Методологические основы анализа личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_PSIKhOLOGII_LIChNOS.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

- отзывчивость - отчужденность;

- интеллект;

- эмоциональная устойчивость - неустойчивость;

- доминантность - подчиненность;

- рассудительность - беспечность;

- сознательность - безответственность;

- смелость - робость;

- жесткость - мягкость;

- доверчивость - подозрительность;

- мечтательность - практичность;

- дипломатичность - прямолинейность;

- склонность к опасениям  - спокойствие;

- радикализм - консерватизм;

- самодостаточность - конформизм;

- недисциплинированность - контролируемость;

- расслабленность - напряженность.

Исходные черты деляется на 2 подтипа: конституциональные черты - развиваются из биологических и  физиологических данных индивида; черты, сформированные окружающей средой.

Исходные черты выражаются: в способностях, темпераменте, в динамических чертах (мотивация).

Общая черта - присутствует у всех представителей одной культуры, и уникальная черта.

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ  ЛИЧНОСТИ

1. Основные подходы к анализу структуры личности в психологии.

2. Анализ структуры личности по элементам и единицам.

3. Смысл как единица анализа личности в системно-деятельностном подходе.

 

Основные подходы  к анализу структуры личности в психологии

В структуру личности многие авторы включают как индивидуальные, так и личностные свойства. Например, по Годфруа, личность включает чувствительность, мотивацию, установки.

Т. е. личность рассматривается многими авторами как совокупность разнородных компонентов.

Факторные теории личности. Описывают личность как совокупность факторов (устойчивых черт). Черта - устойчивая характеристика личности, которая проявляется в поведении.

По Айзенку выделяют факторы:

- когнитивный (IQ);

- конативный (характер);

- аффективный (темперамент);

- соматический (конституция).

Кеттел: 16 факторов - IQ, самоконтроль, общительность, доминирование, конформизм.

Фрейд: Ид, Эго, Супер-Эго.

Гуманистическая психология: структура личности - взаимодействие феноменального поля и организма человека (самость).

Отечественная психология: личность - некая единая целостность.

Рубинштейн: направленность - совокупность детерминирующих тенденций, определяющих избирательность отношений личности;

+ влечения, установки,  мотивы, потребности, интересы.

Личностный набор качеств  есть некое образующее личность.

Таким образом, в большинстве  подходов структура личности описывается как большее или меньшее количество элементов.

Анализ структуры  личности по элементам и единицам

Анализ по элементам - традиционный подход.

Анализ по единицам. Единица - микрочастица целого, которая несет  в сжатом виде свойства целого, и  открывает путь к познанию развития свойств целого.

Любая единица анализа  должна соответствовать ряду требований:

1) быть единой и  неделимой (например, направленность  не может быть единицей);

2) должна включать  в себя противоположные тенденции;

3) должна быть динамичной;

4) должна отражать  оба условия функционирования  психики: сознание и бессознательное;

5) должна быть операционализируема,  то есть должна быть возможность  ее диагностики.

Братусь, Цветкова, Зейгарник  выделяют смысл в качестве единицы анализа личности.

В качестве альтернативных единиц были предложены поступок (на основе идей Рубинштейна) и отношения (выделены Зинченко).

Смысл как единица анализа личности в системно-деятельностном подходе

Понятие "смысл" возникло в концепции Леонтьева и первоначально  было вычленено в структуре сознания.

Смысл - значение для меня.

По мнению Леонтьева, смысл есть результат отражения  отношений между самой личностью  и тем, на что его действия направлены, то есть отношение мотива к цели действия.

Смысл - категория...

Осознание смыслов - вторичный процесс, который требует особой активности и характеризует человека как личность.

Смысловое образование: смыслообразующие мотивы, смысловые  установки, значимые переживания, ценностные образования.

4 характеристики смысловых  образований:

1) предметность;

2) не зависимы от  осознания (могут быть осознаваемыми  и нет), первоначально - не осознаны;

3) имеют внутреннюю, интрапсихическую  форму (функционируют внутри личности), они не кодифицируемы (их нельзя  передать в какой либо системе);

4) порождаются в ходе жизнедеятельности субъекта.

Для операционализации  смысловых образований могут  служить сформулированные Асмоловым 2 принципа диагностики и изучения смысловых образований:

1. Принцип деятельностного  опосредования:

- для того, чтобы изучить  и изменить смысловые образования, необходимо выйти непосредственно за их рамки и изучить и изменить деятельность, их породившую;

- нет необходимости  изучать их самих по себе, они  проявляются в значимой деятельности.

2. Принцип искусственного  прерывания деятельности:

- смысловые образования  проявляются в ситуации, когда  испытуемый отходит от заданных  линий поведения, когда обнаруживает  преграды в деятельности;

- этому приему отвечают  проективные техники.

Личность - сложное, интегрированное  образование, стержневое, устойчивое, складывается в течение длительного времени и изменения носят системный характер.

Смысловые образования  включены в 2 системы связей личности:

1) они порождаются  в реальной жизнедеятельности;

2) внутри самой личности  они вступают в сложные отношения с другими смысловыми образованиями: ценностями, отражаются в значимых переживаниях.

Становление смысловых  образований - процесс становления  и развития личности.

2 закономерности:

- первоначальное развитие  личности идет от внешних ситуаций;

- затем от внутренних, человек становится независимым от конкретных жизненных ситуаций.

Закономерности развития смысловых образований:

- исходным моментом  их развития является социальная  позиция личности;

- социальная позиция  определяет диапазон мотивов  поведения;

- наиболее устойчивые  смысловые образования фиксируются  в виде готовности совершать  определенные поступки (т. е. приобретает  характер смысловых установок).

Асмолов:

- большая динамика - изменение  смысловых образований в течение  всей жизни человека;

- малая динамика - развитие смысловых образований в рамках конкретной деятельности.

Поступок - категория  поведения, а не личности. Наиболее устойчивые смысловые установки  отражаются в поступках.

Отношения - система осознанных, избирательных связей человека с  миром. Не является единицей анализа личности (так как единица анализа не может быть осознанной или не осознанной).

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. Взгляды отечественных психологов на проблему индивидуальности.

2. Концепция интегральной индивидуальности Мерлина.

 

Взгляды отечественных  психологов на проблему индивидуальности

Рубинштейн разграничивает понятия личность и индивидуальность. Личность - это нечто большее и другое. Личность - человек, у которого есть своя позиция, свое лицо. Индивидуальность - человек яркий, непохожий на других, своеобразный. Человек является индивидуальностью в силу наличия у него единичных, особенных свойств. И человек есть личность, потому что сознательно определяет свое отношение к жизни.

Ананьев. Понять индивидуальность можно через соотношение понятий индивид и личность. Индивидуальность - психологическая неповторимость человека в целом как индивида и как личности. Индивидуальность - результат интеграции всех свойств человека. Любая индивидуальность - индивид, но не всякий индивид - индивидуальность. Индивидуальность - наиболее позднее образование человека. Для того, чтобы индивиду стать индивидуальностью, он должен стать личностью.

Асмолов. Индивидуальность - своеобразие, неповторимость человека как личности.

Антропосоциогенез (развитие индивидных свойств человека в социуме)      возникновение индивидуальности          вклад индивидуальности в развитие общества          развитие общества.


Индивидуальность - совокупность смысловых отношений и смысловых  установок личности, которые порождаются в ходе жизнедеятельности человека при наличии определенных антропологических предпосылок, обеспечивают ориентацию в системе ценностей и выбор поступка в ситуации борьбы мотивов, воплощаются в деятельности, общении, предметах культуры и других людях.

Функции личности и функции  индивидуальности идентичны. Индивидуальность - своеобразие конкретной личности. Индивидуальность - форма функционирования конкретной личности.

Концепция интегральной индивидуальности Мерлина

Мерлин - системный подход в исследовании личности.

Индивидуальность вбирает  все характеристики личности. 3 уровня:

1) нейродинамические  свойства человека;

2) психодинамические;

3) личностные - социально  обусловленные. 

(1 и 2 - свойства индивида)

Связь между ними опосредованная, сложная, много-многозначная связь. Система находится в поддержании неустойчивого, динамичного равновесия.

Изучение индивидуальности через изучение свойств разных уровней.

Опосредующие звенья между разноуровневыми свойствами могут различаться индивидуально  и варьироваться в разных возрастах.

Индивидуальный стиль  жизнедеятельности является основным опосредующим звеном, который опосредует свойства уровня нейродинамических  свойств и окружающей среды (уравновешивание).

На втором уровне - индивидуальный стиль деятельности.

Личностные свойства достигают равновесия со средой за счет индивидуального стиля общения.

Приспособление своих  особенностей к требованиям жизнедеятельности, деятельности и общения.

Индивидуальность - открытая система. Внутри интегральной индивидуальности выделяется 2 подуровня:

- интра-индивидуальность;

- мета-индивидуальность.

Интра-индивидуальность включает 1 и 2 уровни (нейродинамические  и психодинамические свойства).

Мета-индивидуальность - уровень личностных свойств человека - отражает особенности взаимодействия с другими людьми.

ПРОДУКТИВНЫЕ  И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Понятие продуктивных и инструментальных свойств.

2. Самосознание как продуктивное проявление индивидуальности.

3. Характер и способности как инструментальное проявление индивидуальности.

4. Взаимосвязь продуктивных и инструментальных свойств индивидуальности.

 

Понятие продуктивных и инструментальных свойств

Термины введены Асмоловым. 2 класса свойств:

- продуктивные (процессы, при помощи которых человек  преобразует свою жизнь и влияет на жизнь других людей - ценностные образования, смысловые образования, мотивация, самосознание, личностные вклады и т. д. - определяют в целом стратегию поведения и развития индивидуальности - цели поведения);

- инструментальные (характер, способности - определяют тактику поведения и развития индивидуальности - способы поведения).

Между ними существует сложная  взаимосвязь.

Самосознание  как продуктивное проявление индивидуальности

Самосознание - совокупность психических процессов, при помощи которых человек отражает и изменяет самого себя.

Функции:

- мотивирующая;

- целеобразующая;

- контролирующая;

- детерминация отношений  с другими людьми;

- участие в развитии  свойств личности.

Уровни:

- органический - генетически  исходный - "схема тела" и самочувствие;

- социальный;

- личностный.

Органический уровень является генетически исходным, на нем человек отражает свое органическое "я", наименее отрефлексированный. Интероцептивные ощущения физического благополучия.

Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии