Механизмы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Психологическая защита определяется как нормальный естественный механизм, направленный на предупреждение расстройств на почве конфликта сознания и бессознательного, ограждающий сферу сознания личности от негативных, травмирующих переживаний. Механизмы защиты действуют, сохраняя привычное комфортное состояние человека, в случае, когда он получает нежелательную или неблагоприятную информацию, способную повлиять на его самооценку или мнение об окружающих его людях.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1. Теоретический обзор проблемы механизмов психологической защиты в работах известных ученых
1.1 Исследования механизмов психологической защиты в работах З. Фрейда
1.2 Исследования механизмов психологической защиты в работах К. Роджерса
1.3 Исследования механизмов психологической защиты в работах А. Фрейд и других ученых
1.4 Описание механизмов психологической защиты
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты
2.1. Процедура и методы эмпирического исследования в студенческих группах
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 117.22 Кб (Скачать файл)

Каждый человек склонен к идеализации. Дети непоколебимо верят, что их родители самые могущественные существа, которые могут вылечить, могут сделать «чудо» своими руками.

Взрослый человек также сохраняет подобную тенденцию, имея потребность приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависим. « И появляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации. Ни один 18-летний не уйдет из дома добровольно, считая его много лучшим местом, чем то, куда он отправляется».19

У некоторых людей идеализация напоминает детскую по степени наивности. Они считают, что близкий человек поможет , решит любые проблемы всегда, но видимо забывают о том, что все мы люди, все мы терпим неудачи и потери. Чем сильнее идеализация, тем сильнее будет обесценивание, что приводит к тяжелому разочарованию. Брат, искренне веря во врачебное мастерство хирурга и не сомневаясь в успешности операции, может подать на такого врача в суд в случае его неудачи, не говоря уже об огромной к нему неприязни и гневу.

В той или иной мере тенденция к идеализации обнаруживается у жителей любой страны, считающих, что у власти стоят более мудрые люди, заботящиеся о своем народе и старающиеся делать все на их благо.

  1. Проекция.

Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Существуют «явления невербального синхронизма и интенсивные переживания мистического единства с другим человеком или группой связаны с проекцией собственного “Я”, при мощной эмоциональной отдаче для обеих сторон. Хорошо известно, что влюбленные воспринимают состояния друг друга способами, которые сами не могут логически объяснить.

Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные позиции серьезно искажают объект или когда спроецированное содержание состоит из отрицаемых и резко негативных частей собственного “Я”, возникают всевозможные проблемы. Кто-то может возмущаться тем, что их неправильно воспринимают».20

Некоторые формы проекции легко заметить в обыденной жизни. Многие люди не замечают своих недостатков и точно такие же замечают в поведении других. В своих бедах мы часто обвиняем других людей, порой даже не причастных к нашим неудачам. Простой пример. Школьник, нестарательно выполнивший домашнюю работу, обвиняет учителя в своей плохой оценке. Проекция имеет свои негативные черты, так как порой приводит к неправильному восприятию и осознанию окружающей реальности. Такой механизм зачастую возникает у незрелых несформировавшихся личностей.

  1. Интроекция.

Интроекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри.

В удачном случае мы просто идентифицируем себя с другим человеком, полностью растворяя его в себе. В раннем действии ребенок, наблюдая за родителями, неосознанно поступает « как мама и папа». В подростковый период это может воплощаться в создании себе кумира. Например, подростка может поразить эффектный киноактер или его роль. В данном случае подросток «включает в себя» этого персонажа, копируя его голос, повадки, стиль одежды и т.п.

Здесь присутствует тонкий и опасный момент между нормой и патологией. В отрицательном случае подобная идентификация может превратиться в бездумный фанатизм. Еще одним негативным элементом этого механизма является то, что человек может впасть в депрессию. «Когда кого-то мы любим или глубоко к кому-то привязаны, мы интроецируем этого человека, и его репрезентация внутри нас становится частью нашей идентичности.  Если человек, образ которого мы интернализовали, умер, разлучен с нами или отвержен, мы чувствуем не только, что окружающий нас мир стал беднее, но также что мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного “Я” умерла. Чувство пустоты начинает доминировать в нашем внутреннем мире. Кроме того, если, стремясь воссоздать присутствие любимого объекта, вместо того, чтобы его отпустить, мы начинаем быть поглощены вопросом о том, в результате какой нашей ошибки или греха он ушел от нас. Притягательная сила этого обычно неосознаваемого процесса основана на скрытой в нем надежде, что, поняв свою ошибку, мы вернем человека (еще одна манифестация инфантильного всемогущества). Таким образом, если мы пытаемся избежать горя, то взамен получаем бессознательные самоупреки»21.

  1. Проективная идентификация.

Одно из сложных понятий психиатрии, вызвавшее множество споров. Одни утверждают, что это то же самое, что и проекция, другие считают, что «введение этой концепции имеет огромное клиническое и теоретическое значение».

Как и любой другой механизм проявляется этот  той или иной сфере жизнедеятельности человека. Особенность его заключается в том, что человек старается получить подтверждение того, что его мысли относительно наличия в другом человеке тех элементов психики, которые на самом деле имеются, правдивы и достоверны. Это достигается за счет бессознательного поведения, которое провоцирует обратную реакцию в соответствии с ожиданиями человека. В качестве примера можно взять пациента, пришедшего на прием к врачу и бессознательно считая, что врач будет крайне придирчив и критичен в отношении него. Соответственно такой пациент выстраивает агрессивную линию поведения, получая в ответ ту критику и придирчивость врача, которую он и ожидал. Поэтому нападение – не самая лучшая защита.

  1. Расщепление (Эго).

Как говорится, все мы родом из детства, мы и весь наш характер, все привычки и принципы, а также все механизмы психологической защиты.  Психологи считают, что механизм расщепления происходит из детства, когда ребёнок делит окружающий его мир на «хороший» и «плохой». 

Взрослый человек также прибегает к подобному механизмам защиты в своей жизни. Негативными чертами является искажение реальности, а положительным можно назвать то, что расщепление может быть очень эффективно в своей защитной функции уменьшения тревоги и поддержания самооценки. 

Такой вид защиты необходим, когда человеку не удается привести в единое целое свой разрозненный, противоречивый опыт. Однозначная, не терпящая возражений характеристика какой-либо группы, с выделением из нее одного представителя «хорошего человека», частый пример этого механизма.

  1. Диссоциация.

Диссоциация подчас жизненно необходима, выступая и как защитный механизм, и как процесс адаптации.  Механизм этот включается в ситуациях реальной угрозы жизни, после пережитого шока, который психика не способна выдержать.

Люди, пережившее подобное состояние, описывают его так, «будто это происходило не со мной». Порой это ощущение приравнивается людьми как к выходу из тела, что будто человек начинает видеть себя со стороны. 
«Человек, с которым произошло непереносимое несчастье, в любом возрасте может диссоциировать; маленькие дети, неоднократно подвергавшиеся ужасному абьюзу (жестокое обращение, унижение), могут научиться диссоциации как привычной реакции на стресс». 22

Достоинства данного защитного механизма очевидны, они помогаю человеку пережить жизненную катастрофу, отключиться от страдания, страха, паники в момент надвигающейся смерти. Существенным недостатком является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни. Однажды травмированные люди склонны реагировать на незначительный стресс диссоциацией.

Теперь следует перейти к психологическим механизмам защиты, составляющим вторичную (высшего порядка) группу.

  1. Репрессия (вытеснение).

Первым и основным механизмом этой группы является репрессия. Еще Фрейд обратил на нее внимание. Фрейд писал, что «суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него.  Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом».23

 Но нельзя считать, что все трудности являются «защищенными» репрессией. Лишь в том случае, когда человек думает, что та или иная мысль может причинить ему дискомфорт, беспокойство или просто неприемлема для сознания, тогда включается данный защитный механизм. В «бытовом смысле подобный механизм можно назвать обычным забыванием. Примером такого забывания могут служить массовые насилия о время войны или насилия маньяка над девушкой, после чего жертва не может вспомнить, что с ней случилось. « В подобных случаях человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них. Это феномен, который Фрейд образно назвал «возвращением репрессированного».24 Если действие данного защитного механизма недостаточно, то подключаются другие, которые снимают тревогу и позволяют вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.

Вытеснение проявляется также при ущемленном самолюбии, задетом чувстве собственного достоинства или просто обиде, искажая реальность так, чтобы скрыть допущенные ошибки человека не только от других, но и от себя самого. Происходит подмена реальности, которая закрепляется в сознании как непоколебимая истина.

Плюс опять заключается в том, что сохраняется целостность личности, душевное спокойствие в целом. Но такое проявление репрессии крайне эгоистично и возможно недолговременно, потому что конфликт сохранился, а вызванное им эмоциональное напряжение воспринимается личностью как состояние неопределенной тревоги.

  1. Регрессия

Этот механизм знаком каждому человеку, пусть он его и не осознавал. Например, когда мы голодны или устали, мы становимся капризны как дети. Нам знакома такая «особенность, проявляющаяся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), которая становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности».25 Некий регресс у детей возможен и считается нормой, если он происходит на фоне общего прогресса.

Нормальным проявлением регрессии являются игры взрослых с детьми или при болезни (мы требуем подобно детям повышенного к себе внимания)

В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

Также регресс может  трансформироваться в так называемую соматизацию – « уход в болезнь». Этот механизм также является защитным, но негативно влияет на личность, так как происходит своеобразное «отелеснивание» негативных эмоций, переживаний, приводящих к неврозу и дискомфорту.

  1. Изоляция.

Это психологический процесс, заключающийся в удалении из сознания эмоциональной составляющей переживания, но сохранении при этом его понимания. Данный механизм необходим, когда нужно отделить когнитивную составляющую от эмоциональной, когда человек становится слишком перегружен эмоциями. Врач, не смог бы спокойно и грамотно проводить операции, если бы постоянно думал о боли пациента или об отвращении при вскрытии. Сотрудники полиции не смогли бы проводить опись места преступления, если бы падали в обморок при виде трупа.

Ветераны, пройдя войну, часто безэмоционально и иногда с улыбкой рассказывают о том, как шли боевые сражения, как умирали люди. Это как раз является свидетельством работающего защитного механизма изоляции.

  1. Интеллектуализация.

Механизм изоляции, при которой человек говорит, что не испытывает особых чувств, так как они блокированы бессознательным, усложняясь, дает в результате новый защитный механизм – интеллектуализацию. В отличие от прежнего механизма, человек используя этот тип защиты, может говорить о чувствах, но у слушателя складывается представление, что подобное чувство отсутствует. Например, вскользь брошенное выражение «Да, я немного ему завидую», не дает нам полного представление об истинных чувствах человека. Истинная эмоция блокирована на бессознательном уровне, поэтому и это выражение имеет крайне равнодушный тон. «Многие люди чувствуют себя более зрело, когда интеллектуализируют в стрессовой ситуации, а не дают импульсивный, “сопляческий” ответ».

Интеллектуализация работает, как и механизм изоляции, сдерживая переполняющие сознание эмоции, мысли, настроения. Но это чревато тем, что человек может привыкнуть быть скупым на эмоции, не проявлять свои истинные чувства в полной мере, что может стать причиной невроза.

  1. Рационализация.

Бенджамин Франклин однажды заметил: «Так удобно быть разумным созданием: ведь это дает возможность найти или придумать причину для всего, что ты собираешься сделать».

Механизм работает качественно, если человеку удается с минимум потерь выйти из неприятной ситуации. Как правило, рационализация проявляется в двух случаях.

Во-первых, когда мы терпим неудачу и не получаем того, что хотелось бы. В этом случае мы оправдываем свою неудачу – « Да мне, собственно, это и не очень нужно было». Примером может служить ситуация, когда человеку не удается выиграть в лотерею с большим призовым денежным фондом.

Информация о работе Механизмы психологической защиты