Методика организации и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил и навыков.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры – это ценное средство всестороннего развития детей.

Содержание работы

Введение

Глава I. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
1.1 История возникновения и применения подвижных игр в педагогическом процессе
1.2 Классификация подвижных игр
1.3 Режим дня дошкольного учреждения
1.4 Место подвижных игр в режиме дня дошкольного учреждения

Глава II. Методика организации и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика руководства подвижными играми
2.2 Система подвижных игр в режиме дня детей старшего дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Функции игры 

- социокультурная;

- коммуникативная;

- диагностическая;

- игротерапевтическая и коррекционная;

- развлекательная.

Сюжетные игры имеют готовый  сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого  вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны  в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

 В дошкольном возрасте  используются подвижные игры  с элементами соревнования (индивидуального  и группового), например: «Чье звено  скорее соберется», «Кто первый  через обруч к флажку» и  др. Элементы соревнования побуждают  к большей активности в выполнении  двигательных заданий. В некоторых  играх («Перемени предмет», «Кто  скорее до флажка») каждый ребенок  играет сам за себя и старается  выполнить задание как можно  лучше. Если эти игры проводятся  с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить  задание, чтобы улучшить результат  команды.

К бессюжетным относятся  также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются  в необычных условиях и часто  включают элемент соревнования, при  этом несколько детей выполняют  двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся  спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются  и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и  др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней  и малой подвижности. К играм  большой подвижности относятся  те, в которых одновременно участвует  вся группа детей и построены  они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Все игры детей принято  делить на две большие группы:

●         Игры с готовыми  «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,

 интеллектуальные);

●         Игры «вольные», правила которых  устанавливаются по ходу игровых

 действий.

М. Лацерус предлагает классификацию игр:

●         Игры, связанные с физической деятельностью;

●         Влечения к различным видам зрелищ;

●         Игры интеллектуальные;

●        Игры азартные.

Д.  Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:

●         Имитационно-процессуальные, в которых  действия детей сводятся

 к простому подражанию  известным действиям по образцу;

●         Драматические игры по определенному  сюжету;

●         Игры с несложными по сюжету правилами;

●         Игры с правилами без сюжета и  элементарные спортивные игры.

Заслуживает внимания классификация  игр как отражение разнообразных  типов человеческой деятельности:

●         Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные  игры и развлечения; освобождающие  игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

●         Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные,  компьютерные,  игры-автоматы; игровые методы обучения.

●         Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые  (подражательные,

 режиссерские,  игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

●         Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровителъные) игры.

 

К подвижным относятся  игры, направленные преимущественно  на общую физическую подготовку и  не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в  работу главным образом больших  мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Специальные оздоровительные  игры наряду с укреплением различных  групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений  зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными  нагрузками, и создают у игроков  состояние психофизиологического  комфорта.

 

1.3 Режим дня дошкольного учреждения.

К дошкольным организациям относятся организации следующих  видов:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением  одного или нескольких направлений  развития воспитанников (интеллектуального,  художественно-эстетического, физического  и др.);

- детский сад компенсирующего  вида с приоритетным осуществлением  квалифицированной коррекции отклонений  в физическом и психическом  развитии воспитанников;

- детский сад присмотра  и оздоровления с приоритетным  осуществлением санитарно-гигиенических,  оздоровительных мероприятий и  процедур;

- детский сад комбинированного  вида (на основе сочетания детских  групп с вышеназванными направлениями  обслуживания в любом сочетании);

- центр развития ребенка  - детский сад физического и  психического развития, поддержки  и оздоровления всех воспитанников.

Но есть несколько особенностей организации пребывания детей в  дошкольных организациях:

  1. В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.
  2. В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованиям настоящих санитарных правил (глава XI).
  3. Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон: до 3 - 4 часов без организации питания и сна; до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи; более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей.

 

4.  Здания дошкольных  организаций могут быть отдельно  стоящими, пристроенными к торцам  жилых домов, встроенными в  жилые дома и встроено-пристроенными  к торцам жилых домов.

5.  Допускается совмещение  дошкольных образовательных организаций  с общеобразовательными учреждениями  в единый комплекс (детский сад  - школа).

 В дошкольную организацию  принимаются дети в возрасте  от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента  разновозрастной (смешанной) группы  должен учитывать возможность  организации в ней режима дня,  максимально соответствующего анатомо-физиологическим  особенностям каждой возрастной  группы.

При комплектовании групп  вместимостью до 80 детей оптимальным  является: две смешанные группы детей  смежного возраста (ясельная, дошкольная); две смешанные группы детей смежных  возрастов и одна подготовительная.

  Количество и соотношение  возрастных групп детей в дошкольной  организации общеразвивающей направленности  определяется исходя из их  предельной наполняемости:

 Для ясельного возраста: от 2 месяцев до 1 года - не более  10 человек; от 1 года до 3 лет - не  более 15 человек; при наличии  в группе детей двух возрастов  (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек.

Для дошкольного возраста: для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек); разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек).

  Количество и соотношение  возрастных групп детей в дошкольной  организации компенсирующей направленности  устанавливается в зависимости  от категории детей и их  возраста. Предельная наполняемость  групп для детей до 3 лет и  старше 3 лет, соответственно, должна  быть не более:

  Для детей с тяжелыми  нарушениями речи - 6 и 10 детей;  для детей с фонетико-фонематическими  нарушениями речи только в  возрасте старше 3 лет - 12 детей;  для глухих детей - 6 детей для  обеих возрастных групп; для  слабослышащих детей - 6 и 8 детей;  для слепых детей - 6 детей для  обеих возрастных групп; для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей; для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей; для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;  для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей; для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей; для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп; для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

 В общеразвивающих  дошкольных организациях, имеющих  группы комбинированной направленности, предельная наполняемость устанавливается  в зависимости от возраста  детей (до 3 лет и старше 3 лет)  и категории детей с ограниченными  возможностями здоровья и составляет:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей  с ограниченными возможностями  здоровья;

б) старше 3 лет:

Но не более 10 детей, в  том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или  детей со сложным дефектом; не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Настоящие санитарные правила  являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с  проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением  детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной  деятельностью.

Функционирование дошкольных организаций осуществляется при  наличии заключения, подтверждающего  его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор1 .

Использование помещений  дошкольных организаций не по назначению не допускается. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

(Приложение 2)

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением  сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей  в детском саду и снижением  охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению  гарантии прав граждан на обеспечение  доступности образовательных услуг  для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении  в школу детей из детского сада и из семьи.

Высокий потенциал системы  дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть  городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в  семье.

Информация о работе Методика организации и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста