Методологические основы анализа личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_PSIKhOLOGII_LIChNOS.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Схема тела:

- проприоцептивные ощущения (мышечные, кинестетические);

- экстероцептивные ощущения.

Социальный уровень - все характеристики, которые влияют или мешают отношениям с другими людьми:

- самооценка - как процесс  и результат взаимодействия с  другими людьми;

- самовосприятие;

- начинает формироваться Я-концепция.

Личностный уровень - самый сложный уровень, на котором отражает себя как личность. Соотносятся качества своего Я и мотивы поведения. Отражается Я - Личность. Я как Личность характеризуется определенными свойствами, которые сформируются определенным образом.

Я-концепция выполняет  фильтрующую, регулирующую функцию. Наличие  жестких границ Я-концепции выполняет  и положительную и отрицательную  роль. Жесткие рамки препятствуют развитию.

Уровень субъективного  контроля (УСК). Интегральная характеристика самосознания, связывающая отношение личности к себе и ответственность за значимые события своей жизни. Показатель ответственности человека за свою жизнь.

2 крайности УСК:

- интернальность - человек  берет на себя ответственность  за значимые события своей жизни - пытается найти связь между событиями своей жизни и собственной активностью;

- экстернальность - влияние  других сил, людей на свою  жизнь, не видят своего вклада  в свою судьбу.

Смысл "Я" - результат  соотнесения в самосознании тех  или иных свойств, качеств и мотивов своего поведения.

В самосознании неизбежно  возникают конфликтные смыслы "Я".

2 системы связей:

Когнитивная составляющая         Эмоциональная составляющая


                                          Смысл "Я"


Свойства, качества                                 Мотивы поведения

Деятельности и мотивы пересекаются.

Конфликтный смысл "Я" переживается как необходимость  выбора (до совершения поступка). Конфликтный  смысл "Я" выступает подлинной  единицей самосознания, которая запускает  дальнейшую работу самосознания.

Запускаются процессы осмысления поступка:

- раскаяние;

- ужесточение;

- смятение.

В поступке можем открыть  ложность собственного выбора.

2 типа самосознания:

1) заключается в том,  что оно характеризуется осознанным  отношением к себе, конфликтный смысл "Я" осознается;

2) заключается в том,  что конфликтный смысл "Я"  не осознается.

В 1-м случае констатация "Я плох" опускается. Во 2-м - нет (причины во вне).

В 1-м - человек анализирует  те или иные характеристики своего Я. Конфликтный смысл Я обращает человека к реальности. Во 2-м - запускаются механизмы психологической защиты и человек отворачивается от реальности.

Человек, который обладает интернальным локусом контроля - 1й  тип. При экстернальном - 2й тип.

Т. о. мы можем говорить, что эти условно выделенные типы самосознания определяют особенности поведения человека в различных конфликтных ситуациях.

Характер и  способности как инструментальное проявление индивидуальности

Характер - совокупность индивидуально-психологических особенностей, складывающихся в деятельности и общении. Характеризует содержание поведения.

Э. Фромм - характер показывает тот уровень, который достиг человек  в искусстве жизни.

Психоанализ - динамический подход - характер - пластичное образование, меняющееся в зависимости от условий жизнедеятельности и от потребностей и мотивов.

Фрейд: характер - динамическое своеобразие сексуальных потребностей человека. 2 типа характера:

- прегенетальный;

- генетальный.

В них выделил и  охарактеризовал оральный, анальный, уретральный, фаллический характер.

Фромм выделил 2 типа характера:

- продуктивная ориентация  характера;

- непродуктивная ориентация  характера.

Продуктивная ориентация характера - деятельностное отношение  к жизни, преобладание разумного  начала в человеке, способность любить.

2 механизма развития  характера:

- социализация;

- ассимиляция - овладение  миром вещей.

Фромм по типу ассимиляции  выделял непродуктивные характеры:

1) рецептивный - берущий;

2) эксплуататорский;

3) стяжательский - главное  - сохранить то, что имеет;

4) рыночный - человек обладает благами, которые можно обменять, человек - предмет обмена.

Типам ассимиляции соответствуют  типы социализации:

1 (мазохизм) + 2 (садизм) - симбиотическая  социализация;

3 - деструктивная социализация;

4 - обменивающая социализация.

Условия изменения характера - человек должен страдать и понимать причины страдания, которые кроются  в его характере. Человек должен сменить непродуктивную установку "иметь" на продуктивную установку "быть".

Хорни выделила характеры:

- отстраненный - от людей;

- враждебный - против  людей;

- уступчивый - к людям.

Психоанализ: характер - важная поведенческая форма личности. Значение придается тем глобальным установкам, которые сложились в  процессе взаимодействия с людьми.

Рубинштейн -характер первоначально проявляется в динамической, лабильной форме в виде мотивов, побуждений человека. Но не каждый мотив становится чертой характера. Для того, чтобы побуждение стало чертой характера, побуждение должно обобщиться, генерализоваться и распространиться на сходные ситуации.

Характер - совокупность обобщенных генерализованных побуждений человека.

Асмолов: характер - фиксированная форма смыслового опыта личности, актуализирующегося в типичных для данной личности формах поведения.

Единица анализа характера - смысловая установка, которая  отличается рядом особенностей:

- одновременно и стабильна  и динамична;

- является промежуточным  звеном межу психикой и поведением - эскиз будущего;

- реализуются в позно-тонической  активности (позы, пантомимика);

Характер является результатом определенных смысловых проявлений, а с другой стороны, - связь между инструментальными и продуктивными свойствами индивидуальности.

Способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, реализующих степень успешности выполнения деятельности.

Критерии (по Теплову):

1) индивидуально-психологические  особенности;

2) только те особенности,  которые характеризуют степень  успешности деятельности;

3) способности не равны  знаниям, умениям, навыкам, но  существует их взаимосвязь - чем выше способности, тем быстрее человек овладевает знаниями, умениями и навыками; чем больше знаний, умений, навыков, тем быстрее развиваются способности.

Дружинин: способности = продуктивность / "цена" (объективная форма);

способности = успешность / "трудность" (субъективная форма).

Рубинштейн: способности - обобщенная форма психических процессов или психических деятельностей, а не способов действий (знаний, умений, навыков).

Способность - не функция  задатков, а функция развития задатков. Чтобы задатки развились, должны быть условия и деятельность (мотивы).

Способности - результат  определенных деятельностей побуждений человека - это инструмент.

И характер и способности - это то, что человек имеет  в результате обобщения смысловых  образований, побуждений, продуктивных свойств.

Взаимосвязь продуктивных и инструментальных свойств  индивидуальности

Смысловые образования, самосознание - результат взаимодействия человека с другими людьми. Социальная позиция человека задает развитие всех продуктивных свойств. Социальный характер продуктивных свойств человека.

Взаимосвязь продуктивных и инструментальных свойств:

Социальная позиция задает мотивы поведения, они реализуются в  отношениях, отношения отражаются в  смысловых образованиях, которые  фиксируются в смысловых установках (характере), характер реализуется в поведении, поступках человека, чтобы закрепить или расшатать социальную позицию. И так по спирали. Двоякая связь.

 Между уровнем развития продуктивных  и инструментальных свойств может  быть гармоничное сочетание, может быть рассогласование, что является источником развития индивидуальности.




Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии