Механизмы психологической защиты медработников реанимационного отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения.
Объект исследования: медицинские работники реанимационного отделения.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты.
Гипотеза исследования: существуют отличия механизмов психологической защиты между врачами и медицинскими сестрами реанимационного отделения. Врачам более свойственно вытеснение, а медсестрам - проекция.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения 5
1.1. Описание механизмов психологической защиты 5
1.2. Механизмы психологической защиты медицинских работников 11
1.3. Особенности работы медицинских работников в реанимационном отделении 14
2. Описание методов и процедуры эмпирического исследования 16
2.1. Характеристика выборки 16
2.2. Описание методов исследования 16
2.3. Описание процедуры исследования 20
3. Эмпирическое исследование особенностей механизмов психологической защиты медработников реанимационного отделения 21
3.1. Механизмы психологической защиты медицинских сестер реанимационного отделения 21
3.2. Механизмы психологической защиты врачей реанимационного отделения 23
3.3. Отличительные особенности механизмов психологической защиты врачей и медицинских сестер реанимационного отделения 26
Выводы 31
Заключение 32

Файлы: 1 файл

Механизмы защиты врачей и медсестер.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

      Профессиональная  пригодность врачей и медицинских сестер реанимационного отделения включает самоуверенность, смелость в общении, отсутствие внутреннего напряжения, принятие себя окружающими людьми, приверженность групповым нормам и правилам, контроль эмоциональных реакций и переживаний. Работа медицинских работников связана с людьми и сопряжена с высоким нервно-психическим напряжением, что требует хорошо развитых не только коммуникативных, но и эмоционально-волевых качеств.

      В перспективе механизмы психологической  защиты можно рассмотреть в зависимости от эмоционального выгорания медицинских работников реабилитационного отделения. 
 

 

Список  литературы 

      
  1. Артюнина  Г.П. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академический проект, 2009. – 766 с.
  2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 2006. 325 с.
  3. Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред.. - М.: Логос, 2007. - 855 с.
  4. Боронова Г.Х., Прусова Н. В. Психология труда: Конспект лекций. М.: издательство: Эксмо, 2008. - 160 с.
  5. Боровикова С. А., Водолазская Т. П., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н.; Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. - 152 с.
  6. Большая медицинская энциклопедия. под. ред. Бородулина В.И. 4-е изд. – М.: Рипол Классик, 2007. - 960с.
  7. Боухал М., Конечный Р. Психология в медицине. - Прага, 2003.–314с.
  8. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев: Вища шк., 2007. - 174 с.
  9. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник /О.Ю. Ермолаев. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
  10. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
  11. Калшед Д. Внутренний мир травм: Архетипические защиты личностного духа/ Д.Калшед; Пер. с англ. В. Агаркова, С. Кравец. – М.: Академия. Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2001.- 366с.
  12. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – СПб.: Питер, 2006. – 280 с.
  13. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита.- 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.- 176с.
  14. Ключников С. Обретение психической энергии: Эмоциональная и ментальная тренировка для психологической защиты/ Наука и религия.- 2002. - № 4 с. 44-45.
  15. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебник для студ мед вузов, 2е изд. – М. МЕДпресс-информ, 2005 – 346 с.
  16. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. Ж. Медицинская психология. - М.: Сова, 2005. - 370 с.
  17. Мак-Вильямс Н. Психологическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 480 с.
  18. Менделевич В. Д. Клиническая медицинская психология. М.: Академия, 2006. – 450 с.
  19. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
  20. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. - М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 2007. - 352 с.
  21. Психология экстремальной ситуации: Минимальный набор приемов психологической защиты // БДИ. Безопасность. Достоверность. Информация. – 2004. - № 4. - С. 36-37.
  22. Психологическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 480 с.
  23. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика. М., 1996. – 222 с.
  24. Рейгордский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 – 672с.
  25. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
  26. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М. - 2000. – 372 с.
  27. Менделевич В. Клиническая медицинская психология. - М. - 1999. – 242 с.
  28. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М. 2002. – 284 с.
  29. Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности.- СПб.: Питер, 2000.- 608с.
  30. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики: Книга-тренинг/ Э. Цветков. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
  31. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов: Обсуждается проблема многоуровневого анализа феномена психологической защиты // Журн. Психологический журнал. – 2001.- № 1. – С. 5-15.
  32. Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Журн. Вопросы психологии. – 1998. -  № 4. – С. 54-67

 

      

      Приложение 1

Тест «Индекс жизненного стиля (LSI)» 

   1. Я очень легкий человек и  со мной легко ужиться.

   2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу.

   3. Всегда существовал человек, на  которого я хотел бы походить.

   4. Люди не считают меня эмоциональным  человеком. 

   5. Я выхожу из себя, когда смотрю  фильмы непристойного содержания.

   6. Я редко помню свои сны.

   7. Меня просто бесят люди, которые  всеми вокруг командуют. 

   8. Иногда у меня появляется сильное  желание пробить стену кулаком. 

   9. Меня раздражает тот факт, что  люди слишком много задаются.

   10. В мечтах я всегда в центре  внимания.

   11. Я человек, который никогда не плачет.

   12. Необходимость пользоваться общественным  туалетом, заставляет меня совершать  усилия над собой. 

   13. Я всегда готов выслушать обе  стороны во время спора. 

   14. Меня легко вывести из себя.

   15. Когда кто-нибудь толкает меня  в толпе, я чувствую, что готов толкнуть в ответ.

   16. Многое во мне восхищает людей. 

   17. Я полагаю, что лучше хорошенько  обдумать что-нибудь до конца,  чем приходить в ярость.

   18. Я много болею. 

   19. У меня плохая память на  лица.

   20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.

   21. Когда я слышу сальности, я  очень смущаюсь.

   22. Я всегда вижу светлую сторону  вещей. 

   23. Я ненавижу злобных людей. 

   24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне. 

   25. Я с трудом запоминаю имена. 

   26. У меня склонность к излишней нервозности.

   27. Люди, которые добиваются своего  криком и воплями, вызывают  у меня отвращение.

   28. Я свободен от предрассудков. 

   29. Мне крайне необходимо, чтобы  люди говорили о моей привлекательности. 

   30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.

   31. Иногда мне хочется, чтобы атомная  бомба разрушила весь мир. 

   32. Порнография отвратительна. 

   33. Когда я чем-нибудь расстроен,  я много ем.

   34. Люди мне никогда не надоедают. 

   35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.

   36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.

   37. В своих фантазиях я совершаю  великие поступки.

   38. В большинстве своем люди раздражают  меня, так как они слишком эгоистичны.

   39. Прикосновение к чему-либо осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.

   40. Если кто-нибудь надоедает мне,  я не говорю ему это, а  стремлюсь выразить свое недовольство  кому-нибудь другому. 

   41. Я полагаю, что люди обведут  Вас вокруг пальца, если Вы  не будете осторожны. 

   42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.

   43. Я никогда не волнуюсь, когда  читаю или слышу о какой-либо  трагедии.

   44. В споре я обычно более логичен,  чем другой человек. 

   45. Мне совершенно необходимо слышать  комплименты. 

   46. Беспорядочность отвратительна.

   47. Когда я веду машину, у меня  иногда появляется сильное желание  толкнуть другую машину.

   48. Иногда, когда у меня что-нибудь  не получается, я сильно злюсь. 

   49. Когда я вижу кого-нибудь в  крови, это меня почти не  беспокоит. 

   50. У меня портится настроение, и  я раздражаюсь, когда на меня  не обращают внимание.

   51. Люди говорят мне, что я всему  верю.

   52. Я ношу одежду, которая скрывает  мои недостатки.

   53. Мне очень трудно пользоваться  неприличными словами. 

   54. Мне кажется, я много спорю с людьми.

   55. Меня отталкивает от людей  то, что они неискренни.

   56. Люди говорят, Что я слишком  беспристрастен во всем.

   57. Я знаю, что мои моральные стандарты  выше, чем у большинства других  людей. 

   58. Когда я не могу справиться  с чем-либо, я готов заплакать.

   59. Мне кажется, что я не могу  выражать свои эмоции.

   60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.

   61. То, что мне не нравится, я выбрасываю  из головы. 62. Я очень редко  испытываю чувства привязанности.

   63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

   64. Я многое коллекционирую.

   65. Я работаю более упорно, чем  большинство людей, для того, чтобы  добиться результатов в области,  которая меня интересует.

   66. Звуки детского плача не беспокоят  меня.

   67. Я бываю так сердит, что мне  хочется все крушить вокруг.

   68. Я всегда оптимистичен.

   69. Я много лгу. 

   70. Я больше привязан к самому  процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг  нее. 

   71. В основном люди несносны.

   72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.

   73. Меня раздражает то, что людям  нельзя доверять.

   74. Я буду делать все, чтобы  произвести хорошее впечатление. 75. Я не понимаю некоторых своих  поступков. 

   76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.

   77. Я думаю, что ситуация в мире  намного лучше, чем полагает  большинство людей. 

   78. Когда у меня неудача, я не  могу сдержать плохого настроения.

   79. То, как люди сейчас одеваются  на пляже – неприлично.

   80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.

   81. Я всегда планирую наихудшее  с тем, чтобы не быть застигнутым  врасплох.

   82. Я живу так хорошо, что многие  люди хотели бы оказаться в  моем положении. 

   83. Как-то я был так сердит, что  сильно саданул по чему-то и  даже немного ушибся.

   84. Я испытываю отвращение, когда  сталкиваюсь с людьми низкого  морального уровня.

   85. Я почти ничего не помню  о своих первых годах в школе. 

   86. Когда я расстроен, я невольно  поступаю как ребенок. 

   87. Я предпочитаю больше говорить  о своих мыслях, чем о своих чувствах.

   88. Мне кажется, что я не могу  ничего закончить из того, что  начал. 

   89. Когда я слышу о жестокостях,  это не трогает меня.

   90. В моей семье почти никогда  не противоречат друг другу. 

   91. Я много кричу на людей. 

   92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.

   93. Когда я расстроен, я часто  напиваюсь. 

   94. Я счастлив, что у меня меньше  проблем, чем у большинства  людей. 

   95. Когда что-нибудь расстраивает  меня, я сплю более, чем обычно.

   96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха.

   97. Я говорю много неприличных  слов.  

      Ключ:

      Отрицание: 1 16 22 28 34 42 51 61 68 77 82 90 94  

      Вытеснение: 6 11 19 25 35 43 49 59 66 75 85 89

      Регрессия: 2 14 18 26 33 48 50 58 69 78 86 88 93 95

      Компенсация: 3 10 24 29 37 45 52 64 65 74

      Проекция: 7 9 23 27 38 41 55 63 71 73 84 92 96

      Замещение: 8 15 20 31 40 47 54 60 67 76 83 91 97

      Интеллектуализация: 4 13 17 30 36 44 56 62 70 80 81 87

      Реактивное  образование: 5 12 21 32 39 46 53 57 72 79

Информация о работе Механизмы психологической защиты медработников реанимационного отделения