Личностные качества руководителя как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителя ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 06:30, аттестационная работа

Описание работы

В любой школе руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления школой обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его умений, знаний и личных качеств в соответствии с требованиями государства. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждениях происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Определение понятия личностные качества и их проявление в сфере руководства как важный инструмент успешного управления коллективом……6
2. Параметры построения управленческой деятельности педагогическим коллективом в общеобразовательном учреждении……………………………..12
3. Задачи и функции управленческой деятельности общеобразовательным учреждением………………………………………………………………………..16
4. Определение и анализ личности руководителя общеобразовательного учреждения с точки зрения его психолого-педагогических навыков для совершенствования управленческой деятельности…………………………….25
5. Анализ предпринимаемых директором школы разновидностей стилей руководства для дальнейшей успешной реализации управленческой деятельности в рамках его сферы………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………39
Список используемой литературы………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Аттест работа (1).docx

— 105.17 Кб (Скачать файл)

Таковы составляющие одной  из важнейших функций управления – аналитической. Главным условием ее осуществления является систематическая работа с управленческими и педагогическими кадрами.

Планирование – основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Планирование можно определить как конкретное отображение предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Для эффективного планирования необходимо сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность планов на всех уровнях управления. При определении целей и задач в общеобразовательной школе целесообразным является комплексное обоснование путей их достижения, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических.

Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы. Цель – это осознанный желаемый результат. Выбор цели – исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, такой как школа,  цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении  понятий “задача”, “цель”, “идеал”. Задача – это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени, т.е. цель конкретизируется в задачах, а совокупность решения этих задач приводит к достижению цели. Идеал или сверхзадача – это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.

Широкое распространение  в научной литературе получило разделение целей и задач (по их значимости и  времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные – желаемый результат на текущий момент.

Как один из основных элементов  в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований, которые  заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

С целью упорядочения планирования целесообразно использовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы педагогов на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебных год и на их основе строить возможные прогнозы развития школы на новый период.

Одним из действенных путей  совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы – генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в общешкольном плане; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование.

Комплексные целевые программы  часто оформляются в виде таблицы  или в графической форме, тогда  все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.

Организация деятельности. В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы, – организационная стадия, характеризуемая как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.

Организационные отношения  можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Организация в системе  внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствие возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения и воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Контроль деятельности и  результатов. Процесс управления требует  надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает обратную связь. Он является одним из важнейших источников информации, необходимой для оценки функционирования системы управления.

В условиях повышения самостоятельности, делегирования многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольная функция внутришкольного управления занимает особое место. Наиболее эффективной она становится при сочетании административного и общественного контроля внутри школы с анализом, контролем и оценкой своей деятельности каждым участником педагогического процесса. При переходе в режим самоуправления оценка деятельности школы является предметом ежедневной заботы самой школы, частью ее профессиональной деятельности.

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно определяют следующие показатели: инновационную деятельность, способ организации и эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (новые методики освоения программ, систем организации учебно-воспитательного процесса; преобладание индивидуальных и групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание анализа, контроля собственной деятельности  с ее оценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей вдостижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.

3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность, знание какой-либо области науки, положительное отношение к учебе, труду, природе, общественным нормам и закону, осознанное отношение к прекрасному, релистическое отношение к себе.

Наряду с постоянным внутришкольным контролем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием – департаментами, научно-методическими центрами. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается органами внутришкольного управления педагогическим процессом.

Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Помимо этих общих условий  необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей детей и родителей,  изучение возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу типа (вида) школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени; выбор и структурирование режима, работы школы; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Определение  и анализ личности руководителя  общеобразовательного учреждения  с точки зрения его психолого-педагогических  навыков для совершенствования  управленческой деятельности

 

Оценка эффективности  организации связана с действием  многих факторов и поэтому решение  этой проблемы требует комплексного подхода. Но мы рассматриваем эффективность  работы школы в аспекте влияния личности

руководителя.  На рисунке 1 показана связь эффективной деятельности образовательного учреждения под действием отдельных психологических факторов.

Рис. 4. Связь эффективной  деятельности школы с действиями отдельных психологических факторов.

 

Эффективность деятельности любой организации можно оценить  по следующим показателям: 1) производительность труда руководимого коллектива; 2) успешность решения профессиональных задач; 3)психологический климат в коллективе; 4) текучесть кадров.

Эффективность работы руководителя в полной мере зависит как от него самого, так и от его подчиненных. Ниже приведены факторы, которые снижают эффективность работы руководителя и зависящие от него самого [10, с.5]:

не планирует работу (не свою, не своего подразделения);

выполняет сначала приятную и знакомую работу;

не умеет использовать в интересах работы своих подчиненных;

не доверяет своим подчиненным  и выполняет их работу сам;

направляет работу персонала  самостоятельно, вместо того чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление;

принимает слишком много  решений вместо своих подчиненных, считая, что таким способом держит все нити управления в своих руках, а на самом деле он способствует торможению развития своих подчиненных в вопросах принятия решений и перегружает себя работой;

не знает своих подчиненных  и не интересуется их работой, их личными  планами на будущее;

не хочет или не умеет  разговаривать откровенно со своими подчиненными;

не верит в способности  своих подчиненных;

не определяет порядок  срочности и важности своих работ  и не составляет плана рационального  использования рабочего времени.

Факторы, которые снижают эффективность работы руководителя, зависят от подчиненного, который:

а) не готовит, как следует вопросы, с которыми намерен обратиться к своему начальнику и отнимает рабочее время у обоих;

б) боится сам принимать  решения и постоянно обращается к руководителю;

в) не планирует использование  своего рабочего времени и выполнение порученных ему заданий и этим мешает плановой работе руководителя;

г) не знает точно своего задания, своих полномочий и назначения своей работы;

д) не умеет апеллировать своему руководителю и берется за выполнение заданий, не относящихся к его обязанностям, или работ, с которыми он заведомо не справится;

е) не умеет разговаривать  со своим руководителем;

ж) не привык сам разбираться  в полученных заданиях, а любит  получать всегда готовые инструкции от других; сам не знает, к чему стремится  в жизни.

На рисунке 2 изображена модель эффективного руководителя.

 
 


Рис.5 Модель эффективного руководителя

 

Таким образом, эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, напрямую зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Информация о работе Личностные качества руководителя как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителя ОУ