Содержание
Введение
Основная часть
Глава 1. Теоретический обзор
проблемы механизмов психологической
защиты в работах известных ученых
1.1 Исследования механизмов
психологической защиты в работах
З. Фрейда
1.2 Исследования механизмов
психологической защиты в работах К. Роджерса
1.3 Исследования механизмов
психологической защиты в работах
А. Фрейд и других ученых
1.4 Описание механизмов
психологической защиты
Глава 2. Эмпирическое исследование
механизмов психологической защиты
2.1. Процедура и методы
эмпирического исследования в
студенческих группах
2.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы «Механизмы
психологической защиты».
В современном обществе понятие
психологической защиты является жизненно-необходимым
и основополагающим. Тем не менее, крупных
систематических исследований до последнего
времени проводилось немного. Причиной
может быть тот факт, что отсутствуют психологические
методики, которые бы позволили комплексно
оценить проявление и выраженность основных
защитных механизмов. Также в истории
психологии также известны многие разногласия
между исследователями по поводу общего
количества таких механизмов, по поводу
содержания терминов. Поэтому тема данной
работы актуальна на сей день.
Защитный механизм
или психологическая защита — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый
психический процесс, направленный на
минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат
в основе процессов сопротивления.
Этот термин был введен Зигмундом
Фрейдом в 1894 году. « Механизм психологической
защиты был раскрыт в его работе «Защитные
нейропсихозы» и использовался для описания борьбы «Я» с болезненными
или невыносимыми мыслями или аффектами
в его последующих работах», а именно «Этиология
истерии», «Дальнейшие замечания о защитных
нейропсихозах», «Торможения, симптомы
и тревожность».
«Стремясь сделать психоанализ
приемлемым для скептически настроенной
публики, Фрейд часто в педагогических
целях использовал аналогии, сравнивая
психологические действия с армейскими
тактическими маневрами, с
компромиссами при решении
различных военных задач, со сражениями,
имеющими неоднозначные последствия».1
Психологическая защита определяется
как нормальный естественный механизм,
направленный на предупреждение расстройств
на почве конфликта сознания и бессознательного,
ограждающий сферу сознания личности
от негативных, травмирующих переживаний.
Механизмы защиты действуют, сохраняя
привычное комфортное состояние человека,
в случае, когда он получает нежелательную
или неблагоприятную информацию, способную
повлиять на его самооценку или мнение
об окружающих его людях.
Важно, что психологическая
защита это не способ достижения какой-либо
цели, а своеобразный аккумулятор, позволяющий
преодолеть временные возникающие трудности
и накопить силы для грамотного разрешения
проблемы. При этом люди по-разному реагируют
на свои внутренне трудности. Одни отвергают
свои желания как несбыточные и невозможные,
другие обвиняют окружающих в своих неудачах,
третьи ведут себя так, будто проблемы
не существует. В данном случае меняется
восприятие окружающей действительности.
Сначала человек отрицает то, что нежелательно
для него, затем привыкает к такому образу
мысли и забывает те негативные влияния,
которые доставляли ему дискомфорт. Иногда
внутренний конфликт переносится, смещается
на окружающих людей или внешние объекты.
Как уже было сказано, основная
функция психологической защиты – это
поддержание привычного уровня самооценки
и самоуважения, но это, действительно
чревато дезориентацией адекватной оценки
внешних изменений, потерей способности
к ответственности и принятию решений.
Известно, что выявил эти механизмы
Зигмунд Фрейд. Он считал, что Эго блокирует
импульсы в сознании или изменяет их до
неузнаваемости, так что их интенсивность
снижается. Более подробным изучением
открытых механизмов занималась его дочь
Анна Фрейд. По сути, она основала новое
направление в психологии – эго-психологию.
Современная отечественная наука накопила
большой багаж теоретического и эмпирического
материала, посвященной исследованиям
психологической защиты и показывающий
противоречивость этого понятия (Ф.В. Бассин,
Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников,
Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, А.М. Штыпель).
В то же время, остается открытым вопрос
о том, какие же механизмы позволяют личности
грамотно противостоять окружающей его
агрессивной среде, защищая себя, свою
целостность, и каковы пути оптимизации
самозащиты личности.
Целью данной работы является рассмотрение
механизмов психологической защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- Дать понятие механизмы психологической
защиты и психологическая защита в целом.
- Рассмотреть и описать основные
защитные механизмы.
- Провести исследования механизмов
психологической защиты в малых группах.
Объектом исследования является
система психологической защиты личности.
Предмет исследования – применение
механизмов психологической защиты в
условиях современной жизни.
Гипотезой данного исследования
является предположение того, что с возрастом
преобладающие механизмы психологической
защиты изменяются и совершенствуются,
в соответствии с этим меняется и стратегия
поведения личности. Это предположение
нуждается в доказательствах и проведении
эмпирического исследования.
Методами подобного исследования
было выбрано тестирование учащихся 1
и 3 курса. Тест «Диагностика ведущей
стратегии защиты в общении с партнерами»
предполагает выявление преобладающей
линии поведения в напряженных ситуациях,
таких как ссора, спор, разногласие
мнений. На основании полученных выводов
необходимо выяснить совершенствуется
ли психологическая защита с возрастом
или нет. Данная методика была составлена
академиком БПА, членом Петровской Академии
наук и искусств, профессором и доктором
психологических наук, Бойко Виктором
Васильевичем.
Для исследования были
взяты 2 группы студентов 1 и 3 курса. Подобный
выбор респондентов можно объяснить разницей
в возрасте и большим опытом общения в
заданных ситуациях у 3 курса.
Глава 1
Теоретический
обзор проблемы механизмов психологической
защиты в работах известных ученых
1.1 Исследования
механизмов психологической защиты
в работах З. Фрейда
Впервые З.Фрейд обратился
к понятию психологической защиты в работе
«Нейропсихология защиты» (1894).
З. Фрейд и И. Брейер изучали истерию и
методы ее лечения, положив таким образом
начало психоанализу. Брейер описал смысл
невротических симптомов. Результаты этих
исследований собраны в научном труде
«Этюды об истерии». «Оказалось, что истерический
симптом ведет свое происхождение не из
неизвестных источников анатомической
и физиологической природы, как это полагало
прежнее научное воззрение, но из имеющих
высокую эффективную ценность психических
переживаний, которые были амнезированы.
На основе этого была создана концепция
истерии и разработан метод лечения. К.Г.
Юнг следующим образом излагает ее: «...травма
создает некоторое раздражение, от которого
при нормальных обстоятельствах освобождаются
отводной реакцией, в случае же истерии
травма переживается не во всей полноте,
вследствие чего происходит задержание
раздражения или вщемление
аффекта».2
Согласно этой концепции
симптом существует только тогда, когда
он замещает в сознании некоторые задержанные
и аффективные переживания. В случае, если
замещенные процессы становятся осознанными,
симптом пропадает. От этого зависит и
особый метод лечения.
Ранее определяющим
видом лечения истерии был гипноз, на нем
были построены научные теории. Но после
открытия механизмов психологической
защиты, а также трудностей в практике
и ненадежности результатов такого лечения
вынудили З. Фрейда искать другие методики
высвобождения психической энергии, эмоциональной
разрядки, способствующей уменьшению
или снятию тревоги. «В то же время теоретические
конструкции вполне удовлетворяли Фрейда,
и поиск новой практики он вел в рамках
старой теоретической модели».3
В поисках новой методики достижения катарсиса,
З. Фрейд использовал технику «настаивания»
И. Бернгейма. Эта техника «делала возможным
в бодрственном состоянии пробудить воспоминание
об испытанном сомнамбулизме. Когда он
их (пациентов) спрашивал относительно
пережитого в сомнамбулическом состоянии,
они действительно сначала утверждали,
что ничего не знают, но, когда он не успокаивался,
настаивал на своем, уверял их, что они
все же знают, те забытые воспоминания
всякий раз воскресали. Таким путем, без
применения гипноза удавалось узнать
от больного все то, что было необходимо
для установления связи между забытыми
патогенными сценами и ставшимися от них
симптомами».4 Основой такой техники,
которая стала краеугольным камнем психоанализа,
- это настроение. Работая с этой методикой,
Фрейд встретился с определенными трудностями.
Проблемы возникали при желании психиатра
привести в сознание бессознательные
воспоминания, он наталкивался на мощный
блок сопротивления бессознательного,
поддерживающего болезненное состояние
пациента. В этом Фрейд и усмотрел причину
истерии и предположил, что для того чтобы
избавится от этого заболевания, необходимо
уничтожить сопротивление.
На основе феноменов сопротивления З.Фрейд
вводит понятие вытеснения: «Те самые
силы, которые теперь препятствуют, как
сопротивление, забытому войти в сознание,
в свое время были причиной забвения и
вытеснили из памяти соответствующие
патогенные переживания. Я назвал этот
предполагаемый мною процесс вытеснением
и рассматривал его как доказанный неоспоримым
существованием сопротивления». 5 Тем самым он смог
объяснить смысл своей терапевтической
практики. Его исследования дали ключ
к созданию представления о человеческой
психике. Фрейд вводит понятие вытесненного
бессознательного, которое находится
в конфликте с сознанием.
«Первоначально вытеснение
было единственным выделяемым способом
защиты. Дифференциация психологической
защиты произошла только в 1923 году в работе
З.Фрейда «Страх», в которой опять же на
основе дифференциации сопротивлений
(сопротивление бессознательного, сопротивление,
исходящее из выгоды от болезни, сопротивление
Супер-Эго) он выделил такие способы защиты,
как изоляция, отрицание, проекция и др.».6 Благодаря этому Фрейд
смог выделить основные понятия клинического
психоанализа ( перенос, вытеснение и др.).
Но события реальной жизни теперь стали
восприниматься не как конфликт при общении,
например, между рабочим и работодателем,
а как конфликт между сознательным и бессознательным.
То есть конфликт из внешнего мира переносится
в плоскость психики, т.е. внутреннего
мира.
«В результате психотехническая
схема, в основе которой лежат конфликт
в общении, сопротивление, преодоление
сопротивления для осознания и отреагирования
бессознательного материала, постепенно
стала рассматриваться как представление
самой психики, как ее теоретическая модель.
Критерием правильности такой схемы становится
не ее эффективность в плане лечения, а
истинность теоретического построения
(теории психики), внутренняя согласованность
описания объекта, возможность понять
процессы и механизмы, действующие в психике,
и т. д.».7
Предположив, что если есть сфера бессознательного,
Фрейд выявил область вытесненного бессознательного,
другую часть бессознательного он отнес
к подсознанию. Проведя подобные работы,
ученый построил первую модель психики,
состоящую из трех областей: сознание,
бессознательное и подсознание.
- «Я» – сознательная область. Основная задача «Я» – цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.
- «Оно» – бессознательная
инстинктивная область импульсов и инстинктов,
которые стремятся к удовлетворению, подчиняясь
принципу удовольствия.
- «Сверх-Я» – наследник Эдипова
комплекса. Область нравственной оценки, это идеальное «Я»,
осознание того, как должно
выглядеть «Я» в соответствии с требованиями
общества и общественной моралью.
По определению, сознание и
бессознательное находятся в конфликте,
а механизмы защиты реализуют взаимоотношения
в этом конфликте. «Сознание воздействует
на бессознательное посредством вытеснения,
что является защитой сознания от неприемлемых
инстинктивных влечений. Бессознательное
воздействует на сознание посредством
механизмов защиты, трансформирующих
вытесненные влечения в формы, приемлемые
для реализации в поведении и сознании
(рационализация, проекция, изоляция и
др.)». 8 Чтобы эта модель была
прогностической (предсказывала поведение
и реакции пациента), необходимо представить
психику как работающий механизм.
Лишь сведя всё многообразие сил, исходящих
из бессознательного к либидо и противоположных
им - к цензуре, З. Фрейд смог чётко ввести
понятие защитного механизма и описать
действие конкретных механизмов защиты.
Исходя из своей концепции психического
аппарата индивида, З. Фрейд выдвинул следующие положения:
1. Ведущую
роль в человеческом поведении, в его душевной
жизни играет бессознательное, которое
составляют врожденные инстинкты.
По Фрейду таких инстинкта
два: сексуальный («эрос» или либидо) и
агрессия, стремление к разрушению («танатос»).
Кроме этого в содержание бессознательного
входят желания, аффекты, вытесненные
из сознания по причине их неприемлемости
или нежелательности для субъекта.
Инстинкты и желания,
изгнанные из сознания, стремятся быть
удовлетворенными. Эта энергия является
«двигателем» человеческого поведения,
его устремлений.
2. Влечения
бессознательного находятся в противоречии
с нормами культуры.
З. Фрейд утверждал,
что инстинкты человека по природе своей
асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы
– это узда, которая накидывается на них
и тем самым делает возможным совместное
существование людей.
3. Психическое
и социальное развитие человека идет через
установление баланса между инстинктами
и культурными нормами.
Таким образом, в процессе
развития Я человека вынуждено постоянно
искать компромисс между рвущейся наружу
энергией бессознательного и тем, что
допускается обществом.
- Этот баланс,
компромисс устанавливается посредством
защитных механизмов психики.
Защитным механизмом
называется специфическое изменение содержания
сознания, возникающее в ситуации внутреннего
конфликта.
1.2 Исследования
механизмов психологической защиты в
работах К. Роджерса
По типу формирования
концепция К.Роджерса аналогична психоанализу
З.Фрейда. Оба начинали практикующими
психотерапевтами, решали проблемы, возникающие
не в науке, а в практике. К.Роджерс так
пишет о формировании своей концепции:
«Раньше всего была создана наиболее тесно
связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее
основательно доказанная теория психотерапии
и изменения личности, которая была сконструирована,
чтобы упорядочить известные феномены
терапии».9
По содержанию концепции
К. Роджерса и З. Фрейда отличаются. На
работу Роджерса оказал влияние философ-гуманист
американец Дж. Дьюи, поэтому врач относился
к своему пациенту не как ученый к исследуемому
объекту, а как человек к человеку, стараясь
понять проблему человека полностью.
К.Роджерс - один
из создателей и лидеров гуманистической
психологии (наряду с А. Маслоу). Фундаментальным
компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в
процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся
интегральным механизмом саморегуляции
его (субъекта) поведения. Роджерс внёс
большой вклад в создание недирективной
психотерапии, которую он называл
«личностно-ориентированной
психотерапией», при которой врач,
вступающий в глубоко личностный контакт
с пациентом, видит в нём не больного, а
«клиента», берущего на себя ответственность
за решение собственных проблем путём
активизации творческого начала своего
Я. Эти различия в отношении к пациентам
привели и к различиям и в научных концепциях.