Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:30, аттестационная работа
В любой школе руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления школой обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его умений, знаний и личных качеств в соответствии с требованиями государства. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Определение понятия личностные качества и их проявление в сфере руководства как важный инструмент успешного управления коллективом……6
2. Параметры построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении……………………………..12
3. Задачи и функции управленческой деятельности общеобразовательным учреждением………………………………………………………………………..16
4. Определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности…………………………….25
5. Анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………39
Список используемой литературы………………………………………………41
5. Анализ предпринимаемых
директором школы
Наряду с подчинёнными очень важно уделить внимание выбору стиля руководства. В зависимости от целей деятельности фирмы он может быть авторитарным, демократическим или либеральным.
Под стилем руководства принято понимать общую характеристику способов, при помощи которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организации деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры и прочее.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, и видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль управления, который считается универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.
Во многом противоположен
авторитарному демократический
стиль руководства, который апеллирует
к высшим уровням потребностей. Настоящий
демократический руководитель пытается
сделать обязанности
Исследования показали, что
в условиях авторитарного стиля
руководства можно выполнить
в два раза больший объем работы,
чем в условиях демократического,
но ее качество, оригинальность, новизна,
присутствие элементов
Там, где речь идет о необходимости
стимулирования творческого подхода
исполнителей к решению поставленных
задач, наиболее предпочтителен либеральный
стиль управления. Его суть состоит
в том, что руководитель ставит перед
исполнителями проблему, создает
необходимые организационные
Ниже приводится сравнительная таблица характеристик стилей руководства:
Таблица 1. Сравнение различных стилей руководства.
Объект сравнения |
Стили руководства | ||
авторитарный |
демократический |
либеральный | |
Способ принятия решений |
Единоличный |
На основе консультаций с подчинёнными |
На основе указаний сверху или мнения группы |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе подчинённых |
Допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передаётся подчинённым |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
- |
Отношение к знаниям |
Считает, что всё сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчинённых |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, идёт на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчинённым |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет чёткой ориентации |
Стиль руководства является
принадлежностью всякого
На стиль оказывают
влияние личность руководителя, способы
и приёмы, с помощью которых
он осуществляет управленческую функцию,
т.е. субъективные факторы, а с другой
стороны окружающая производственная
среда, специфика сферы деятельности,
особенности руководимого коллектива
и др. объективные факторы и, наконец,
стиль выражает отношения, складывающиеся
между руководителем и
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
Неповторимые личные качества, определяющие “управленческий почерк”.
Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Как видно, субъективные факторы
зависят от личности руководителя,
а объективные факторы
Классифицировать стили
руководства можно путём
Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль руководства. Аналогично теории “Х” и “У” Мак-Грегора, руководители группы с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от одной крайности – сосредоточенные на работе (теория “Х”), до другой – сосредоточенные на человеке (теория “У”).
Руководитель, сосредоточенный
на работе, так же известный как
руководитель, ориентированный на задачу,
прежде всего, заботится о проектировании
задачи и разработке системы вознаграждений
для повышения
В противоположность этому,
первейшей работой
Как продолжение своих исследований, Р. Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства. Он выделил четыре стиля лидерства: эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативно- демократический, групповой.
Эксплуататорско-авторитарный стиль руководства присутствует в организациях, где утвердился эксплуататорно-авторитарный стиль, подчиненные считают себя обиженными, ибо их мнения, опыт, знания игнорируются руководителем. Руководитель, принявший единоличное решение, тем самым берёт на себя всю ответственность за возможные негативные последствия своего решения. При таком стиле руководства цена ошибок получается двойной – экономические потери от неправильного решения и психологические травмы в коллективе из-за личных отношений коллектива и руководителя.
Благожелательно-авторитарный
определяется тем, что руководитель
чувствует себя уверенно, к своим
подчинённым относится
Консультативно - демократический стиль. В его рамках руководитель уже в значительной степени доверяет подчинённым, стремится конструктивно использовать их идеи, консультируется с ними. Он внимательно выслушивает все точки зрения своих подчинённых, не отдавая предпочтения какой – либо, вырабатывает общую позицию и в её рамках свою точку зрения. Сотрудники остаются удовлетворёнными тем, что их мнение ложится в основу решения, и польщены возможностью оказать руководству посильную помощь. В этом случае ответственность руководителя подкрепляется моральной поддержкой подчинённых. Но важные решения по-прежнему принимаются исключительно высшими эшелонами власти. Предпочтение в методах воздействия на подчинённых отдаётся поощрением с крайне редкими наказаниями.
Групповой стиль характеризуется
тем, что руководитель действует
как демократ, полностью доверяет
своим подчинённым по всем вопросам.
Такой метод руководства
Неудачи, постигшие традиционные
концепции в определении
Ситуационный подход – предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.
Разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
- Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
- Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
- Должностные полномочия. Это – объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.
В таблице ниже показаны отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.
Таблица 2. Отношения между руководителем и членами коллектива
Ситуативные компоненты |
Стиль руководства, связанный с эффективностью | |||
Условие |
Взаимоотношения руководитель-подчиненный |
Структура задания |
Должностные полномочия | |
1. |
Хорошие |
Высокая |
Сильные |
Директивный |
2. |
Хорошие |
Высокая |
Слабые |
Директивный |
3. |
Хорошие |
Низкая |
Сильные |
Директивный |
4. |
Хорошие |
Низкая |
Слабые |
Рекомендующий |
5. |
Плохие |
Высокая |
Сильные |
Рекомендующий |
6. |
Плохие |
Высокая |
Слабые |
Рекомендующий |
7. |
Плохие |
Низкая |
Сильные |
Рекомендующий |
Директивный | ||||
8. |
Плохие |
Низкая |
Слабые |
Директивный |