Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Совокупность этих и некоторых других актуальных, дискуссионных вопросов определили замысел и проблемное поле нашего исследования, где на основе анализа многих отечественных и зарубежных публикаций предпринята попытка:
1. Построить теоретическую модель защиты.
2. Разработать диагностическую методику для исследования механизмов психологической защиты.
3. Раскрыть особенности механизмов защиты у разных контингентов испытуемых, на разных возрастных срезах.
4. В экспериментальном порядке проверить технологические принципы создания и применения методов комплексного исследования психологической защиты в конкретных жизненных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Mehanizmy_psihologi4eskoi_zashity.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)

Еще один вывод был сделан при  анализе рейтингов защитных механизмов, оцененных экспертами-клиницистами по степени их примитивности. Клиническая литература предполагает, что разные механизмы защиты представляют, в некотором роде, разные уровни развития личности или разные уровни примитивности. Это частично отражается в разнице между первичной и вторичной активностью защитного процесса (Рис. 2) и во взаимосвязи специфических защит с отдельными психосексуальными стадиями развития. Ранговые оценки базисных защит, данные с этой точки зрения, выглядят следующим образом: отрицание; регрессия; проекция; замещение; подавление; образование реакции; интеллектуализация; компенсация. Оказалось, что психиатры пришли к полному согласию по поводу того, что отрицание, регрессия и проекция есть очень примитивные защиты, а интеллектуализация и компенсация, напротив, представляют более высокие уровни развития личности.

Основываясь на изложенном материале, Р.Плутчик предлагает 5 постулатов теоретической модели защиты.

Постулат 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.

Постулат 2. Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.

Постулат 3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.

Постулат 4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.

Постулат 5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

Постулаты 1, 2, 3 и 4 выступают теоретическими основами некоторых аспектов нашего исследования.

Таблица 3.

Образование механизмов защиты.

 

Эмоции

Спонтанное выражение

Результат

Страх и его  социализированные формы

Механизмы защиты

Переоценка  стимулов

Страх

Обесценивание

Стыд 

Подавление 

«Мне это незнакомо»

Гнев 

Месть, наказание, обесценивание

Страх, стыд

Замещение

«Вот кто во всем виноват»

Радость

Наказание, отвержение

Страх, стыд

Реактивное образование

«Все, связанное с этим, отвратительно»

Печаль

Результат отсутствует. Отвержение

Страх, чувство неполноценности

Компенсация

«Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я...»

Принятие

Равнодушие отвержение

Чувство неполноценности

Отрицание

Оценка отсутствует

Отвержение

Отвержение

Страх самонеприятия

Проекция 

«Все люди порочны»

Ожидание

Обесценивание

Растерянность, паника, чувство вины

Интеллектуализация

«Все объяснимо»

Удивление

Обесценивание

Чувство вины, страх самостоятельности и инициативы

Регрессия

«Вы обязаны мне помочь»


 

Первый постулат позволяет раскрыть психологическую сущность процесса организации защиты в онтогенезе как конфликта между первичной эмоцией (сочетанием эмоций) и эмоцией страха (его социализированных форм). Эта позиция подробно рассматривается в разделе 1.4. и иллюстрируется в таблице 3. В процессе взросления каждый индивид сталкивается с большим разнообразием ситуаций, вызывающих такие эмоциональные состояния, как гнев, страх, отвращение, негодование или печаль. Очень часто выражение эмоционального состояния вызывает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. Так, нападение на более старшего и более сильного человека может привести к деструктивным последствиям; критика родителей может обернуться ответной неприязнью, выговором, чревата потерей их расположения. В результате ребенок развивает защитные стратегии, представляющие из себя косвенные пути переживания эмоционального конфликта и совладания с ним.

При этом специфические защитные стратегии, развиваемые личностью, зависят  от специфики эмоций, включенных в  конфликт. Так, один из способов совладания с гневом на более сильного противника — перемещение гнева на более слабого человека. Замещение, следовательно, представляет из себя защитный механизм, выработанный для решения конфликтов, связанных с эмоцией гнева. Подобным же образом, проекция — это защита, выработанная для борьбы с чувством самонеприятия. Человек, чувствующий вину или раздражение на себя, может справиться с этим конфликтом путем приписывания неприятия или вины другим, которые, как он считает, отвергают его. Можно заключить, что специфические защиты выработаны для совладания со специфическими эмоциями.

Ценность второго постулата  для нашего исследования заключается  в определении ограниченного  количества базисных защитных первоэлементов, без которого невозможна предпринимаемая  нами в разделе 1.3. попытка системного подхода к проблеме. Для того чтобы решить, сколько существует основных механизмов защиты, следует соотнести их с эмоциями. Хотя в нашем языке есть множество терминов для обозначения эмоций, все они могут быть концептуализированы как нюансы одной или нескольких из восьми первичных эмоций. Следовательно, восемь защитных механизмов, выступающих как регуляторы восьми основных эмоций, это: замещение, проекция, компенсация, регрессия, подавление, отрицание, образование реакции и интеллектуализация. В целях пояснения выбора именно этих восьми защит в качестве базисных предлагается к рассмотрению Таблица 4. В ней перечислены шестнадцать защитных механизмов. Они расположены в порядке, который показывает, какие из защит сгруппированы под каждой из восьми главных категорий. Так, регрессия включает двигательную активность. Интеллектуализация включает рационализацию, аннулирование и сублимацию и т.д. Также в таблице 4 представлена короткая мнемоника или образ, схватывающий суть каждой защиты. Слово «это» обозначает в каждом случае стимул (событие, человека или побуждение), вызывающий определенную эмоцию.

Таблица 4.

Базисные и вторичные  механизмы защиты.

 

Базисные механизмы

Характеристика

Замещение

Напади на что-то, заменяющее это.

Проекция

Обвини это.

Компенсация

Постарайся приобрести это.

Идентификация

Будь как это (чтобы  не потерять его).

Фантазия 

Мечтай об этом.

Регрессия

Плачь об этом.

Двигательная активность

Сделай что-нибудь.

Подавление

Не помни об этом.

Интроекция

Не знай, откуда у тебя это.

Изоляция

Не чувствуй этого.

Отрицание

Не замечай этого.

Образование реакции 

Обрати это в противоположное.

Интеллектуализация

Переопредели, переосмысли это.

Рационализация

Найди оправдание этому.

Аннулирование

Отмени, перечеркни это.

Сублимация 

Трансформируй это


 

Исходя из задач нашего исследования, теоретическая и практическая ценность третьего постулата состоит в определении одной из важных характеристик защит — их разной степени сходства (см. 1.2., 2.1. и Приложение) и соответственно их биполярности. Эта характеристика лежит в основе круговой модели защиты (Рис. 5), разработки диагностического инструмента, интерпретации некоторых данных экспериментального исследования (Глава II, разделы 2.1. и 2.2.).

Противоположность защитных механизмов можно доказать некоторыми примерами, приведенными выше, при рассмотрении паранойи и истерии и соответствующих защит — проекции и отрицания; или в противопоставлении пассивности и агрессивности (подчинения — доминирования) и соответствующих защит — подавления и замещения. Также можно противопоставить интеллектуализацию и регрессию. Интеллектуализация «применяет» контроль или немоторную трансформацию импульса, а в случае регрессии используется моторное выражение побуждения, т.е. имеется тенденция к утере контроля. Образование реакции противостоит компенсации, потому что компенсация предполагает попытку преодолеть чувство реальной или мнимой потери, отсутствия, а реактивное образование — это попытка снизить угрозу чрезмерного наличия. Одно из преимуществ этой круговой модели состоит в том, что диагнозы, соответствующие защитным стилям, могут также иметь круговую структуру, как показано на рисунке 5.

.Четвертый постулат представляет для нас ценность в отношении принципа подхода к проблеме диагнозов. Руководствуясь этим принципом, мы предположили, что определенные виды девиантного поведения также имеют в своей основе специфические защитные стили. Это положение подтвердилось в экспериментальном исследовании (Глава II, раздел 2.2.).

Таким образом, несомненные достоинства  структурной теории защитных механизмов Р.Плутчика: ее универсальность, интегративность, релевантность как эмпирического, так и теоретического научного материала, наглядность предложенной модели и некоторые иные свойства, позволяют принять ее за основу системной концепции защиты. Правда Р.Плутчик лишь вскользь касается интерперсональных аспектов генезиса и функционирования механизмов защиты. А именно они представляются нам неотъемлемыми частями системного подхода к проблеме. Попытка такого подхода будет представлена в следующих разделах.

1.3. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ

В настоящее время психологическая  наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных (внутрисемейных) отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Вместе с тем отчетливо просматриваются три относительно обособленных подхода к изучению данной проблемы — это: 1) исследование предпосылок, т.е. ранних детско-родительских отношений, стереотипов родительского поведения, реакций детей с учетом или без учета особенностей их темперамента; 2) исследования интрапсихических образований, выступающих как последствия этих отношений; 3) исследования и типологизация особенностей характера и поведения подростков и взрослых людей, иногда со ссылкой на предыдущие аспекты проблемы, но, как правило, без конкретизации. Некоторыми исследователями предпринимались попытки синтеза этих подходов, основное внимание, однако, акцентировалось на каком-либо одном, реже двух направлениях (см. раздел 1.1.).

Следовательно, актуальной остается проблема разработки системной концепции  психологической защиты как средства социально-психической адаптации. Одним  из вариантов ее решения может быть «внедрение» структурной теории защиты, рассмотренной в предыдущем разделе, в более широкий, социальный контекст. Это означает, что помимо идентификации механизмов защиты, определения их свойств и закономерностей функционирования целесообразно выделить ряд конкретных моментов интерперсональной сферы жизнедеятельности индивида, связанных с ними. А именно: типов гетерономного воздействия на ребенка, которые, накладываясь на особенности его темперамента, определяют образование специфических защит и соответствующих видов нормального и патологизированного защитного поведения.

Системный подход к проблеме предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами, включенными в генезис и функционирование основных механизмов защиты, а также предварительный анализ этих элементов, которыми мы считаем:

 

  • Динамические особенности психики субъекта как базис для образования специфических механизмов защиты;
  • Универсальные проблемы адаптации как базис для образования специфических механизмов защиты;
  • Стадии развития «Я» как сенситивные периоды для образования специфических механизмов защиты;
  • Составляющие «позитивного образа Я» как объект защиты;
  • Виды гетерономного воздействия как угроза составляющим «позитивного образа Я»;
  • Эксквизитные ситуации как ситуации образования новых и актуализации имеющихся механизмов защиты;
  • Этапы генезиса:
      • стимул I, требующий спонтанной эмоциональной реакции;
      • комплексная цепь событий, включенных в развитие эмоции, реальное или потенциальное действие;
      • стимул II, требующий сдерживания спонтанной эмоциональной реакции;
      • образование механизма защиты (характеристика).
  • Функционирование:
      • норма (статистический подход);
      • акцентуация;
      • возможные девиации;
      • диагноз;
      • тип групповой роли;
      • возможные психосоматические заболевания.
  • Опосредующую роль механизмов защиты в диалектике конфликта.

 

Рассматривая феномен образования  специфических механизмов защиты, нельзя не учитывать индивидуально своеобразные природно обусловленные динамические особенности психики субъекта. Динамический (генетический) фактор подразумевает условное различение индивидов по степени преобладания активной/пассивной тенденций в процессе приспособления к внешней среде. Разумеется, это не «чистые» типы, но, в принципе, данная альтернатива природно обусловлена и характерна для любого вида. «После того, как живое существо появилось на свет, — отмечает Г.Селье, — оно тотчас же оказывается во враждебной среде. С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной или борьбы и пассивной или бегства от трудности либо готовности терпеть ее» [77].

Информация о работе Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика