Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:38, контрольная работа
Совокупность этих и некоторых других актуальных, дискуссионных вопросов определили замысел и проблемное поле нашего исследования, где на основе анализа многих отечественных и зарубежных публикаций предпринята попытка:
1. Построить теоретическую модель защиты.
2. Разработать диагностическую методику для исследования механизмов психологической защиты.
3. Раскрыть особенности механизмов защиты у разных контингентов испытуемых, на разных возрастных срезах.
4. В экспериментальном порядке проверить технологические принципы создания и применения методов комплексного исследования психологической защиты в конкретных жизненных ситуациях.
Последний из механизмов защиты, используемый больными также сверхнормативно, это реактивное образование. Применение этого механизма вероятно имеет функцию фиксации положительного самоотношения путем выгодного сравнения себя с другими. Например, субъект может думать: «В отличие от других я всегда полностью контролирую свое состояние», «В отличие от других я никогда не прогуливал рабочее время», или «Я никогда не попадал в вытрезвитель», или «Я всегда чисто и опрятно выгляжу» и т.д.
В целом результаты данного исследования полностью подтвердили гипотезу о высоком уровне внутриличностного конфликта неадаптированных индивидов с алкогольной зависимостью. Можно также (с учетом относительно небольшого количества испытуемых) предположить конкретные механизмы защиты, ненормативное использование которых статистически значимо связано с данной девиацией поведения; это подавление, проекция и замещение.
В таблицах 11 и 12 отражены результаты экспериментального исследования с помощью опросника Life Style Index двух групп испытуемых. Первую группу представляли 47 испытуемых обоего пола, студентов спецфакультета по переподготовке практических психологов МПГУ, средний возраст 30 лет. Вторая группа состояла из 52 человек, в основном женского пола, воспитателей и методистов дошкольных учреждений из различных городов России и СНГ. Средний возраст этих испытуемых составлял 38 лет. Среднегрупповые показатели двух групп также сравниваются с помощью критерия-t Стьюдента с соответствующими по выборке стандартизации.
Таблица 11.
Механизмы защиты |
Выборка станд. n = 90 |
Студенты n = 47 | |||
x |
С. от. |
x |
С. от. |
t | |
Отрицание |
6,82 |
2,44 |
7,08 |
2,24 |
0,62 |
Подавление |
5,17 |
2,33 |
5.04 |
2,04 |
0,33 |
Регрессия |
6,06 |
2,89 |
7,95 |
2,76 |
3,74*** |
Компенсация |
5,19 |
2,13 |
5,30 |
2,19 |
0,28 |
Проекция |
7,04 |
2,64 |
6,35 |
1,98 |
1,72 |
Замещение |
5,92 |
2,84 |
5,21 |
2,78 |
1,40 |
Интеллектуализация |
7,50 |
2,17 |
7,17 |
2,90 |
0,68 |
Реактивное образование |
4,80 |
2,19 |
4,35 |
2,11 |
1,16 |
Число степеней свободы 90 + 47 – 2 = 135
*** p < 0.001
Таблица 12.
Механизмы защиты |
Выборка станд. n = 90 |
Воспитатели n = 52 | |||
x |
С. от. |
x |
С. от. |
t | |
Отрицание |
6,82 |
2,44 |
7,09 |
2,53 |
0,62 |
Подавление |
5,17 |
2,33 |
4,92 |
2,15 |
0,65 |
Регрессия |
6,06 |
2,89 |
8,67 |
2,80 |
5,28*** |
Компенсация |
5,19 |
2,13 |
4,94 |
2,13 |
0,67 |
Проекция |
7,04 |
2,64 |
7.76 |
2,37 |
1,67 |
Замещение |
5,92 |
2,84 |
4,28 |
2,32 |
-3,73*** |
Интеллектуализация |
7,50 |
2,17 |
7.23 |
2,82 |
0,59 |
Реактивное образование |
4,80 |
2,19 |
6,84 |
2,28 |
5,21*** |
Число степеней свободы 90 + 52 – 2 = 140
*** p < 0.001
Как видно из таблицы 11, показатели группы студентов практически не содержат статистически значимых различий с соответствующими по выборке стандартизации. Показатели группы воспитателей, отраженные в таблице 12, имеют такие различия в трех шкалах защит из восьми, а именно по регрессии, замещению (в меньшую сторону) и реактивному образованию. По нашему мнению, это является отражением феномена так называемой профессиональной деформации. Длительное общение с детьми дошкольного возраста сказывается, возможно, в частичном принятии взрослыми некоторых поведенческих стереотипов данной социальной группы, что отражает высокий уровень регрессии. Возможен также и такой вариант, когда выбор профессии на уровне «хочу» осуществляется регрессивной личностью с осознанной или бессознательной целью подольше «оставаться ребенком», находиться среди детей, общаться с ними. Ненормативно низкий балл по защитному замещению и высокий по реактивному образованию безусловно отражают факт профессиональной установки на «примерное» поведение, предполагающее отсутствие агрессивности, тщательное стремление следовать общепринятым правилам поведения, скромность, справедливость и т.п.
С целью обеспечения визуального представления о результатах всех экспериментальных исследований, подтверждающих в целом выдвинутую гипотезу, в сводной таблице 13 представлены значения критериев Стьюдента, полученные в результате сравнения показателей по шкалам защит во всех исследованных группах с соответствующими значениями по выборке стандартизации. Все экспериментальные исследования проводились с помощью пятой уточненной версии адаптированного и стандартизированного теста-опросника механизмов защиты Life Style Index.
Таблица 13.
Механизмы защиты |
Алкоголики |
Правонарушители |
Воспитатели |
Студенты |
Рабочие |
Отрицание |
1,98* |
2,73** |
0,62 |
0,62 |
1,93 |
Подавление |
3,75*** |
2,50* |
0,65 |
0,33 |
0,32 |
Регрессия |
2,58* |
1,88 |
5,28*** |
3,74*** |
0,00 |
Компенсация |
1,75 |
0,71 |
0,67 |
0,28 |
0,75 |
Проекция |
8,67*** |
4,20*** |
1,67 |
1,72 |
1,20 |
Замещение |
3,64*** |
2,19* |
-3,73*** |
1,40 |
0,03 |
Интеллектуализация |
2,05* |
0,03 |
0,59 |
0,68 |
0,76 |
Реактивное образование |
2,10* |
0,19 |
5,21*** |
1,16 |
0,43 |
Число степеней свободы 90 + 48 – 2 = 136
*** p < 0.001
** p < 0,01
* p < 0,05
Как уже отмечалось, в процессе экспериментального исследования этих и других групп испытуемых применялись и другие методы, такие как: наблюдение, клинико-биографический метод (клиническая беседа В.Г.Норакидзе); проективные методы: тест Розенцвейга в оригинальном, модифицированном и компьютерном вариантах, рисуночный ТАТ, методики «Рисунок человека» и «Рисунок семьи»; метод социометрии; а также тесты-опросники: «Определение локуса контроля», «Импульсивность — волевая регуляция», тест-опросник Айзенка, тест-опросник Шмишека — Леонгарда, тесты «Самоотношения» и «Родительского отношения» В.В.Столина и некоторые другие. Эти методы использовались с целью получения дополнительной информации о смежных с защитами психологических областях; семейной ситуации, самоотношения, этиологии конфликта и т.д. Полученные результаты находятся в соответствии с результатами теста Life Style Index и подтверждают целесообразность его использования. В частности в 1991–1992 гг. в Московском Монтажном техникуме проводилось комплексное психологическое обследование около 400 учащихся первого курса, средний возраст которых составлял 15,5 лет. При этом основное внимание было сосредоточено на лицах с объективными девиациями поведения или предположительно находящихся в ситуации перманентного конфликта (состояние на учете в ИДН и ПНД, жалобы со стороны родителей и преподавателей, низкий социометрический статус и т.д.). Обследование этих лиц, а также в некоторых случаях их родителей, осуществлялось в рамках личностного подхода. Ниже представлены релевантные задачам нашего исследования выдержки из психологических характеристик некоторых из испытуемых этой группы.
Испытуемый К.А. (жалобы на хулиганство). Результаты тестирования: экстраверсия 15, интроверсия 8, нейротизм 6, шкала лжи 3. Самопринятие 99%, самокритичность 0%, самопонимание 94%. Акцентуации: демонстративность. возбудимость, тревожность. Экстернальность 11(4), интернальность 15(6). Выраженные механизмы защиты: отрицание, замещение. Сочетание интенсивного защитного отрицания и замещения может проявляться в непосредственных насильственных, или деструктивных, действиях, имеющих функциональный смысл привлечения внимания. Для индивида характерно стремление к доминированию, направленность на результат при неразборчивости в средствах, собственные представления об этике и морали.
Испытуемый М.А. (низший статус принятия группой). Результаты тестирования: экстраверсия 18, интроверсия 6, нейротизм 3, шкала лжи 1. Самопринятие 91%, самокритичность 28%, самопонимание 69%. Акцентуации: гипертимность, циклотимия. Экстернальность 10(3), интернальность 16(6). Выраженное защитное отрицание и регрессия. Для индивида характерна высокая эмоциональная лабильность с преобладанием оживленности и веселого настроения. На фоне возможной дисморфомании возможно развитие сверхкомпенсаторной демонстративности. Отверженность в группе объясняется, вероятно, отсутствием подтверждения высокого уровня притязаний испытуемого, который «уходит» от группы по собственной инициативе. Испытуемый имеет сравнительно высокий коэффициент интеллекта и выраженные художественные способности.
Испытуемый С.Д. (употребление алкоголя, побеги из дома, состояние на учете в ИДИ). Высокая степень экстравертированности (18) предполагает легкую подверженность чужому влиянию, внушаемость при отсутствии анализа информации. Защитное замещение определяет в этом случае возбудимую акцентуацию характера, что выражается в необдуманном, импульсивном реагировании, на значимые стимулы. Для испытуемого характерны раздражительность, крайняя несдержанность, склонность к деструктивным действиям. В сфере труда наблюдается недисциплинированность. Абсолютно нехарактерно чувство вины.
Испытуемый А.С. (состояние на учете в ПНД). Результаты тестирования: экстраверсия 11, интроверсия 13, нейротизм 17, шкала лжи 4. Самопринятие 16%, самокритичность 97%, самопонимание 21%. Акцентуации: педантичность, экзальтированность. Защитные механизмы: интеллектуализация, компенсация. Защитно-адаптивный комплекс определяет такие черты характера испытуемого как нерешительность, тревожность, заниженная самооценка, утомляемость, чувства незащищенности и неполноценности. Результаты тестирования показали также выраженную интернальную локализацию контроля. В поведении испытуемого наблюдается общая скованность и некоторые симптомы невроза навязчивых состояний.
Испытуемая Г.М. (преподаватель, 38 лет. Жалобы на нарушение взаимоотношений со старшим сыном 14 лет). Результаты исследования:
Стиль родительского отношения | |
Эмоциональное отвержение |
4,30% |
Кооперация |
80,33% |
Симбиоз |
39,06% |
Авторитарная сверхсоциализация |
32,13% |
Доминирующая инфантилизация |
99,30% |
Тест Розенцвейга: агрессивно-регрессивный стиль реагирования в ситуации фрустрации с тенденцией к снижению регрессии и повышению агрессии.
Механизмы защиты: реактивное образование, проекция.
Перманентная или ситуативная эмоциональная холодность к ребенку может в данном случае объясняться фактором профессиональной деформации, выражающимся в сдержанности и сверхконтроле над собой. Вероятно также сосредоточение внимания и интереса на младшем ребенке. При этом эмоциональное отвержение к осознанию не допускается и маскируется противоположной реакцией гиперпротекции и инфантилизации. Это выражается в приписывании ребенку личностной и социальной несостоятельности и потребности в жестком контроле. Выбор психологической защиты обусловлен, по-видимому, взаимоотношениями испытуемой с ее родителями при интериоризации ей образа послушного и «удобного» ребенка. Развивается подавление субъективно неприемлемых смысловых структур и эмоций, внешняя локализация контроля, регрессия, переходящая в агрессию при недостижении цели и беспомощность, которая проецируется ребенку. На фоне заинтересованности и большей снисходительности к младшему ребенку родители склонны преувеличивать реальные или мнимые недостатки подростка. Такое отношение может вызвать резкие реакции протеста с его стороны.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА-ОПРОСНИКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПОДРОСТКОВ
В 1988 году сотрудниками кафедры психологии МПГУ под руководством доктора психологических наук, академика Ю.М.Забродина был начат эксперимент по введению психологических дисциплин в курс средней общеобразовательной школы. Необходимость эксперимента обосновывалась прежде всего тем, что предлагая усвоить некоторые знания о природе и обществе, школа не давала и не могла дать никаких сведений о человеке, как субъекте, закономерно взаимодействующем с природой, обществом и культурой в определенном времени и пространстве жизни. Предполагалось, что отсутствие таких сведений значительно снижает эффективность всех дальнейших интерперсональных взаимодействий индивида с реальностью с вытекающими отсюда последствиями.
Информация о работе Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика