Механизмы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Психологическая защита определяется как нормальный естественный механизм, направленный на предупреждение расстройств на почве конфликта сознания и бессознательного, ограждающий сферу сознания личности от негативных, травмирующих переживаний. Механизмы защиты действуют, сохраняя привычное комфортное состояние человека, в случае, когда он получает нежелательную или неблагоприятную информацию, способную повлиять на его самооценку или мнение об окружающих его людях.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1. Теоретический обзор проблемы механизмов психологической защиты в работах известных ученых
1.1 Исследования механизмов психологической защиты в работах З. Фрейда
1.2 Исследования механизмов психологической защиты в работах К. Роджерса
1.3 Исследования механизмов психологической защиты в работах А. Фрейд и других ученых
1.4 Описание механизмов психологической защиты
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты
2.1. Процедура и методы эмпирического исследования в студенческих группах
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 117.22 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, защита начинает работать, когда случается что-то плохое. Тогда мы мыслим, что «на самом деле все не так-то и плохо, могло быть еще хуже».

  1. Морализация.

Морализация по своей сути близка к рационализации. Мы бессознательно начинаем искать способы, чтобы убедить себя, что происходящее морально необходимо нам.  Рационализирующий старается найти логическое обоснование, морализирующий же — морально-этическую необходимость. В этом случае так же, как и при рационализации присутствует искажение реальности в том, что мы стараемся найти объяснение уже случившемуся и каким-то образом это принять.

  1. Раздельное мышление.

Компартаментализация – еще один способ психологической защиты, близкий по смыслу к диссоциации, где рационализация служит поддержкой. Основной функцией данного механизма является разрешение конфликта между двумя состояниями без осознания стыда, вины или запутанности личностью. При изоляции один из элементов сознания уходит в бессознательное и остается там. Раздельное мышления сохраняет две идеи и гармонизирует их между собой. Для стороннего наблюдателя такой тип поведения может показаться обычным лицемерием. Все мы всегда стараемся найти золотую середину, но тем не менее не исключаем желания быть первыми в чем-то.

Есть и патологические формы компартаментализации. Например, гуманист, занимающийся проблемой воспитания и человечного отношения к детям-сиротам, находясь дома, жестоко обращается с собственными детьми. Также актуальным примером является случай с патриархом, который проповедовал воздержание и самоограничение в вопросах богатства, а после проповеди сел в собственный Ford.

«Проступок, который совершается с ясным чувством вины или в состоянии диссоциации, нельзя считать попадающим под защитную категорию раздельного мышления. Этот термин применим только в тех случаях, когда обе противоречивые идеи или оба действия доступны осознанию». 26

  1. Аннулирование (возмещение).

Аннулирование может рассматриваться как приемник рассмотренного выше механизма всемогущего контроля. Смысл возмещения заключается в бессознательной попытке уравновесить вину или стыд при помощи отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство. Классический пример – это врученный после ссоры подарок. Лишь в случае бессознательного желания подарить подарок, а не в случае целенаправленного смысла этого действия, возмещение обретает роль психологического механизма защиты.

Люди, приходя в храм, молят о прощении своих грехов, но подчас они не столь религиозны, как это может показаться. В силу вступает механизм аннулирования. Люди считают, что помолившись, они получат прощение всех своих грехов, тем самым они успокаивают себя и возвращают себе прежнее состояние душевного комфорта.

Тут можно видеть тесную связь аннулирования с более примитивной защитой — всемогущий контроль: во-первых, человеку кажется, что это от него зависит, какие мысли и чувства он испытывает, а во-вторых, ему кажется, что его мысли и чувства равнозначны его поступкам и имеют такое же влияние на внешний мир.

Чувство вины, с которым борется аннулирование, может быть очень сильным, в результате чего вся жизнь человека может оказаться под его влиянием. Человек, однажды случайно совершивший преступление, которое не может себе простить, бывает всю жизнь «возмещает ущерб» обществу.

  1. Поворот против себя (аутоагрессия).

По названию достаточно просто понять, в чем заключается смысл работы данного механизма. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении.

Психологи считают, что это есть результат перенаправления негатива, агрессии направленной на внешний объект вовнутрь себя. Причиной такого бессознательного поведения можно считать  страх за сохранность того внешнего объекта, от которого зависит благополучие самого человека.

Поворот против себя создает определенные проблемы личности, но тем не менее перенаправив негатив внутрь себя человек себя чувствует гораздо комфортнее.

Часто ребенок, наблюдая семейные ссоры, олицетворяет себя с причиной подобных ссор. Если этот механизм активируется в детстве, то в дальнейшем это может привести к глубоким психологическим проблемам.

  1.  Смещение.

«Термин «смещение» относится к перенаправлению драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается».27

Примерами полна наша жизнь. Начальник фирмы получил выговор от вышестоящего начальника. Свой гнев он выместил на младшего сотрудника, лишил его премии за мелкий проступок. Этот человек, придя домой, поругался с женой из-за остывшего ужина. Так можно продолжать до бесконечности. Смысл в том, что полученные негативные извне эмоции, мы бессознательно и без злого умысла смещаем на окружающих нас людей. Все это отражает тенденцию находить «козла отпущения».

  1.  Реактивное образование.

Есть знаменитое выражение: «от любви до ненависти один шаг». Человеческий разум может повернуть любую информацию в совершенно противоположную сторону, чтобы защититься от исходящего от него неудобства. Реактивное образование есть трансформация отрицательной информации в положительную и наоборот.

Когда в семью, где есть любимый ребенок 3-4 лет, приезжают долгожданные гости, все внимание родителей переключается с него на гостей. Ребенок бессознательно чувствует вражду к приехавшим, так как считает, что из-за них родители стали меньше обращать на него внимания.

Но на самом деле мы порой злимся на близких людей, обижаем друзей, выражаем недовольство по поводу их поведения. В нашей жизни не бывает исключительно положительного или исключительно отрицательного отношения к тому или иному объекту. Как две стороны медали наши чувства двойственны, но осознаем мы подчас лишь одну сторону. Получается, реактивное образование помогает нам защититься от той эмоции, которую мы чувствуем, но не желаем ее присутствия в нашем разуме и переносим свое сознание на желаемую сторону отношения, либо положительную, либо отрицательную.

Характерным признаком того, что человек использует реактивное образование, являются периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту: например крепкие объятья могут оказаться крепкими до боли.

  1. Реверсия.

Прием психологической защиты, при котором человек меняет объект и субъект отношения между собой. «Например, если некто чувствует, что желание испытывать заботу со стороны других является постыдным или содержит угрозу, он может удовлетворить свою потребность в зависимости, проявляя заботу о другом и бессознательно идентифицируясь с этим человеком, получающим удовлетворение от заботы о себе».28 Таким образом, происходит переход от пассивной роли личности к активной. Но в этом механизме также есть свои недостатки. Во-первых, человек не испытывает полного удовлетворения от того, что он проецирует собственные желания на другого человека. Во-вторых, он подчас не осознает свои желания. Популярный пример применения этой защиты — забота маленького ребёнка о своей кукле, которую обычно интерпретируют как удовлетворение собственной потребности в заботе. 

  1.  Идентификация.

Можно ли относить идентификацию к механизмам психологической защиты или нет? На эту тему происходило много научных споров. Противники этого механизма считают, что идентификация может использоваться человеком сознательно, не являясь, соответственно, психологическим механизмом защиты. Сторонники идентификации считают, что она вызывается стремлением преодолеть внутренний дискомфорт, стресс или тревогу, поддержать себя, чувство собственного достоинства. Также идентификация может действовать как механизм адаптации.  Например, подросток, познакомившийся с компанией старших и более влиятельных ребят, в собственной компании начинает идентифицировать себя с лидером этой взрослой компании.

Еще Фрейд выделял этот механизм, состоящий из двух частей – защитной и незащитной идентификации. Первый случай, смысл которого в том, чтобы походить на значимого человека, может быть иллюстрирован следующим примером. Младший брат восхищается успехами старшего брата в учебе, спорте, видит, что у брата много завидных друзей и говорит : «Я хочу быть таким как он». Второй случай рассматривается, как возможность защититься от возможной угрозы, исходящей от более успешного и властного человека. В таком варианте развития событий младший считает: « Старший брат может побить меня за то, что я завидую или злюсь на него. Лучше я буду таким как он, и тогда брат меня не обидит».

«Идентификация изначально является нейтральным процессом. Она может иметь позитивные или негативные эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации. Большую часть психотерапевтического процесса составляет распознавание старых и новых идентификаций, которые разрешали конфликт ребенка и стали автоматическими, а теперь являются причиной конфликта у взрослого».29

  1. Отреагирование (отыгрывание, вовне-действие).

«Проигрывая пугающий сценарий, пациент, бессознательно испытывающий страх, оборачивает пассивное в активное, превращает чувство беспомощности и уязвимости в действенный опыт и силу, независимо от того, насколько болезненна драма, которую он разыгрывает».30

Этот механизм относится к любой сфере жизнедеятельности, где необходим перенос реальной ситуации в воображаемую для снятия тревоги и волнения. Человек проигрывает волнительный тревожный момент будущего, переводит себя из состояния тревоги в роль активно действующего лица, снимая тем самым внутреннее напряжение, причем мотив такого отыгрывание остается неосознанным. В результате изначальное волнение сменяется чувством уверенности и власти над ситуацией.

  1.  Сексуализация.

«Люди могут сексуализировать любой опыт, бессознательно стремясь превратить ужас, боль или другое переполняющее чувство в восторг. В аналитической литературе этот процесс называется также инстинктуализацией. Сексуальное побуждение – наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив».31

Этот механизм психологической защиты используется людьми для того, чтобы преодолеть некоторые неприятные моменты или сделать более приятными некоторые печальные моменты жизни. Женщины склонны подвергать влиянию данного психологического механизма свою зависимость от какого-либо человека. Для мужчин характерно сексуализировать агрессивность. В древней Греции со времени Сократа сексуализации подвергался учебный процесс, идея привлекательного, талантливого учителя казалась привлекательной многим людям. Сексуализировано может быть практически все, любые объекты или явления действительности.

«Как защита, сексуализация может носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер, в зависимости от того, что было сексуализировано. Если женщина сексуализирует детский опыт, когда кто-то оттаскал её за волосы, а её сексуальный партнёр любит перебирать её волосы пальцами, это вряд ли можно считать проблемой. В то же время, если сексуализация боли приводит к постоянному поиску агрессивных, избивающих сексуальных партнёров — это повод искать психотерапевтической помощи». 32

  1.  Сублимация.

«Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы, во-вторых, она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое (например, как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силой (отрицание, репрессия)». 33

Сублимацию можно описать как уклон от сексуальных влечений и от остальных биологических потребностей в пользу социально значимых целей. Эта защита крайне позитивна для снятия внутреннего напряжения личности.

Сейчас это понятие приобрело более широкое значение, как перенаправление любых импульсов вообще, независимо от их происхождения. Как правило, сублимация трансформирует негативные аффекты в разного рода востребованную деятельность.

 

Глава 2

Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты

2.1.  Процедура  и методы эмпирического исследования  в студенческих группах

В этой главе будут представлены исследования, проведенные в студенческих группах 1 и 3 курсов. Тест «Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами» направлен на выявление доминирующего вида психологической защиты в группе студентов, различающихся возрастными особенностями. Как выяснилось в первой главе, некоторые защитные механизмы с возрастом совершенствуется, не переставая выполнять свою защитную функцию.

В обычной жизни мы пользуемся различными стратегиями поведения. В рамках приведенного теста рассматриваются три основных: сотрудничество, уход и агрессия.

Миролюбие - психологическая стратегия защиты личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я-личности».

Эта стратегия предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя сохранения достоинства. Порой миролюбие может означать приспособление, уступчивость, стремление не накалять и не обострять ситуацию, чтобы не подвергать «Я» угрозе потери целостности.

Информация о работе Механизмы психологической защиты