Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил и навыков.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры – это ценное средство всестороннего развития детей.
Введение
Глава I. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
1.1 История возникновения и применения подвижных игр в педагогическом процессе
1.2 Классификация подвижных игр
1.3 Режим дня дошкольного учреждения
1.4 Место подвижных игр в режиме дня дошкольного учреждения
Глава II. Методика организации и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика руководства подвижными играми
2.2 Система подвижных игр в режиме дня детей старшего дошкольного возраста
Оглавление
Введение
Глава I. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
1.1 История возникновения и применения подвижных игр в педагогическом процессе
1.2 Классификация подвижных игр
1.3 Режим дня дошкольного учреждения
1.4 Место подвижных игр в режиме дня дошкольного учреждения
Глава II. Методика организации и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика руководства подвижными играми
2.2 Система подвижных игр в режиме дня детей старшего дошкольного возраста
Введение.
Игровая деятельность имеет важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские годы. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки, умения, в них вырабатывается смелось, воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода воспитания. Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека.
Наши дети живут условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.
Все чаще можно
встретить во дворе скучающих,
равнодушных к спортивным и
подвижным играм слабых и
Это вызывает озабоченность
педагогов и врачей: мало двигаются
дети. А для ребенка малоподвижный
образ жизни – это потеря
здоровья, нарушение физического
и интеллектуального развития. Именно
в подвижных играх ребенок
получает уникальную
К сожалению, как
отмечают не только психологи,
но и большинство опытных
Утеряны детские
Всестороннее влияние игры на ребенка трудно переоценить, игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.
Игра поможет воспитателю
сплотить детский коллектив,
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил и навыков.
Характерной чертой
подвижных игр является не
только богатство и
Объектом моих исследований является учебный процесс в игре. Предметом моих исследований являются игры в учебном процессе.
Глава I. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
1.1 История
возникновения и применения
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни дошкольников, хочется подробнее остановиться на этом вопросе.
Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.
Запас двигательной энергии
ребенка, особенно ребенка младшего
возраста, настолько велик, что он
самостоятельно реализует потребность
в движении естественным путем –
в игре, и это хорошо было известно
с древних времен. «Многие из народов,
прославившихся совершенством своего
физического и духовного
У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела
Проблема игры широко освещена в научно - методической литературе (в работах Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Л. П. Усовой, А. И. Сорокиной, Р. И. Жуковской, Л.В. Артёмовой и других авторов - классиков).
Личностные
качества ребёнка формируются
в активной деятельности, и прежде
всего в той, которая на
История возникновения игры
как способа решения
Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры.
В этих случаях происходит
выделения из целостной реальной
и жизненно важной трудовой деятельности
той её части, которая может быть
названа ориентировочной в
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.
Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
- имитация реальной трудовой деятельности;
- осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
- разыгрывание ролей;
- наличие магического смысла.
С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной - к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры - театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.
Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.
Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.
Немецкий психолог К. Гросс,
первым предпринявший попытку
Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Достаточно трудно найти основание для того, чтобы классифицировать игры, в которые играют дети. Все виды игр имеют свои особенности и назначение, между ними трудно провести границы - в каждой игровой ситуации решается много задач, реализуется множество потребностей личности. В книге Т. Крайг «Психология развития» описаны наиболее типичные детские игры.
Сенсорные игры. Цель: приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся водой. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. В них развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.
Моторные игры. Цель: осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, играют с родителями в «кучу-малу», катаются с ледяных горок, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.
Игра-возня. Цель: физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.
Языковые игры. Цель: структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя и мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку 3-4 лет овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.
Ролевые игры и имитации. Цель: знакомство и освоение социальных отношений, норм и традиций, присущих культуре, в которой живет ребенок. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
С.А. Шмаков предлагает классифицировать
игры по внешним признакам (содержание,
форма, место проведения, число участников,
степень регулирования и
Классификация игр по внешним признакам.
По содержанию: игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.; «вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.
По форме: игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.
По назначению – внеутилитарные и деловые.
По времени проведения.
По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.
По составу и количеству участников: для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников; для участников разного возраста; индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.
По степени регулирования, управления: кем-либо организованные и стихийные.
По наличию инвентаря: с предметами и без предметов; компьютерные, игры-автоматы и т.п.
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка.