Механизмы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Психологическая защита определяется как нормальный естественный механизм, направленный на предупреждение расстройств на почве конфликта сознания и бессознательного, ограждающий сферу сознания личности от негативных, травмирующих переживаний. Механизмы защиты действуют, сохраняя привычное комфортное состояние человека, в случае, когда он получает нежелательную или неблагоприятную информацию, способную повлиять на его самооценку или мнение об окружающих его людях.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1. Теоретический обзор проблемы механизмов психологической защиты в работах известных ученых
1.1 Исследования механизмов психологической защиты в работах З. Фрейда
1.2 Исследования механизмов психологической защиты в работах К. Роджерса
1.3 Исследования механизмов психологической защиты в работах А. Фрейд и других ученых
1.4 Описание механизмов психологической защиты
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты
2.1. Процедура и методы эмпирического исследования в студенческих группах
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 117.22 Кб (Скачать файл)
  1. тактично выслушаете все до конца;
  2. пропустите мимо ушей;
  3. прервете рассказ на полуслове.

С подобной ситуацией каждый из нас сталкивался, возможно, даже не раз. Слухи и сплетни очень быстро распространяются среди людей, особенно среди молодых людей в силу их бойкого нрава. Тем не менее многие способны выслушать зачастую неприятную информацию спокойно и до логического завершения. Процент спокойно реагирующих на такую информацию студентов достаточно велик и среди первого, и  среди третьего курсов. Но, тем не менее, студентов третьего курса придерживающихся позиции миролюбия гораздо меньше, чем студентов первого курса. Уже полностью сформировавшееся мировоззрение и определенный тип личности дает старшему курсу право  и возможность отстаивать свое «Я». Агрессия в этом случае является избеганием неприятной информации для сохранения внутренней гармонии.

«16» Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:

  1. заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;
  2. побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;
  3. активизирует желание доказать свою правоту.

Конфликты не редко разрушают целостность нашего «Я». Чувство вины или злость и  обида на окружающих: все это и многое другое может быть результатом неправильного разрешения конфликта. Как говорится, «лучше та ссора, которой не было». Результаты опроса показали, что более приемлемым для ребят обеих курсов является предотвращение конфликта или разногласий. Но первый курс избирает политику миролюбия, ищут компромисс, в чем-то уступают оппоненту.  Более старшие ребята деликатно обходят острые углы, сглаживают противоречия, снимают особый накал ситуации тем, что ищут общие интересы и точки соприкосновения, но при том, что остаются на своей позиции в отношении того или иного вопроса. Таким образом, спор не приносит сильного раздражения, неудовлетворения и не способствует появлению невроза или разного рода скрытых комплексов.

«19» Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:

  1. благодаря дипломатии и гибкости ума;
  2. за счет выдержки и терпения;
  3. за счет темперамента и эмоций.

Последний вопрос теста подтверждает уже сложившееся представление о складе характера большинства студентов третьего курса. Свои интересы они отстаивают благодаря темпераменту и эмоциям.  Это помогает в некоторой степени разрядке от негативных эмоций и возвращению к привычному, спокойному состоянию сознания. Первый курс отличается миролюбием и умением мягко найти выход из ситуации.

 

Заключение

Итак, изучив все известные механизмы психологической защиты и выполнив тем самым поставленную в начале работы цель, мы можно понять насколько необходима нам психологическая защита в обыденной жизни. Зная действия этих механизмов, можно попытаться самостоятельно, без помощи психиатра, разобраться в причинах внутренних проблем.

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Но это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными. Это зависти от того, удается ли человеку справиться с энергией бессознательного без вредоносных последствий. Но знания, одного из важнейших элементов в уменьшении уязвимости личности, недостаточно. Это знание необходимо применять на практике, чтобы противодействовать  психологическому давлению и дискомфорту.

Проведенное исследование показало насколько могут сохранить собственное «Я» в сложных напряженных жизненных ситуациях студенты 1 и 3 курса. Исследование проводилось в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап
  2. Ход исследования
  3. Подведение итогов (анализ результатов, составление сравнительных и обобщающих таблиц)

На подготовительном этапе проводилась выборка групп студентов, поиск методики исследования.

На основном этапе в студенческих группах проводилось анонимное тестирование и сбор результатов.

На заключительном этапе проведена работа по анализу результатов тестирования. Все результаты были подсчитаны и систематизированы по заданным стратегиям поведения, а затем переведены в проценты и помещены в таблицу для наглядного сравнения. После чего были выявлены различия между ответами 1 и 3 курса по некоторым вопросам. В ходе исследования делается попытка дать объяснение причинам подобных различий.

Основываясь на научных трудах и жизненном опыте, можно взять на себя смелость утверждать, что человек не способен полностью защитить от психологического давления на протяжении всей жизни. Количество воздействий слишком велико, огромных трудов стоит защититься от них всех и это просто не имеет смысла. К тому же при попытках защититься, человек будет постоянно находиться в крайнем напряжении.

Проследить воздействия сознательно практически невозможно, так как они воспринимаются на бессознательном уровне, человек может и не догадываться о них. Выявить и предотвратить возможно лишь самые грубые вмешательства. Поэтому необходимо наблюдать за своим внутренним состоянием, следить за целостностью «Я» и устранять имеющиеся проблемы.

Гипотезой данного исследования было предположение, что с возрастом преобладающие механизмы психологической защиты изменяются и совершенствуются, в соответствии с этим меняется и стратегия поведения личности. Данная гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования. Действительно, по некоторым пунктам линии поведения старших студентов гораздо продуманнее и грамотнее, чем у младших. Но интересно то, что  в некоторых случаях первокурсники показывают более подходящую стратегию поведения в заданной ситуации, которая наверняка не приведет к конфликтам и внутреннему беспокойству.

Использовать результаты данного исследования могут университетские преподаватели. Зная некоторые особенности общения и поведения закономерные для студентов того или иного курса, можно более правильно и с наименьшими конфликтами и спорами выстроить взаимодействие.

Итак, механизмы психологической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.

Механизмы психологической защиты логично рассматривать как меняющееся, постоянно развивающееся, совершенствующееся, приспосабливающееся к необходимым требованиям личности состояние, которое позволяет удовлетворять основные потребности человека.

Психологическую защищенность следует понимать как устоявшееся эмоциональное переживание и осознание индивидом удовлетворенности своими внутренним состоянием и реализуемыми действиями. При возникающей критической ситуации бессознательное активируется и начинает свою работу. А реализуют подобную защиту рассмотренные механизмы.

 

 

Приложение

«Тест «Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами»

Инструкция к тесту

Выберите тот вариант ответа, который подходит вам больше всего.

Тестовый материал

  1. Зная себя, вы можете сказать:
      1. я скорее человек миролюбивый, покладистый;
      1. я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;
      2. я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.
    1. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:
    1. ищете способ примирения;
    2. обдумываете способ не иметь с ним дел;
    3. размышляете о том, как его наказать или поставить на место.
    1. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:
  1. будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;
  2. постараетесь свернуть с ним общение;
  3. будете горячиться, обижаться или злиться.
    1. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

  1. пойдете на значительные уступки;
  2. отступите от своих притязаний;
  3. будете отстаивать свои интересы.
    1. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:

  1. постараетесь запастись терпением и довести дело до конца;
  2. дипломатичным образом уйдете от контактов;
  3. дадите достойный отпор.
    1. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем (преподавателем)  вы:

  1. сможете сотрудничать во имя интересов дела;
  2. постараетесь как можно меньше контактировать с ними;
  3. будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.
    1. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:

  1. пойдете ему навстречу;
  2. уйдете от конкретного решения;
  3. решите вопрос не в пользу партнера.
    1. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:

  1. не станете придавать этому особого значения;
  2. постараетесь ограничить или прекратить контакты;
  3. всякий раз дадите достойный отпор.
    1. Если у партнера (преподавателя) есть претензии к вам, и он при этом раздражен, то вам привычнее:

  1. прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;
  2. избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;
  3. поставить его на свое место или прервать.
    1. Если кто-нибудь из коллег (друзей) станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:

  1. тактично выслушаете все до конца;
  2. пропустите мимо ушей;
  3. прервете рассказ на полуслове.
    1. Если партнер (коллеги, товарища) слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:

  1. пойдете на уступку ради мира;
  2. уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится, и тогда вы вернетесь к вопросу;
  3. однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счет.
    1. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу “урвать побольше”, вы:

  1. терпеливо добиваетесь своих целей;
  2. предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;
  3. решительно ставите такого партнера на место.
    1. Имея дело с нагловатой личностью, вы:

Информация о работе Механизмы психологической защиты