Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил и навыков.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры – это ценное средство всестороннего развития детей.
Введение
Глава I. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
1.1 История возникновения и применения подвижных игр в педагогическом процессе
1.2 Классификация подвижных игр
1.3 Режим дня дошкольного учреждения
1.4 Место подвижных игр в режиме дня дошкольного учреждения
Глава II. Методика организации и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика руководства подвижными играми
2.2 Система подвижных игр в режиме дня детей старшего дошкольного возраста
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Функции игры
- социокультурная;
- коммуникативная;
- диагностическая;
- игротерапевтическая и коррекционная;
- развлекательная.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте
используются подвижные игры
с элементами соревнования (индивидуального
и группового), например: «Чье звено
скорее соберется», «Кто первый
через обруч к флажку» и
др. Элементы соревнования
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Все игры детей принято делить на две большие группы:
● Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные);
● Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий.
М. Лацерус предлагает классификацию игр:
● Игры, связанные с физической деятельностью;
● Влечения к различным видам зрелищ;
● Игры интеллектуальные;
● Игры азартные.
Д. Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:
● Имитационно-процессуальные, в которых действия детей сводятся
к простому подражанию
известным действиям по
● Драматические игры по определенному сюжету;
● Игры с несложными по сюжету правилами;
● Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.
Заслуживает внимания классификация
игр как отражение
● Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
● Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-автоматы; игровые методы обучения.
● Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные,
режиссерские, игры-драматизации,
игры-грезы); деловые игры (организационно-
● Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
В целях наиболее эффективного
выявления и использования
К подвижным относятся
игры, направленные преимущественно
на общую физическую подготовку и
не требующие специальной
К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Специальные оздоровительные
игры наряду с укреплением различных
групп мышц, тренировкой вестибулярного
аппарата, профилактикой нарушений
зрения и осанки снимают утомление,
вызванное интенсивными интеллектуальными
нагрузками, и создают у игроков
состояние
1.3 Режим дня дошкольного учреждения.
К дошкольным организациям
относятся организации
- детский сад;
- детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным
- детский сад компенсирующего
вида с приоритетным
- детский сад присмотра
и оздоровления с приоритетным
осуществлением санитарно-
- детский сад комбинированного
вида (на основе сочетания детских
групп с вышеназванными
- центр развития ребенка
- детский сад физического и
психического развития, поддержки
и оздоровления всех
Но есть несколько особенностей организации пребывания детей в дошкольных организациях:
4. Здания дошкольных
организаций могут быть
5. Допускается совмещение
дошкольных образовательных
В дошкольную организацию
принимаются дети в возрасте
от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента
разновозрастной (смешанной)
При комплектовании групп вместимостью до 80 детей оптимальным является: две смешанные группы детей смежного возраста (ясельная, дошкольная); две смешанные группы детей смежных возрастов и одна подготовительная.
Количество и соотношение
возрастных групп детей в
Для ясельного возраста: от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек; от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек.
Для дошкольного возраста: для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек); разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек).
Количество и соотношение
возрастных групп детей в
Для детей с тяжелыми
нарушениями речи - 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-
В общеразвивающих
дошкольных организациях, имеющих
группы комбинированной
а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет:
Но не более 10 детей, в
том числе не более 3 глухих детей,
или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-
Настоящие санитарные правила
являются обязательными для исполнения
всеми гражданами, юридическими лицами
и индивидуальными
Функционирование дошкольных
организаций осуществляется при
наличии заключения, подтверждающего
его соответствие настоящим санитарным
правилам, выданного органом, уполномоченным
осуществлять государственный санитарно-
Использование помещений дошкольных организаций не по назначению не допускается. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
(Приложение 2)
Последнее десятилетие прошлого
века характеризовалось сокращением
сети ДОУ, стремительным повышением
родительской платы за содержание детей
в детском саду и снижением
охвата детей дошкольным образованием.
Данные тенденции привели к нарушению
гарантии прав граждан на обеспечение
доступности образовательных
Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.