Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:30, аттестационная работа
В любой школе руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления школой обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его умений, знаний и личных качеств в соответствии с требованиями государства. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Определение понятия личностные качества и их проявление в сфере руководства как важный инструмент успешного управления коллективом……6
2. Параметры построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении……………………………..12
3. Задачи и функции управленческой деятельности общеобразовательным учреждением………………………………………………………………………..16
4. Определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности…………………………….25
5. Анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………39
Список используемой литературы………………………………………………41
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки работников образования
Кафедра управления образованием
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Личностные качества руководителя как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителя ОУ
Выполнила:
слушательница курсов по программе
«Менеджмент в образовании»
Трубицына Елена Ивановна,
. директор МБОУ СОШ № 4
им. П.И. Климука ЩМР МО
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Утешева Татьяна Петровна
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Определение понятия
личностные качества и их
2. Параметры построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении……………………………..12
3. Задачи и функции
управленческой деятельности
4. Определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности…………………………….25
5. Анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………41
Введение
В любой школе руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления школой обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его умений, знаний и личных качеств в соответствии с требованиями государства.
В современных условиях,
когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях
Решение теоретических и практических задач управления школой приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления.
Поэтому современному руководителю
для эффективного влияния на деятельность
подчиненных необходимо глубокое понимание
психологических основ
Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения множества практических проблем, которые возникают перед педагогическими коллективами и обществом в целом.
Проблемам, которые возникают в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый П.И, Сластенин В.А., Рогов Е.И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И. Анализ литературы, которая касается вопросов управления школой, изучение опыта управленческой деятельности показывает, что в настоящее время недостаточно внимания уделено личности руководителя школы, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые предъявляет к нему современное интенсивно меняющееся общество.
Так, выбранная тема данного курсового проекта актуальна, так как рассматривает психологические основы личности руководителя и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий педагогического труда, повышения эффективности управленческого процесса школы.
Соответственно, цель нашего исследования заключается в определении содержания работы по развитию личностных качеств руководителей школы, как средства повышения управленческой деятельности образовательного учреждения.
Предметом исследования являются личностные качества руководителей и их влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
· определение понятия личностные качества и их проявление в сфере руководства как важный инструмент успешного управления коллективом;
· рассмотрение параметров построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении;
· определение задач и функций управленческой деятельности общеобразовательным учреждением;
· определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности;
· анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы.
Методологическую основу
1. Определение
понятия личностные качества
и их проявление в сфере
руководства как важный
Исключительность и
Согласно новым социальных задач растут требования к содержанию и характеру управленческой деятельности руководителей школ, качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим совершенствование системы управления школой неразрывно связано с овладением всеми руководителями демократическим стилем руководства, основанного на тщательном изучении положения дел, выявлении того, какие формы и методы управления наиболее эффективны, а какие устарели, не отвечают современным требованиям. Этот стиль требует развитой способности к педагогическому анализу, объективности в оценке достигнутых результатов, умение творчески подходить к выработке и принятию необходимых решений.
Руководитель должен обладать такими деловыми и личностными качествами, которые помогут ему успешно решать проблемы любой сложности и в любом подразделении школы.
К важнейшим, базовым требованиям и качествам, необходимым руководителю любого ранга и школы в частности относят:
Политическая зрелость — черта, которая требует наличия таких качеств как осознание своей политической позиции, высокой социальной активности, компетентности в вопросах политики государства способность распознавать в общественных явлениях и конкретной работе политический смысл, способность предвидеть политические последствия решений, принимаемых им; принципиальность к любым антиобщественным поступкам людей.
Государственный подход. Руководитель всегда и во всем должен согласовывать свои интересы и интересы коллектива с задачами общества. Этот подход предполагает глубокое знание важных экономических и социальных задач в развитии государства, понимание роли и места своего коллектива в решении этих задач.
Конкретное проявление государственного подхода в реальной практической деятельности руководителя школы предполагает умение понимать и учитывать требования времени. А наиболее важным сейчас является объективная необходимость интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, широкое внедрение передового педагогического опыта, достижений научно-технического прогресса в практику работы своего коллектива, экономия материальных ресурсов
Деловитость. Это качество характеризует руководителя с точки работоспособности и умения рационально осуществлять деятельность. Она предполагает высокий уровень профессиональных навыков и умений, а также желание руководствоваться при исполнении обязанностей, прежде всего, интересами дела и поставленными задачами. Деловитость основывается на ответственном отношении личности к выполняемым обязанностям. Деловитость — это рационально-организованная активность. Очень важной стороной деловитости руководителя является его умение формулировать и определять задачи для себя и подчиненных. Это основной момент делового подхода.
Следующий важный элемент деловитости — определение всех необходимых действий, их последовательности, которые могут способствовать достижению намеченной цели. Деловитость — это умение заранее и аргументировано выработать программу необходимых действий для достижения конкретной цели. Не стоит забывать того, что у этого процесса есть другая сторона: необходимо с такой же определенностью наметить и зафиксировать то, чего делать не стоит.
Необходимым элементом делового поведения руководителя является умение оценивать результаты деятельности на любом этапе. При этом под умением оценивать понимается способность осуществлять оценку с соблюдением всех правил логики: формулирование и выбор критериев, сама процедура оценивания, учета условий и т.д.
Важным фактором уровня деловитости является умение ценить и экономить время. Особенно стоит отметить умение рационально использовать время собраний и совещаний. Исследования показывают, что до 30% времени руководители проводят на различных совещаниях и заседаниях.
Предприимчивость — форма проявления
трудовой, общественной и политической
активности личности, выражающей ее сообразительность,
инициативность, энергичность, практичность.
Эта форма необходима во всех сферах общества
и играет значительную роль в их развитии,
так как проявляется в постановке новых
задач, которые предстоит решить, и способствует
эффективному выполнению их с высоким качеством.
Это касается и директоров школ. Предприимчивый
руководитель школы сам активно работает
для того, чтобы создать такие условия
труда подчиненных, при которых эффективность
учебно-воспитательного процесса будет
наивысшей, обладающий навыками формулировать
реальные задачи и выполнять их. При этом
руководитель максимально использует
свои профессиональные знания, интеллектуально-
Особое значение предприимчивости заключается в том, что она позволяет изыскивать внутренние резервы для повышения эффективности управленческой деятельности руководителя, улучшать качество учебно-воспитательного процесса в школе при минимальных моральных и экономических затратах.
Компетентность — одно из важных требований, которое предъявляется к руководителю. Уровень компетентности определяется его личными качествами, квалификацией (знания, опыт), которые позволяют ему участвовать в принятии управленческих решений. Если мы говорим о профессиональной компетентности руководителя школы, то сюда мы включаем общее мировоззрение, высокую культуру; профессиональное знание психолого-педагогических наук, в частности теории управления, педагогической этики.
Важным качеством руководителя является его этические установки. Служебная этика — один из прикладных аспектов этической науки, ее содержанием является моральные отношения между людьми в процессе труда и реализации управленческих решений. Руководитель должен быть справедливым в оценке способностей и поведения своих коллег, ровным в общении с ними, принципиальным в решении проблем и т.д.