из комплекса психофизических свойств превратилась в социальное качество личности.

Возрастные изменения включают развитие трех групп свойств, каждая из которых развивается по своим  законам, т.е. автономно: органической, психической и нравственной. Полноценное  развитие личности предполагает взаимосвязанное, пропорциональное развитие всех трех групп.

В возрастном развитии личности выделяются периоды относительно спокойные, чередующиеся с переломными периодами, называемыми иногда возрастными кризисами. Плавное накопление возрастных изменений в спокойный период развития личности приводит к возникновению качественно новых психических образований, сопровождающихся ломкой старых привычек, форм поведения, убеждений и взглядов. Рушатся старые и возникают новые идеалы, цели, жизненные планы, меняются и формируются оценка своих возможностей, уровень притязаний, критерии восприятия и понимания других людей, отношение к миру, мировоззрение. В периоды кризисов личность наиболее чувствительна к влиянию со стороны, это обстоятельство необходимо учитывать при работе с людьми.

Хотя развитие конкретной личности может протекать весьма своеобразно, тем не менее существуют некоторые  типичные стадии и кризисы развития. В раннем возрасте существуют кризисы 3 и 7 лет, затем переломный период, связанный с половым созреванием и формированием эмоционально-волевой сферы личности, ее характера, далее период самоопределения, связанный с выбором жизненных целей, профессии, спутника жизни, затем период середины жизни, предполагающий подведение жизненных итогов с четким определением своих возможностей. Наконец, кризис завершения активной трудовой деятельности, связанный с выходом на пенсию.

Характерной особенностью каждого  кризиса является возникающее несоответствие возросших и возрастающих физических, психических и социальных возможностей личности ее реальному положению и той роли, которую она выполняет. Кризис будет тем острее, чем глубже это несоответствие и чем больший круг возможностей личности оказывается ограниченным. Кризис может явиться также результатом осознания несоответствия собственных возможностей поставленным жизненным целям и планам.

Для учителя, как и для руководителя, важно не только знать и учитывать  возрастные особенности учащихся или  сотрудников, соответствующие каждому  возрастному периоду потребности, цели, интересы, отношение к происходящему, но и прогнозировать будущие изменения, т.е. строить свою работу, ориентируясь не только на актуальный уровень интересов и запросов учащихся или работников, но и на неизбежные будущие возрастные изменения.

2. Функциональные изменения

Выполнение любой деятельности сопровождается определенными изменениями органических, психических и социальных свойств личности. В ходе работы, особенно в ее начале, растут сноровка, координация движений, точность действий, понимание обстановки, сообразительность. Успех в работе вызывает радость, подъем сил, уверенность в себе, неудача рождает разочарование. Монотонная работа может вызвать сонливость у одних и раздражение у других. Трудная, сложная работа приводит к утомлению. Все перечисленные и подобные им изменения свойств и состояния личности в процессе выполнения определенной деятельности являются функциональными. В отличие от возрастных изменений, носящих необратимый характер, функциональные изменения обратимы: усталость снимается отдыхом или иной деятельностью, разочарование сменяется радостью, сонливость — бодростью и т.д.

Следует сказать, что без соответствующих  функциональных изменений невозможно выполнение самой деятельности: функциональные изменения — это не только продукт деятельности, это и условие ее осуществления. Без должного уровня внимания, сосредоточения, без актуализации необходимых навыков и знаний, без рабочего настроения само начало деятельности подчас оказывается невозможным.

При выполнении любой деятельности наблюдаются определенные закономерности в происходящих изменениях свойств личности. Так, если взять изменения работоспособности, то можно выделить три фазы или стадии:

  • врабатывание;
  • устойчивая работоспособность;
  • развивающееся утомление.

На стадии врабатывания, связанной с началом деятельности, рабочие движения неустойчивы, психические процессы не организованы, функциональная система, обеспечивающая выполнение деятельности, не сложилась, не готова, идет процесс ее формирования. На стадии устойчивой работоспособности сложившаяся функциональная система обеспечивает оптимальный уровень работоспособности, достигнутый успех вызывает чувство удовольствия, удовлетворения от процесса труда как игры физических и интеллектуальных способностей (эустресс, «хороший стресс», в определении Г.Селье). На стадии развивающегося утомления производительность работы снижается, растет напряженность, возникает утомление, растет вероятность сбоев и ошибок деятельности, концентрация внимания, сосредоточенность требует все большего усилия воли. Дальнейшая работа усиливает дистресс, «плохой стресс», психосоматическое напряжение, ведущее к истощению иммунитета организма.

Информация о работе Личность работника