Основной целью психотерапевта
Роджерс считал создание таких условий,
в которых человек будет чувствовать себя
комфортно и безопасно, будет понятым.
При подобных условиях пациент раскрепощается,
и психолог может спокойно работать с
его бессознательным и подсознанием. Наличие
сопротивления при контакте говорило
бы о недостаточной степени чувства эмпатии.
Таким образом, внедирективной психотерапии
врач стремится так изменить смысловую
структуру ситуации, чтобы клиент имел
возможность символизации и проработки
своего опыта.
«На основе психотехнической схемы недирективной
психотерапии К.Роджерс строит теоретическую
концепцию личности человека, основными
концептуальными составляющими которой
являются:
– организм;
– феноменальное поле, которое есть все
количество жизненного опыта;
– самость, которая является дифференцированной
частью феноменального поля и состоит
из модели сознательных ощущений и оценок
Я или «моё».
Принципиальным в теории
К.Роджерса является также понятие конгруэнтности
(соответствия) самости и опыта, которое
задаёт функциональный аспект в модели
личности».10 Несоответствие самости
и опыта приводит к тому, что «опыт, не
совместимый с представлением индивида
о себе, имеет тенденцию не допускаться
к осознанию, каков бы ни был его социальный
статус».11 В ситуации, «когда
существует несогласованность, но индивид
не осознаёт этого, он потенциально уязвим
тревожностью, угрозой и дезорганизацией.
Если значимый новый опыт демонстрирует
противоречие столь ясно, что оно должно
быть сознательно воспринято, то индивид
будет под угрозой и его самость дезорганизуется
этим противоречием и неассимилируемым
опытом». В этом случае с целью сохранения
структуры самости выступает в действие
защита: «Защита есть поведенческий ответ
организма на угрозу, цель которого поддержать
нынешнюю структуру самости».12
В свою теорию Роджерс
не вводит понятие «конфликт», наличие
противоречия он выражает как несоответствие
самости и опыта. Механизмы психологической
защиты поддерживают самость в целостном
состоянии и становятся в то же время причиной
несоответствия. А «опыт» является причиной
работы человека над самим собой. Рождерс,
как психотерапевт помогает человеку
переосмыслить ту или иную ситуацию, помогает
разобраться в той или иной проблеме, уходя
от, так называемого, конфликта. Акцент
идет на работу человека над самим собой.
«При некоторых условиях, включающих главным
образом полное отсутствие всякой опасности
для структуры Самости, Опыты, с ней не
согласующиеся, могут восприниматься
и проверяться, а структура Самости изменяться,
чтобы усвоить и включить подобные опыты».13
1.3 Исследования
механизмов психологической защиты
в работах А. Фрейд и других ученых
Анна – дочь З. Фрейда
– продолжала и развивала теорию и практику
психоанализа. Начала свою практику она
в 1923 году. В своей второй книге «Эго
и механизмы защиты», написанной в 1926 году,
А. Фрейд систематизировала все, что было
известно в то время о действии используемых
Эго защитных механизмов. Помимо вытеснения,
она включила в этот список регрессию,
изоляцию, интроекцию, превращение в противоположность,
сублимацию, реактивное образование и
др. Данная систематизация значительно
расширила понимание защитных и синтезирующих
функций Эго, поскольку, согласно взглядам
А. Фрейд, нет антитезы между ограничениями
влечений, так и внешней адаптации.
Что касается техники
лечения, то она выстраивалась А. Фрейд
в соответствии с моделью интрапсихического
конфликта, где всё, что не являлось новым,
описывалось как перенос. Исходя из такого
понимания переноса, она подчеркивала
его спонтанность. Ее точка зрения полностью
совпадала с взглядами З. Фрейда, который
также считал, что перенос создается не
врачом.
Позднее, в статье 1954
года «Расширение показаний к психоанализу»,
А. Фрейд, наконец, поставила вопрос о том,
не могут ли некоторые агрессивные реакции
пациентов вызываться категорическим
отрицанием того факта, что аналитик и
пациент как взрослые люди находятся в
реальных личных отношениях. Так, она пришла
к мысли о том, что не всё в анализе является
«переносом».
Р. М. Грановская полагала,
что механизмы психологической защиты
противоречивы по своей сути и могут сыграть
как положительную, так и отрицательную
роль. Так, с одной стороны, они помогают
адаптации человека к своему внутреннему
миру, а с другой, — могут ухудшить приспособленность
к внешней социальной среде.
Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер
Линдсей выделяли две основные характеристики
защитных механизмов:
Отрицание или искажение
реальности
Действие на бессознательном
уровне
Искажению и отрицанию
подвергается восприятие не только внутренней,
но и внешней реальности: «„Я“ может защищать
себя и незнанием о существовании определенных
нужд и инстинктов, и незнанием о существовании
внешних объектов».14 Для психотерапии особенно
важна первая характеристика, так как
именно она может приводить к социальной
дезадаптации и другим проблемам.
Обычно люди использую
защитные механизмы комплексно. Некоторыми
механизмами люди пользуются «по привычке».
Еще многие ученые-психологи
проводили исследования механизмов психологической
защиты, разрабатывали свои концепции
в русле различных течений и направлений,
но фундаментальным всё-таки были труды
Зигмунда Фрейда.
В процессе межличностного
общения человек порой сталкивается с
различными негативными влияниями и пытается
«защититься» от них. Так начинают формироваться
механизмы психологической защиты. Затем
человек приобретает навык того или иного
вида психологической защиты, и он становится
уже индивидуальной характеристикой личности.
Например, человек, терпит неудачу в той
или иной сфере. Для того, чтобы как-то
оправдать эту неудачу или выместить свое
недовольство, он смещает эту проблему
на окружающих его людей, обвиняет их в
собственных проблемах.
Свои исследования проводили также зарубежные
ученые , так или иначе касаясь темы психологической
защиты. А. Маслоу, В. Франкл, В. Шутс, К.
Роджерс, все они разрабатывали концепции
личностного существования человека в
русле постоянного развития, искали пути
улучшения самозащиты личности, связывая
ее с конструированием развивающей среды.
Эти ученые являлись представителями
гуманистического направления в философии
и утверждали, что человек обладает определенной
степенью свободы от внешних воздействий,
благодаря собственным смыслам и ценностям,
которыми он приобрел в течение жизни.
В рамках теории развивающейся личности
работали такие отечественные психологи
как Ф.Е. Василюк, И.Д. Стойков, В.В. Столин,
Е.Т. Соколова, Л.Р. Гребенников и др.
К числу продуктивных можно
отнести также идеи, развиваемые в концепции
персонализации А.В. Петровского и "смысловой"
концепции Б.С. Братуся, а также принцип
анализа личности через способ ее жизни,
через "темы" и "техники" ее бытия
(К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова).
Итак, для чего же служат механизмы
психологической защиты.
Во-первых, психологическая
защита позволяет личности сохранять
свою целостность. В критической ситуации
человек сохраняет самообладание, остается
приверженным своим жизненным позициям,
ценностным ориентациям и жизненной стратегии.
Бессознательно включая механизмы защиты,
человек чувствует себя комфортно и способен
сделать собственные выводы, трезво взглянуть
на ситуацию и найти решение возникшей
проблемы.
Во-вторых, механизмы большую роль играют
в сохранении психологического здоровья
и внутреннего комфорта, своеобразного
«Я-образа». Благодаря исследованиям психологи
установили, что для человека важно сохранить
в глазах окружающих сформировавшееся
о них представления. Например, если человек
привыкает терпеть неудачи, то в случае
достижения успеха, он стремится аннулировать
свои достижения.
В-третьих, механизмы психологической
защиты помогают регулировать межличностные
отношения.
«Человек начинает отыгрывать
некий пугающий сценарий событий, переводя
себя из пассивной позиции тревожащегося в активную позицию действующего. Причём объект, на котором отыгрывается
сценарий, может не совпадать с объектом,
в отношениях с которым изначально возникла
тревога».15 Классический пример, когда человек
планирует устроиться на новую работу
и ему необходимо пройти собеседование,
от которого зависит, получит ли он желаемую
должность. В таком случае человек начинает
проигрывать ситуацию приема на работу,
и уровень его тревоги спадает, человек
успокаивается внутренне и в реальном
собеседовании допускает меньше ошибок. Такой механизм называется разрядка.
Он был открыт еще З. Фрейдом и более подробно
описан Нэнси Мак-Вильямсом в его работе
«Защитные механизмы.
«Психоаналитические мыслители полагают,
что каждый человек предпочитает определенные
защиты, которые становятся неотъемлемой
частью его индивидуального стиля борьбы
с трудностями. Это предпочтительное автоматическое
использование определенной защиты или
набора защит является результатом сложного
взаимодействия, по меньшей мере, четырех
факторов:
- врожденного темперамента;
- природы стрессов, пережитых в раннем
детстве;
- защит, образцами для которых были родители
или другие значимые фигуры;
- усвоенных опытным путем последствий
использования отдельных защит.
1.4 Описание механизмов психологической
защиты
Итак, перейдем к описанию конкретных
механизмов психологической защиты.
Многие психологи сходятся
во взглядах на определенный набор защитных
механизмов, которые можно назвать универсальными.
Механизмы психологической защиты принято
делить на первичные и вторичные. «К защитам, рассматриваемым как
первичные, незрелые, примитивные, или
защиты «низшего порядка» относятся те,
что имеют дело с границей между собственным
«Я» и внешним миром. Защиты, причисляемые
к вторичным, более зрелым, более развитым
или к защитам «высшего порядка», «работают»
с внутренними границами – между Эго, супер-Эго
и Ид или между наблюдающей и переживающей
частями Эго».16
Логично начать с первичных
механизмов психологической защиты.
- Изоляция.
Когда младенец чем-то
расстроен или встревожен, он просто засыпает.
Это своеобразный уход от неустраивающей
его реальности. Взрослея, человек также
порой нуждается в подобном уходе от реальности.
Сон в этом случае не является выходом.
Человек просто изолируется от окружающего
его мира в той или иной степени. Причиной
может быть либо ранняя травма, после которой
внешний мир стал приносить человеку дискомфорт,
либо пережитый стресс. Таким образом,
человек просто удаляется от реальности,
не искажая ее. Таких людей психологи относят
к шизоидному типу личности.
- Отрицание.
Этот механизм отвергает
мысли, чувства, желания, потребности,
неприемлемые на сознательном уровне.
Люди, постоянно использующие этот механизм,
ведут себя так, будто проблемы не существует,
всегда настаивают на том, что «все, что
ни делается – все к лучшему». Этот механизм
очень просто заметить у детей. Они думают,
что если спрятаться под одеяло или в шкаф,
то окружающий мир перестанет существовать
и пугать его.
Механизм отрицания
можно, как и любой другой, рассмотреть
и с положительной, и с отрицательной точки
зрения.
«Благодаря отрицанию мы можем
реалистически предпринять самые эффективные,
и даже героические действия. Каждая война
оставляет нам массу историй о людях, которые
“не потеряли головы” в ужасных, смертельно
опасных обстоятельствах и в результате
спасли себя и своих товарищей».17
Отрицание играет с
человеком злую шутку, в случае, когда
например, человек, зависимый от сигарет,
говорит, что у него абсолютно нет с этим
проблем и то, что в любой момент времени
он может бросить курить, но только он
не хочет этого делать. Так, человек просто
не может признать, что он стал зависимым
от никотина и отрицает это всеми силами.
«Самый очевидный пример психопатологии,
обусловленной использованием отрицания, – мания. Пребывая в маниакальном состоянии,
люди могут в невероятной степени отрицать
свои физические потребности, потребность
в сне, финансовые затруднения, личные
слабости и даже свою смертность. Люди,
для которых отрицание служит основной
защитой, маниакальны по своему характеру». 18
- Всемогущий контроль.
Этот механизм также
родом из детства. Когда маленький ребенок
чем-то недоволен, хочет есть или замерз,
он показывает это криком, на который сразу
же реагирует мать, удовлетворяя его потребности.
Взрослея, ребенок при неправильной установке
родителей на воспитание своего чада,
может пользоваться тем, что будет требовать
от матери всего, что он хочет криком, так
как ему кажется, что родители удовлетворяют
его потребности, потому что он этого хочет.
Это первый признак проявления всемогущего
контроля. Подрастая ребенок понимает,
что все от него зависеть не может. Но кто
же не испытывал то приятное чувство близости
и достижения успеха? В тот момент нам
кажется, что мы можем «свернуть горы и,
что нам море по колено». У некоторых людей потребность
испытывать чувство всемогущественного
контроля и интерпретировать происходящее
с ними, как обусловленное их собственной
неограниченной властью совершенно непреодолима.
Но рано или поздно наступает
такой момент, когда все происходит не
так, как планировалось. В этом особенно
ярко проявляется минус этого психологического
механизма – человек необоснованно начинает
чувствовать себя виноватым в том, что
все пошло не так. Например, как маленький
ребёнок, злящийся на свою мать, может
решить, что это из-за его злости упал показанный
по телевизору самолёт, так и взрослый
человек может считать, что именно его
неправильные действия или мысли оказались
единственной и решающей причиной нежеланного
результата.
- Примитивная идеализация (или обесценивание)