Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа
Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения.
Объект исследования: медицинские работники реанимационного отделения.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты.
Гипотеза исследования: существуют отличия механизмов психологической защиты между врачами и медицинскими сестрами реанимационного отделения. Врачам более свойственно вытеснение, а медсестрам - проекция.
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения 5
1.1. Описание механизмов психологической защиты 5
1.2. Механизмы психологической защиты медицинских работников 11
1.3. Особенности работы медицинских работников в реанимационном отделении 14
2. Описание методов и процедуры эмпирического исследования 16
2.1. Характеристика выборки 16
2.2. Описание методов исследования 16
2.3. Описание процедуры исследования 20
3. Эмпирическое исследование особенностей механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения 21
3.1. Механизмы психологической защиты медицинских сестер реанимационного отделения 21
3.2. Механизмы психологической защиты врачей реанимационного отделения 23
3.3. Отличительные особенности механизмов психологической защиты врачей и медицинских сестер реанимационного отделения 26
Выводы 31
Заключение 32
Врачи реанимационного отделения склонны к временному забыванию говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте, очевидно содержащим некое бессознательное негативное отношение говорящего к представляемому им человеку. Они используют вытеснение, как средство автоматического подавления бесчисленных страхов.
Также, врачам свойствен механизм психологической защиты – рационализация. Рационализация может проявиться в любой из двух игр. Иногда врачам не удаётся получить то, чего они хотят, и тогда они делают вывод: не так уж и хотелось. Или же происходит что-нибудь плохое. Тогда врачи решают: это не так уж и плохо.
Защита работает доброкачественно, если она позволяет врачу наилучшим образом выйти из трудной ситуации с минимумом разочарований. Однако как защита она имеет слабую сторону: фактически всё может быть – и бывает – рационализировано. Люди редко делают что- либо только потому, что это хорошо для них. Они предпочитают обставить свои решения разумными доводами.
Врачу в работе приходится: быстро ставить диагноз, принимать решение, интерпретировать поведение больного. Все это способствует использованию рационализации, делая мир стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация помогает врачу сохранить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо». Используя рационализацию, врач не решает проблему, из-за которой защита и возникла. Происходит «отодвигание» конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве.
Врачам реанимационного отделения более свойственно реактивное образование. Они способны повернуть нечто совершенно в противоположную сторону для того, чтобы свести угрозу к минимуму, преобразовать негативный аффект в позитивный или наоборот. Они могут ненавидеть пациента, который им не грубил и не сделал ничего дурного, обижать коллегу по работе, к которому испытывают благодарность и признательность. Их эмоциональная ситуация не сводится просто к одной или другой позиции.
Опасным
для врачей реанимационного отделения
является то, что реактивное образование
приводит к сокращению, как социальных
контактов, так и социальной поддержки.
3.3. Отличительные особенности механизмов психологической защиты врачей и медицинских сестер реанимационного отделения
На рисунке 3.3.1. сравнительный анализ особенностей проявления механизмов психологической защиты врачей и медсестер реанимационного отделения.
Рис.
3.3.1 Механизмы психологической защиты
медработников
Анализ рисунка 3.3.1. показал, что у медицинских сестер реанимационного отделения самый высокий балл в проявлении защитного механизма – «реактивное образование». Далее у них наблюдаются проявления механизмов психологической защиты - замещения и отрицания реальности. Меньше всего у них проявляется защитный механизм – «компенсация».
Анализ рисунка 3.3.1. показал, что у врачей самый высокий балл в проявлении защитного механизма – «реактивное образование». Далее у них наблюдается проявление механизма психологической защиты как рационализация. Также, наблюдается высокий балл в проявлении отрицания реальности, как защитного механизма. Остальные механизмы психологической защиты проявляются примерно в одинаковой степени.
В таблице 3.3.1. представлен статистический анализ значимости различий выборочных средних механизмов психологической защиты врачей и медицинских сестер реанимационного отделения.
Анализ таблицы 3.3.1. показал значимые различия выборочных средних механизмов психологической защиты врачей и медицинских сестер реанимационного отделения по проекции (tэм.=5,44при p ≥0,01) и вытеснению (tэм.=6,12 при p ≥0,01). Следовательно, медсестрам реанимационного отделения более свойственна проекция, а врачам - вытеснение.
Таблица 3.3.1.
Статистическая значимость выборочных средних механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения
Механизмы психологической защиты | Медработники (Хср.) | tэмп. | |
Врачи | Медсестры | ||
1. Реактивные образования | 7,4 | 6,7 | 1,57 |
2. Отрицание реальности | 3,6 | 3,8 | 0,31 |
3. Замещение | 4,4 | 4,1 | 0,11 |
4. Регрессия | 3,1 | 3,3 | 0,25 |
5. Компенсация | 3,5 | 3,6 | 0,16 |
6. Проекция | 4,6 | 7,8 | 5,67** |
7. Вытеснение | 8,6 | 6,2 | 3,42** |
8. Рационализация | 8,9 | 8,7 | 0,12 |
Примечание:
* - p≥0,05; ** - p≥0,01.
Так как у медсестер реанимационного отделения преобладает защитный механизм проекция, что у них недостаточность психологического разграничения собственной личности и окружающего мира. У медсестер внутренне ошибочно воспринимается как приходящее извне, поэтому им свойственна эмпатия. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективности мира другого человека медсестры опираются на способность проецировать собственный опыт. По-другому это можно назвать интуицией. Интуиция, явления невербального синхронизма и интенсивные переживания мистического единства с другим человеком или группой связаны с проекцией собственного «Я», при мощной эмоциональной отдаче для обеих сторон.
Наличие проекции у медсестер в своих пагубных формах имеет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные позиции серьёзно искажают объект или когда спроецированное содержание состоит из отрицаемых и резко негативных частей собственного «Я», возникают всевозможные проблемы. Пациент может возмущаться тем, что их неправильно воспринимают.
Проявление проекции у медсестер можно объяснить тем, что каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному может только санитарка, медсестра, фельдшер, врач. Общительность медицинского работника способствует более успешному выполнению профессиональных обязанностей. Медсестрам приходиться часто встречаться с одним и тем же больным, находить с ним общий контакт, приспосабливаться к взаимоотношениям, чтобы прейти к выздоровлению. Профессиональная деформация медсестер окажется тогда, если не будет услышан и понят другой человек (пациент, больной); не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт. Врач не увидит полной картины болезни, не сможет составить прогноз и дать рекомендации, если не будет стремиться видеть конкретного больного.
По
результатам статистического
Врачи реанимационного отделения чаще всего склонны к временному забыванию говорящим имени больного, с которым они взаимодействуют, в контексте, очевидно содержащим некое бессознательное негативное отношение медработника к представляемому им больному. Врачи используют вытеснение, как средство автоматического подавления бесчисленных переживаний во время работы.
Профессиональная пригодность медицинских работников реанимационного отделения включает самоуверенность, смелость в общении, отсутствие внутреннего напряжения, принятие себя окружающими людьми, приверженность групповым нормам и правилам, контроль эмоциональных реакций и переживаний. Работа медицинских работников реанимационного отделения связана с людьми и сопряжена с высоким нервно-психическим напряжением, что требует хорошо развитых не только коммуникативных, но и эмоционально-волевых качеств.
Чтобы не было профессиональной деформации медицинского работника желательно:
1.
Проводить профилактику
2. Научить сотрудника: не спешить все объяснять, оставлять время для переживания, чувств, не уходить от удивления в объяснении, продлевать удивление.
3.
Дать возможность медработнику
ответить на вопросы: «Зачем
я хочу относиться к главврачу,
Выводы
1.
Следствием профессиональной
2. У врачей реанимационного отделения на первом месте проявляется механизм психологической защиты – «реактивное образование», на втором месте – рационализация и на третьем – отрицание реальности. У медицинских сестер реанимационного отделения на первом месте проявляется механизм психологической защиты – «реактивное образование», на втором месте – замещение и на третьем – отрицание реальности.
3.
Существуют значимые различия выборочных
средних механизмов психологической защиты
врачей и медицинских сестер реанимационного
отделения по проекции (tэм.=5,44при p ≥0,01)
и вытеснению (tэм.=6,12 при p ≥0,01). Следовательно,
медсестрам реанимационного отделения
более свойственна проекция, а врачам
- вытеснение.
Заключение
В работе исследовались механизмы психологической защиты медицинских работников реанимационного отделения. Решены задачи исследования: теоретическим путем рассмотрены особенности механизмов психологической защиты и их проявление в профессиональной деятельности медицинских работников, эмпирическим путем изучены особенности проявления механизмов психологической защиты у врачей и медицинских сестер реанимационного отделения, найдены отличительные особенности. Подтвердилась гипотеза работы. Существуют отличия механизмов психологической защиты между врачами и медицинскими сестрами реанимационного отделения. Врачам более свойственно вытеснение, а медсестрам - проекция.
Медицинские сестры реанимационного отделения более подвержены механизмом психологической защиты – проекция. Они понимают, что им приходиться часто встречаться с одним и тем же больными, находить с ними общий контакт, приспосабливаться к взаимоотношениям, чтобы прейти к выздоровлению.
Высокое значение проекции у медицинских сестер может привести к профессиональной деформации. Профессиональная деформация медицинской сестры окажется тогда, если не будет услышан и понят другой человек (пациент, больной); не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт. Врач не увидит полной картины болезни, не сможет составить прогноз и дать рекомендации, если не будет стремиться видеть конкретного больного.
Врачам
реанимационного отделения
Информация о работе Механизмы психологической защиты медработников реанимационного отделения