Методологические основы анализа личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_PSIKhOLOGII_LIChNOS.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. Многозначность понятия "личность"  в психологии.

2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.

3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.

4. Деятельность как системное основание личности.

 

Многозначность  понятия "личность" в психологии

Понятие "личность" имеет междисциплинарный статус. Каждая наука по своему трактует данное понятие. В философии постулируется  социальная природа личности, познание сути личности в общечеловеческих связях. Этика рассматривает личность как субъект нравственных норм. В психологии личность - базовая категория. Личность изучается всеми отраслевыми психологиями, в каждой есть своя трактовка.

Житейское представление  о личности не совпадает  в научным. В психологии существует более 50 различных определений. Многозначность трактовки зависит от школы, направления, к которой принадлежит психолог; от индивидуального предпочтения исследователя; от внешних факторов - социальных, экономических.

Две основные трактовки  понятия "личность":

1. В широком смысле  слова. Характерно для ряда  психологических школ (психоанализ,  бихевиоризм), т. е. личность равнозначна  понятию "человек". В отраслевых  психологиях понятие "личность" используется в данном смысле слова (возрастная, клиническая психология).

2. В узком значении  слова: личность не равнозначна  человеку. Т. е. под личностью  понимается психическое образование,  возникающее на определенном  этапе фило- и онтогенеза и  выполняющее ряд функций. Используется гуманистами и в отечественной психологии.

Понятие "личность" возникло в глубокой древности, и  оно постоянно меняет свое содержание. Понятие личности - изменчивое, пристрастное (по Леонтьеву).

Понятие "личность" возникло в Др. Греции и первоначально обозначало маску, которую надевал актер. Затем этот термин стал обозначать самого актера, который исполняет роль. В 19 в. психологи впервые прикоснулись к понятию личности. Первым был У. Джеймс (в человеке тем больше личности, чем больше он имеет. Он вычленял физическую, социальную, духовную личности - тело, одежда, самочувствие. Социальных столько, сколько их видят другие люди в человеке, духовная - интегрирует все состояния "я" и придает целостность человеку, самоидентичность). Из-за дальнейших экономических, социальных, политических и других проблем в Америке появился бихевиоризм. Они отрицали наличие личности, личность обесценилась. В советской психологии личность - это сознательный участник социального процесса. В советско психологии критиковался бихевиоризм, но сама она была ориентирована бихевиористично.

Культурные факторы  определяют понятие личность. В истории  человечества сменяют друг друга  культура полезности (личность обесценивается, человек оценивается по вкладу) и  культура достоинства (личность оценивается сама по себе, вне зависимости от вклада

Т. к. в психологии существует множество теорий личности, то существуют и критерии оценки теорий по Хьелу и Зиглеру:

1) верифицируемость - возможность эмпирической проверки постулатов;

2) эвристичность - побуждение к дальнейшим исследованиям;

3) внутренняя непротиворечивость;

4) широта охвата - объем закономерностей, положений, которые позволяют объяснить либо отдельные аспекты жизни личности, либо личность в целом;

5) экономичность - формулирование теории в нескольких положениях;

6) функциональная значимость - теория ценна, если ее можно практически использовать.

 

Основные положения  относительно природы человека как  основа теории личности

Любая теория личности, кроме  поверхностной структуры (понятие  самоактуализации в гуманистической психологии, либидо - в психоанализе), имеет внутреннюю, глубинную структуру, которую анализировать непосредственно очень сложно. Фактически, любая теория личности отвечает на несколько вопросов:

- что такое личность?

- чем определяется ее развитие?

- целостна она или  состоит из элементов?

- познаваема она или  нет?

Хьел, Зиглер выделили основные положения относительно природы  человека, которые составляют суть любой теории личности:

1) свобода - детерминизм;

2) холизм - элементализм;

3) гомеостаз - гетеростаз;

4) конституционализм  (врожденными факторами) - инвайронментализм  (приобретенными факторами);

5) рациональность - иррациональность;

6) познаваемость - непознаваемость;

7) изменяемость - неизменяемость;

8) субъективность - объективность;

9) проактивность - реактивность.

Системный подход - общенаучная методология анализа  личности

Системный подход в изучении личности - изменение фокуса анализа  личности.

Система - совокупность элементов, находящихся в сложных отношениях и связях друг с другом, взаимодействие между которыми приводит к возникновению новых, интегративных качеств, не присущих в отдельности каждому из элементов.

Центральным положением системного анализа личности является: "ключ к пониманию личности находится  не в ней самой, а в тех системах, в которые она включена и в которых порождаются и проявляются ее системные качества".

Личность - системное  качество, следовательно, сверхчувственное качество.

Внутри системного подхода  намечается переход от моносистемного видения (личность как отдельная система) к полисистемному (изучение личности как системы в процессе ее взаимодействия с другими системами).

Основные отличия моно- и полисистемного подходов:

1. моносистемный - отвечает  на вопросы "как?" и "почему?" возникает та или иная система;

полисистемный - плюс ответ  на вопрос "ради чего" возникает  данная система.

2. моносистемный - анализирует  личность в статике;

полисистемный - анализ развития системы.

3. моносистемный - не  ставит вопрос о том, что  является основанием развития системы;

полисистемный - отвечает на этот вопрос.

Конкретные принципы в совокупности составляют конкретную методологию:

Принцип предметности - объектности. При исследовании проявлений человека как организма, индивида, личности необходимо разграничивать объектную и предметную детерминацию проявлений жизни человека в разных системах.

Под объектной детерминацией  понимаются различные виды физической стимуляции, непосредственно воздействующие на организм и воспринимаемые органами чувств. Обеспечивает ориентировку человека в мире, является беспристрастной, неизбирательной к смысловому содержанию раздражителя. Основные характеристики - максимальная полнота и объективность рецепции объекта.

Специфика предметной детерминации в том, что объекты внешнего мира не сами по себе воздействуют на человека, а будучи преобразованными в его деятельности, превратясь в ее продукт и приобретя тем самым не присущие им от природы системные качества.

Принцип реактивности - активности. Для представлений о реактивной, пассивной природе человека характерен взгляд на него как на "машину", "автомат", "робот". Превращение человека в марионетку, всецело выполняющую волю Среды.

В деятельностном подходе - поведение  человека носит активный, пристрастный характер. Познание мира человеком  зависит от ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Предвосхищение будущего - одна из важных особенностей активности субъекта.

Принцип адаптивности - неадаптивности. Личность представляет собой такое особое образование, которое не может быть выведено из приспособительного адаптивного поведения.

Три варианта принципа адаптивности: активность субъекта сводится к поддержанию  равновесия со средой; поведение направлено на максимизацию удовольствия и минимизацию страдания; поведение направлено на максимизацию пользы при минимальных затратах. Активность при этом подчиняется заранее данной норме или цели.

Неадаптивный характер деятельности человека выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле "внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет" [Леонтьев]. "Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, и вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя" [Рубинштейн]. Надситуативная неадаптивная активность субъекта проявляется в постановке перед собой "сверхзадач".

Принцип социализации - интериоризации/экстериоризации. Такой момент, что ребенок с первых мгновений своего существования - член общества, участник развития очеловеченного пространства и времени, меняет распространенные представления о социализации как воздействии общества на изначально пассивного индивида.

Очеловеченное пространство - предметы; правила, ритуалы, нормы; время, распорядок жизни. Очеловеченное пространство, время, формы поведения реализуются для ребенка первоначально в действиях взрослых людей, направленных на его обслуживание.

Интериоризация - механизм присвоения зафиксированных в культуре социальных норм и программ; механизм перехода из внешней деятельности во внутреннюю. Экстериоризация - механизм воспроизводства опыта из внутреннего мира во внешний.

Общая схема процесса присвоения и  воспроизводства общественно-исторического  опыта: социальная система общества, образ жизни в данной системе   процесс совместной деятельности ребенка и взрослого в социальной группе как основа социализации личности (интериоризация)      формирование личности как субъекта деятельности (экстериоризация)      преобразование совместной деятельности социальной группы     преобразование образа жизни в данной социальной системе.


Принцип непосредственности - опосредования (сигнификации). Использование внешних и внутренних средств как "знаков", как "орудий", при помощи которых человек переходит от детерминации поведения командами, инструкциями к самодетерминации, к преднамеренной произвольной регуляции поведения.

Под сигнификацией понимается создание и употребление человеком знаков, с помощью которых он вначале  оказывает влияние на поведение  других людей, а затем использует их как средство овладения собственным поведением. Принцип сигнификации - регулятивный принцип управления поведением (автостимуляция - детерминация поведения с помощью средств-знаков).

Принцип зависимости  психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека. Изменение характера запоминания от того, с какими компонентами деятельности - мотивами, целями или условиями - связан запоминаемый объект. Различные мотивы и цели деятельности человека влияют на продуктивность запоминания.

В зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми  для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются "безличными" знаниями, не оказывая влияния на его  жизнь.

Если некоторые знания вступают в конфликт с мотивами личности, то личность может вытеснить их из памяти.

В зависимости от места отражаемого  объекта в структуре деятельности будут изменяться следующие параметры  образа мира:

а) содержание - будет ли объект отражен  в своем, известном значении или  приобретет индивидуальную значимость, личностный смысл;

б) осознанность или неосознанность образа объекта;

в) произвольность или  непроизвольность деятельности.

Принцип анализа по единицам - по элементам. Анализ по элементам - целое всегда есть сумма составляющих его частей и не более того. В результате получаются элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому, и обладают теми свойствами, которые целое не может обнаружить. Например, сведение поведедения человека к сумме рефлексов а бихевиоризме.

Анализ по единицам - продукт  такого анализа несет в себе все  основные свойства, присущие целому.

 

Деятельность  как системное основание личности

Представление о нескончаемой веренице рождения человека как личности в процессе его движения в системе  социальных отношений, осуществляемого в деятельности и общении. Основной формой существования  личности является ее развитие.

Деятельность - динамическая, саморазвивающаяся, иерархическая  система взаимодействий субъекта с  миром, в процессе которых происходит порождение психического образа и воплощение отношений субъекта в предметной действительности.

Единство психики и  деятельности. Деятельность - движущая сила развития психики человека и  его личности.

Анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в  обществе, приводит к раскрытию такого системного образования как личность.

Рассматривать личность вне анализа деятельности - значит не учитывать ключевой для понимания  любой саморазвивающейся системы  вопрос "для чего?" возникает  личность как особая реальность.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Проблема личности в классической отечественной психологии.

2. Исследование личности в современной отечественной психологии.

 

Проблема личности в классической отечественной психологии

Леонтьев: разграничение двух реальностей - понятия "индивид" и "личность". Понятие индивид - биологическая целостность. "Человек как природное существо есть индивид". Индивидные свойства многообразны (темперамент, конституция, н. с. и т. д.). Формирование индивида продлжается и в отногенезе.

Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии