Методологические основы анализа личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_PSIKhOLOGII_LIChNOS.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Ребенок вступает в жизнь  как индивид, наделенный определенными  природными свойствами, а личностью  он становится в качестве субъекта общественных отношений. В отличие  от индивида личность человека не является предшествующей по отношению к его  деятельности, она ее порождается.

Индивид - биологическое  системное свойство.

Личность - системное  свойство особого рода, так как  социальные системные качества являются сверхчувственными в том смысле, что они не принадлежат физическим объектам, а обнаруживаются только в системе.

Личность создается  социальными отношениями, в которые  вступает индивид в своей деятельности.

Деятельность - сложная  многомерная динамическая система  связей человека с миром, в ходе которых  происходит порождение психики и  осуществляется регуляция отношений человека с миром. Деятельность предполагает сознательное регулирование, т. е. наличие сознания и самосознания субъекта.

Личность - системное, сверхчувственное качество, являющееся относительно поздним  продуктом фило- и онтогенеза. Личностью не рождаются, личностью становятся.

"Я нахожу/имею свое  Я не в себе самом, его  во мне видят другие, а во  вне меня существующем собеседнике,  любимом, компьютере, Системе" [Леонтьев] - личность как сверхчувственное  качество, системная трактовка.

Важный момент возникновения личности: в процессе развития деятельностей ребенка, они (деятельности) соподчиняются, что приводит к соподчинению мотивов, которые побуждают эти деятельности. Соподчинение деятельности опосредовано сознанием человека.

Феномен "горькой конфеты" (старший дошкольный возраст, важные моменты):

- общение ребенка с  экспериментатором до решения  задачи;

- решение задачи;

- общение после решения  задачи.

Первоначально ситуация ребенком не воспринимается как конфликтная. Конфликтность обнаруживается только при общении с экспериментатором после решения задачи - происходит соподчинение мотивов. Этот факт - начало развития личности.

Реальное основание  личности лежит в той системе  деятельностей, которые человек  реализует. В ходе развития субъекта его деятельности вступают в иерархические отношения, соподчиняются. За соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

Независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые  меняют его жизненное положение, независимо от физических изменений,он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Существует противоречие между очевидной физической, психофизиологичесой изменчивостью человека и устойчивостью его как личности.

Личность рождается  дважды: первый раз - когда у ребенка проявляется полимотивированность и соподчинение действий, второй - когда возникает его сознательная личность.

Рубинштейн: Личность формируется в ходе своей деятельности. В ней она и формируется и проявляется. Будучи ее предпосылкой, она является и ее результатом. Выделяются различные стороны личности, но при всем своем многообразии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в деятельности, составляют единую личность. Образ жизни человека обусловливает облик личности, которая в свою очередь накладывает отпечаток на образ жизни.

Человек не изолированное  существо, он связан с окружающим миром  и нуждается в нем. У него имеются  потребности, интересы, над которыми возвышаются идеалы. Испытываемая человеком  зависимость от того, в чем он нуждается или заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. При отсутствии того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, он испытывает напряжение, беспокойство, от которого стремится освободиться. По мере того как тенденции опредмечиваются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности.

Направленность включает в себя: содержание (на что) и напряжение, которое при этом возникает.

Выделяют тенденции  влечений - связаны с закрепленным в организме раздражителем, линия от внутреннего к внешнему, и тенденции долженствования - извне вовнутрь, когда общественно значимые цели и задачи превращаются в личностно значимые.

Установка - занятая личностью  позиция, которая заключается в  определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной активности. Всякая установка - установка на какую-то линию поведения. Не будучи движением в каком-либо направлении, заключает в себе направленность. Порождаемая различными тенденциями, выражающими направленность личности, установка в свою очередь порождает их.

Тенденции, установки, потребности  и интересы - многообразные проявления направленности личности. Между различными побуждениями, интересами, потребностями  человека устанавливается определенная иерархия.

Облик личности определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся  основные потребности, интересы, тенденции  личности. Этим прежде всего определяется значительность либо убогость ее внутреннего  содержания. Во-вторых, значение имеет  круг потребностей, интересов, идеалов личности. Широта этого круга определяет содержательность человека.

Личность - это совокупность внутренних условий, которые складываются под воздействием внешних факторов. Все в личности обусловлено, но ничего не предопределено.

Личность и понятие "социальный, общественный индивид" не равнозначны. Личность в специфическом (узком) значении слова. Личность - это  человек, у которого есть своя позиция, свое отношение к жизни, к которому он пришел в результате долгой внутренней работы. Личность - это человек, который сознательно выделил себя из окружающей среды для того, чтобы по особому, избирательно связаться с ней. Личность нужна, чтобы формировать свои собственные отношения со средой и миром.

Сущность человеческой личности находит свое выражение в том, что она не только развивается как организм, но и имеет свою историю. Психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний.

Исследование  личности в современной отечественной  психологии

Столин В. В. - акцент на филогенетическом аспекте возникновения личности.

Личность в филогенезе относительно поздний продукт. Причиной возникновения личности является тот факт, что первобытный человек вовлекается во все большее количество деятельностей. Происходит соподчинение деятельности. Результатом является необходимость возникновения личности.

Личность - это некий  психический "орган", который интегрирует  жизнедеятельность человека в системе его множественных деятельностей.

Асмолов - развитие личности в филогенетическом аспекте в культурно-историческом контексте.

Асмолов разработал методологию  историко-эволюционного подхода - изучение развития личности в процессе социогенеза, развития общества.

3 принципа историко-эволюционного  подхода к изучению личности:

1. Развитие любой эволюционирующей  системы предполагает наличие  двух противоборствующих тенденций:  к сохранению и к развитию. Любая система, чтобы развиваться, должна включать обе тенденции, они должны дополнять друг друга.

2. В любой развивающейся  системе обязательно функционируют  избыточные неадаптивные элементы - лишние. Без этих элементов невозможно  развитие любой системы.

3. Развитие любой системы  предполагают в качестве необходимого условия противоречия: конфликт либо гармоничное сочетание адаптивных и неадаптивных элементов.

Личность - человек как  участник социально-исторического  процесса, выполняющий те или иные социальные роли и функции и обладающий свободой выбора своего жизненного пути [Асмолов].

Леонтьев Д. А. По его мнению, личность создается функциями:

1) выделения себя из  окружающего мира в качестве  субъекта отношений;

2) формирование этих  отношений с миром;

3) подчинение жизнедеятельности  этим отношениям, вопреки внешним стимулам и сиюминутным побуждениям.

Функции личности:

- интеграция;

- саморегуляция;

- самоопределение.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

1. Индивидные свойства как предпосылки развития личности.

2. Социальная среда как условие развития личности.

3. Активность человека как фактор развития личности.

 

Индивидные  свойства как предпосылки развития личности

Вне системного подхода  индивидные свойства рассматриваются:

- Абсолютизация роли  индивидных свойств в развитии личности. Развитие личности обусловлено индивидными свойствами.

- Игнорирование индивидных  свойств. Развитие личности не  зависит от индивидных свойств.

С т. зр. системно-деятельностного  подхода надо выяснить, какую роль в развитии личности играют индивидные свойства.

Леонтьев: Человек как  природное существо есть индивид, обладающий той или иной физичекой конституцией, типом н. с., темпераментом и другими  чертами, которые в ходе онтогенеза частью развертываются, частью подавляются, т. е. индивидные свойства меняются. Но они не являются тем скелетом, над которым надстраивается тело личности (не входят в структуру личности). Индивидные предпосылки развития личности - безличны. Разнообразие индивидных свойств не влияет на развитие личности.

Классификация индивидных свойств по Ананьеву:

- Первичные - наиболее  ранние:

возрастно-половые - стадии онтогенеза, возрастного развития; половые различия;

индивидуально-типические - физическая и биохимическая конституция; нейродинамические свойства мозга; функциональная ассиметрия (геометрия) больших полушарий.

- Вторичные - более  поздние:

органические потребности;

психофизиологические  функции.

- Интегративные - результат  обобщения других свойств:

темперамент;

задатки - биологическая  основа развития способностей, особенности анатомо-физиологического строения н. с. человека.

Асмолов выделяет вид  индивидных свойств. Их особенности:

1) характеризуют формально-динамический  аспект поведения, но не содержание;

2) подчиняются децентрализованному  вправлению, регулируются автономно;

3) отвечают за диапазон  выбора деятельности в границах, не имеющих социально приспособительного  значения;

4) в процессе общения  и деятельности означиваются, начинают  подчиняться сознательной регуляции;

5) будучи осознанными  лежат в основе формирования индивидуального стиля деятельности и общения человека.

Быть предпосылкой - основная функция индивидных свойств. Т. к. они  могут осознаваться, следовательно, другие функции:

- быть реализатором  деятельности, т. е. они осуществляют  деятельность;

- выступают средствами для достижения цели личности.

Роль индивидных свойств  в развитии личности зависит от того места, которое они занимают в  структуре ее деятельности.

Социальная  среда как условие развития личности

Существуют 2 крайности:

- роль социальной среды  игнорируется (конституционализм);

- роль социальной среды  абсолютизируется (инвайронментализм).

С т. зр. системного подхода, нужно выяснить, какова мера соотношения?

Личность - результат  взаимодействия человека с социальной средой, следовательно, нужно рассматривать развитие личности в социуме.

Асмолов: ключ к решению  данной проблемы в том, чтобы показать роль социальной среды в развитии личности. Вводит понятие "социально-исторического  образа жизни".

Социально-исторический образ жизни - совокупность типичных для данной общности способов жизнедеятельности, в единстве с условиями их жизни.

Это понятие включает 3 составляющих (3 оси в структуре социально-исторического образа жизни):

1) Ось исторического  времени - тот социальный режим,  который задан личности. Социальный режим задает содержание деятельности и образования.

2) Социальное пространство. По Асмолову, развитие личности  в группе осуществляется в  три этапа:

1. адаптация, которая  заключается в усвоении личностью  норм и требований группы;

2. индивидуализация - заключается в стремлении личности максимально выделиться, быть заметной в этой группе, в максимальной степени реализовать себя;

3. интеграция - создается  в результате двух противоречивых  тенденций - с одной стороны,  быть максимально заметной в  группе, оказать влияние, а с другой стороны, сама группа поощряет только те проявления личности, которые способствуют развитию группы.

Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии