Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:30, аттестационная работа
В любой школе руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления школой обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его умений, знаний и личных качеств в соответствии с требованиями государства. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Определение понятия личностные качества и их проявление в сфере руководства как важный инструмент успешного управления коллективом……6
2. Параметры построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении……………………………..12
3. Задачи и функции управленческой деятельности общеобразовательным учреждением………………………………………………………………………..16
4. Определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности…………………………….25
5. Анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………39
Список используемой литературы………………………………………………41
Справедливость - тоже необходимое качество хорошего руководителя, отсюда и гласность в решении любых вопросов.
Служебная этика имеет в управлении ряд функций, но особая, что она определяет авторитет, репутацию руководителя. Кроме того прочные нравственные установки сплачивают работников, способствуют созданию здорового психологического климата, высокого уровня труда, помогают решать социальные проблемы развития коллектива.
Уровень личностно-волевой сферы считается высоким, если руководителю свойственны:
— любовь и уважение к детям;
— чувство долга и ответственности;
— владение сильной волей, способностью преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути к достижению цели;
— настойчивость в делах, способность к разумному риску, терпеливость (может долго и качественно выполнять однообразную работу);
— инициативность, способность без чьего либо понукания выдвигать и на практике воплощать конструктивные решения;
— быстрая организация, предвидение возможных реакций учеников и педагогов, прогнозирование поведения членов педагогического коллектива;
— психологическая устойчивость — не дает увлечь себя нереальными предложениями;
— адаптивность, то есть способность приспосабливаться к изменяющимся условиям и требованиям;
— самокритичность, реальная оценка не только своим достижениям, но и недостаткам;
— динамичность, т.е. умение менять стиль руководства в зависимости от изменения определенных факторов;
— требовательность к себе и другим;
— критичность, способность видеть в пропорциях подчиненных как положительные, так и отрицательные моменты;
— уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, соблюдение педагогического такта;
— надежность, соблюдение взятых на себя обязательств;
— выносливость, удовлетворительная работа в условиях перегрузки;
— оптимизм, способность преодолевать трудности;
— решительность, умение самостоятельно принимать своевременные решения, в критических ситуациях брать на себя ответственность за результат деятельности;
-творческий подход к решению проблем, инновационность.
Умение управлять собой — довольно сложное свойство личности. Часто под этим понятием понимают самообладание человека, которое проявляется в критических ситуациях. Самообладание, умение не растеряться в сложных условиях, выдержка — все это характеризует настоящего руководителя при условии, что он умеет владеть своим эмоционально-волевой сферой. Но этого недостаточно. Руководитель должен уметь реализовать намеченные программы даже тогда, когда условия не способствуют интенсивной деятельности, уметь направить себя на определенный уровень активности.
Управление педагогическим коллективом предполагает умение осуществлять деловое общение и людьми независимо от их эмоциональных оценок. Директор школы должен контролировать свое поведение так, что негативное отношение к кому-либо не повлияет на характер его деловых отношений с ним, а позитивное отношение к работнику сработает как дополнительный стимул повышения активности.
Из перечисленных личных качеств руководителя образовательным учреждением считаем наиболее важным умение использовать основные закономерности управления, включая ряд других в целях эффективного осуществления управленческой деятельности в соответствии с современными требованиями руководства школой.
Таким образом, из сказанного выше видно, что человек, который осуществляет управленческую деятельность, не может обладать всеми необходимыми качествами в максимально развитой форме. Организация мышления руководителя должна помочь понять, где лучше использовать собственные знания, способности, а к решению каких проблем привлекать других работников управления или специалистов (завуч, председатель методического объединения, председатель профсоюза и т.п.). Именно такой синтез деятельности сможет создать коллективный интеллектуальный фронт, способный успешно решать различные проблемы в процессе управления школой.
2. Параметры построения
управленческой деятельности
Управление каким-либо процессом в образовательном учреждения – это комплексный и целенаправленный процесс воздействия на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с целями. В практике работы школы условием формирования и стимулирования развития профессиональной компетентности является осуществление следующих направлений деятельности: практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса); система внутришкольного управления качеством образования (внутришкольный контроль, аттестация педагогических кадров); методическая деятельность; научно-методическая деятельность; экспериментальная и инновационная деятельность.
Проблема обеспечения эффективности управления процессами повышения профессиональных компетентностей в условиях школы состоит в разработке организационной модели, позволяющей согласовать все направления деятельности школы по основанию реализации целей этих процессов.
Построение системы управления
становлением как специальной, так
и инновационной
В процессе методической работы в школе разрабатывается ряд параметров и моделей, отвечающих задачам формирования понятийного аппарата работников школы в области повышения профессиональной компетентности:
- Определение общих
для всех профессий и
Политические и социальные – способность брать на себя ответственность в разрешении проблем; участвовать в функционировании и развитии общественных институтов.
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном, многонациональном обществе.
Компетентности владения устным и письменным общением.
Информационные компетентности, связанные с возникновением общества информации, овладения новыми информационными технологиями, способностью критического отношения к распространяемой информации и рекламе.
Компетентности, связанные со способностью и желанием учиться в течение всей жизни.
Аналитические компетентности,
связанные с изучением и
- Определение дополнительных компонентов профессиональной компетентности педагогического работника, таких как:
3) Коммуникативный компонент:
3. Задачи и функции
управленческой деятельности
Управление школой представляет собой деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Они осуществляют внутришкольное управление, то есть целенаправленно и сознательно взаимодействуют в рамках целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
В теории управления выделяются следующие основные функции управления: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.
Анализ информации. Эффективное управление школой начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Она базируется на педагогическом анализе – изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов, на основе которых вырабатываются управленческие решения. Анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния школы и окружающей ее среды, оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов дальнейшей деятельности школы.
Руководители школы должны иметь информацию о состоянии и развитии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. На первом этапе создания системы информационного обеспечения основной целью является моделирование и организация простейшего информационного обеспечения. Вторым этапом будет создание банка данных по нескольким тематическим блокам: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.
Необходимым условием проведения анализа деятельности школы и условий, сложившихся в микрорайоне, является наличие полной и достоверной информации. Важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, минимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.
В целостных системах информационно-аналитической
деятельности определено содержание,
объем и источники информации (кто сообщает),
сформированы потоки информации, поступающие
на различные уровни управления. Для каждой
подсистемы – управляющей и управляемой
– выделяют три уровня информации. Так,
для школы существуют: административно-управленческий
уровень (директор, заместитель по учебно-воспитательной
работе, заместитель по внеклассной и
внешкольной работе, заместитель по административно-
Своевременная, достоверная и полная по объему информация для руководителей школы и учителей стимулирует появление мотивов, побуждающих к деятельности. Собранная из различных источников информация далее проходит этап педагогического анализа. Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях, но и позволяет оценить их глубину и значение для действующей школы.
Для школы большое значение имеет анализ ее результатов. В настоящий момент акцент с анализа промежуточных результатов переносится на анализ конечных результатов. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяются четыре основных этапа.
Первый этап – определение предмета, состава и содержания анализа. Осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа.
На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей для того, чтобы выяснить причину того или иного явления.
Заключительный этап – четвертый – установление фактов достижения целей. Формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными, цели и основные задачи на новый период; полученные материалы выносятся обычно на педсовет по итогам учебного года.