Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция
1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.
Схема тела:
- проприоцептивные ощущения (мышечные, кинестетические);
- экстероцептивные ощущения.
Социальный уровень - все характеристики, которые влияют или мешают отношениям с другими людьми:
- самооценка - как процесс и результат взаимодействия с другими людьми;
- самовосприятие;
- начинает формироваться Я-концепция.
Личностный уровень - самый сложный уровень, на котором отражает себя как личность. Соотносятся качества своего Я и мотивы поведения. Отражается Я - Личность. Я как Личность характеризуется определенными свойствами, которые сформируются определенным образом.
Я-концепция выполняет
фильтрующую, регулирующую функцию. Наличие
жестких границ Я-концепции выполняет
и положительную и
Уровень субъективного контроля (УСК). Интегральная характеристика самосознания, связывающая отношение личности к себе и ответственность за значимые события своей жизни. Показатель ответственности человека за свою жизнь.
2 крайности УСК:
- интернальность - человек берет на себя ответственность за значимые события своей жизни - пытается найти связь между событиями своей жизни и собственной активностью;
- экстернальность - влияние других сил, людей на свою жизнь, не видят своего вклада в свою судьбу.
Смысл "Я" - результат соотнесения в самосознании тех или иных свойств, качеств и мотивов своего поведения.
В самосознании неизбежно возникают конфликтные смыслы "Я".
2 системы связей:
Когнитивная составляющая Эмоциональная составляющая
Свойства, качества Мотивы поведения
Деятельности и мотивы пересекаются.
Конфликтный смысл "Я" переживается как необходимость выбора (до совершения поступка). Конфликтный смысл "Я" выступает подлинной единицей самосознания, которая запускает дальнейшую работу самосознания.
Запускаются процессы осмысления поступка:
- раскаяние;
- ужесточение;
- смятение.
В поступке можем открыть ложность собственного выбора.
2 типа самосознания:
1) заключается в том,
что оно характеризуется
2) заключается в том, что конфликтный смысл "Я" не осознается.
В 1-м случае констатация "Я плох" опускается. Во 2-м - нет (причины во вне).
В 1-м - человек анализирует те или иные характеристики своего Я. Конфликтный смысл Я обращает человека к реальности. Во 2-м - запускаются механизмы психологической защиты и человек отворачивается от реальности.
Человек, который обладает интернальным локусом контроля - 1й тип. При экстернальном - 2й тип.
Т. о. мы можем говорить, что эти условно выделенные типы самосознания определяют особенности поведения человека в различных конфликтных ситуациях.
Характер и
способности как
Характер - совокупность индивидуально-психологических особенностей, складывающихся в деятельности и общении. Характеризует содержание поведения.
Э. Фромм - характер показывает тот уровень, который достиг человек в искусстве жизни.
Психоанализ - динамический подход - характер - пластичное образование, меняющееся в зависимости от условий жизнедеятельности и от потребностей и мотивов.
Фрейд: характер - динамическое своеобразие сексуальных потребностей человека. 2 типа характера:
- прегенетальный;
- генетальный.
В них выделил и охарактеризовал оральный, анальный, уретральный, фаллический характер.
Фромм выделил 2 типа характера:
- продуктивная ориентация характера;
- непродуктивная ориентация характера.
Продуктивная ориентация характера - деятельностное отношение к жизни, преобладание разумного начала в человеке, способность любить.
2 механизма развития характера:
- социализация;
- ассимиляция - овладение миром вещей.
Фромм по типу ассимиляции выделял непродуктивные характеры:
1) рецептивный - берущий;
2) эксплуататорский;
3) стяжательский - главное - сохранить то, что имеет;
4) рыночный - человек обладает благами, которые можно обменять, человек - предмет обмена.
Типам ассимиляции соответствуют типы социализации:
1 (мазохизм) + 2 (садизм) - симбиотическая социализация;
3 - деструктивная социализация;
4 - обменивающая социализация.
Условия изменения характера - человек должен страдать и понимать причины страдания, которые кроются в его характере. Человек должен сменить непродуктивную установку "иметь" на продуктивную установку "быть".
Хорни выделила характеры:
- отстраненный - от людей;
- враждебный - против людей;
- уступчивый - к людям.
Психоанализ: характер - важная поведенческая форма личности. Значение придается тем глобальным установкам, которые сложились в процессе взаимодействия с людьми.
Рубинштейн -характер первоначально проявляется в динамической, лабильной форме в виде мотивов, побуждений человека. Но не каждый мотив становится чертой характера. Для того, чтобы побуждение стало чертой характера, побуждение должно обобщиться, генерализоваться и распространиться на сходные ситуации.
Характер - совокупность обобщенных генерализованных побуждений человека.
Асмолов: характер - фиксированная форма смыслового опыта личности, актуализирующегося в типичных для данной личности формах поведения.
Единица анализа характера - смысловая установка, которая отличается рядом особенностей:
- одновременно и стабильна и динамична;
- является промежуточным
звеном межу психикой и
- реализуются в позно-
Характер является результатом определенных смысловых проявлений, а с другой стороны, - связь между инструментальными и продуктивными свойствами индивидуальности.
Способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, реализующих степень успешности выполнения деятельности.
Критерии (по Теплову):
1) индивидуально-психологические особенности;
2) только те особенности, которые характеризуют степень успешности деятельности;
3) способности не равны знаниям, умениям, навыкам, но существует их взаимосвязь - чем выше способности, тем быстрее человек овладевает знаниями, умениями и навыками; чем больше знаний, умений, навыков, тем быстрее развиваются способности.
Дружинин: способности = продуктивность / "цена" (объективная форма);
способности = успешность / "трудность" (субъективная форма).
Рубинштейн: способности - обобщенная форма психических процессов или психических деятельностей, а не способов действий (знаний, умений, навыков).
Способность - не функция задатков, а функция развития задатков. Чтобы задатки развились, должны быть условия и деятельность (мотивы).
Способности - результат определенных деятельностей побуждений человека - это инструмент.
И характер и способности - это то, что человек имеет в результате обобщения смысловых образований, побуждений, продуктивных свойств.
Взаимосвязь продуктивных и инструментальных свойств индивидуальности
Смысловые образования, самосознание - результат взаимодействия человека с другими людьми. Социальная позиция человека задает развитие всех продуктивных свойств. Социальный характер продуктивных свойств человека.
Взаимосвязь продуктивных и инструментальных свойств:
Социальная позиция задает мотивы поведения, они реализуются в отношениях, отношения отражаются в смысловых образованиях, которые фиксируются в смысловых установках (характере), характер реализуется в поведении, поступках человека, чтобы закрепить или расшатать социальную позицию. И так по спирали. Двоякая связь.
Между уровнем развития
Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии