Личностные качества руководителя как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителя ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:30, аттестационная работа

Описание работы

В любой школе руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления школой обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его умений, знаний и личных качеств в соответствии с требованиями государства. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Определение понятия личностные качества и их проявление в сфере руководства как важный инструмент успешного управления коллективом……6
2. Параметры построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении……………………………..12
3. Задачи и функции управленческой деятельности общеобразовательным учреждением………………………………………………………………………..16
4. Определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности…………………………….25
5. Анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………39
Список используемой литературы………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Аттест работа (1).docx

— 105.17 Кб (Скачать файл)

 

Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой.

Из восьми ситуаций –  первая является наиболее благоприятной  для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные  полномочия больше, а отношения между  руководителем и подчинёнными хорошие, что создаёт максимальную возможность  для оказания внимания. В противоположность  этому, ситуация 8- наименьше благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства  в обоих этих случаях будет  ориентация на задачу.

Стили руководства, ориентированные  на человеческие отношения наиболее эффективны в умеренно благоприятных  для руководителя ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного на человеческие отношения – это увеличение возможности  руководителя влиять на подчинённых, забота о подчинённых улучшает отношения  между руководителем и подчинёнными, стимулируется личная заинтересованность исполнителей, уменьшается необходимость  в строгом надзоре, минимизирован  риск потери контроля.

Современные исследователи  стремятся как можно точнее представить  в своих моделях особенности  поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач. В справедливости этого не трудно убедиться, обратившись к теоретическим  разработкам японского автора Т. Коно.

Опираясь на идеи ряда американских специалистов в области менеджмента, он построил четырехстилевую модель поведения высшего хозяйственного руководителя. Причём каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества. Согласно Т. Коно, стили руководства могут быть обозначены следующим образом: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный.

Новаторско-аналитический стиль – это энергичный новатор и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, богатый идеями, много альтернатив, способен принять быстрое решение и обеспечить хорошую интеграцию.

Стиль руководства отличается четкостью в формировании целей  и установок, готовностью учитывать  мнение других, терпимость к неудачам.

При новаторско-аналитическом образе действия решения принимаются в процессе взаимодействия различных уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане – планомерное принятие решений.

Новаторско-интуитивный – способный к нововведениям энергичный и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность и новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции, немногочисленность альтернатив, руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учета ресурсов.

При новаторско-интуитивном образе действия решения спускаются сверху вниз интуитивно возникшая идея появляется до завершения сбора информации, решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, но интегрируемых в особых проектах – это предпринимательский метод принятия решений.

Консервативно-аналитический  тип – это теоретик, стремящийся  к совершенству, но не принимающий  риска. Данный тип менеджерского  поведения теоретически последовательный, идеалистический и взыскательный, приверженный принципу, теоретический, субоптимизирующий и постепенный. Неохотно принимает решения, пока нет достаточной информации и ресурсов.

При консервативно-аналитическом  образе действия целью является совершенное  решение, которое не принимается  до тех пор, пока не собрало достаточной  информации, позволяющей почти исключить  риск.

Таким образом, стиль руководства образовательным учреждением, способы и методы управления, наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой подчинёнными, зависят от их личных качеств и от условий среды. Если у подчинённых имеется большая потребность в самоуважении и высоко чувство принадлежности к фирме – предпочтительнее поддержка. Однако если у сотрудников существует сильная потребность в самовыражении и автономии, то предпочтительнее инструментальный способ управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общеобразовательная школа  как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Поскольку школа - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Основными функциями управления являются: планирование, организация, руководство и контроль. Все данные функции ложатся основным грузом на руководителя школы. Руководитель школы  несет довольно таки серьезные и  ответственные решения, которые  отражаются на деятельности всего педагогического  коллектива.

Основные качества, которыми должен обладать руководитель школы - высокая культура, безупречная нравственность; умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.); общий уровень развития; целеустремленность; знание науки об управлении; индивидуально-психологические свойства; умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе; целеустремленность; оптимистичность; самоорганизованность.

Эффективность работы любой  организации, в том числе и  общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Платонов А. В. Манипулирование в сфере организации в соотношениях руководитель - подчиненный. Авторитет и симулякры бизнес-управления. //Управление персоналом.-2009.-№24.

2. Одегов Ю.Г,- Журавлев П. В. Управление персоналом. -М., 2007.- С.32.

3. Иванцевмч Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. -М., 2008.- С. 46.

4. Удалов Ф. Опыт, темперамент и эффективность работы руководителя.// Эко.-№ 9.- С.12.

5. Архангельский Г. Контроль поручений руководителя высшего звена. //Управление персоналом.-2008.-№22.-С.8-11.

6. Удалов Ф. Опыт, темперамент и эффективность работы руководителя. // Эко.-2009.-№9.- C. 115-127

7. Жданкин Н. Как из мастера сделать эффективного менеджера.-2009.-№3.-С. 43-56.

8. Архангельский Г. Контроль поручений руководителя высшего звена. //Управление персоналом.-2008.-№22.-С.8-11.

9. Ашманов И. Что решает руководитель, если кадры решают все?// Управление персоналом.- 2008.-№24.-С. 32-36.

10. Жданкин Н. Как из мастера сделать эффективного менеджера.-2009.-№3.-С. 43-56.

11. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008.-С.56.

12. Огонесян И.А. Управление персоналом организации. – Мн.: Амал-фея, 2007.-С.56-64.

13. Шикун А.Ф. Основы организации труда и быта студентов /слушателей/. Калинин, 2009.

14. Арутюнов В.В., Волынский И.В. Управление персоналом. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 324

15. Яхонтова Е.С.Эффективные технологии управления персоналом. – М.: Инфра, 2006.-С. 324.

16. Носова М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная. //Управление персоналом.- №12.- 2011

17. Митин А. Н. Антикризисное управление организацией. М. :Москва. -2007.-С. 24.


Информация о работе Личностные качества руководителя как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителя ОУ