Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция
1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.
3) Жизненный путь личности
- включает весь процесс
Социальная среда - условие развития личности, а не фактор.
Жизненный путь - некая целостность, которая состоит из определенных событий.
Чтобы понять жизненный путь личности, нужно ответить на 3 вопроса:
- кем я был?
- что я сделал?
- кем я стал?
Жизненный путь включает поступок, это
действие, которое связано в
Движение человека в социальном пространстве - обладает свободой выбора - строит свой собственный жизненный путь. Следовательно, социальная среда не детерминирует, она создает условия для развития личности.
Активность человека как фактор развития личности
Индивидные свойства погружены в деятельность, а деятельность погружена в социальную среду.
Развитие личности начинается в условиях совместной деятельности с другими людьми. В процессе развития личности человек все больше отделяет себя от окружающей среды. По мере того, как человек осознает себя как личность, он все в большей степени становится автором своего жизненного пути.
"Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но я становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю" [Леонтьев].
Важно: возможность видеть альтернативу и брать ответственность за свои поступки.
Человек решает задачу - чему во мне быть?
Развитие личности никогда не бывает гладким, ровным, непротиворечивым. Если все гладко, следовательно, что-то с личностью не так. Конфликт является необходимым:
1) стремление к равновесию (индивид);
2) стремление к развитию (личность) - выход за пределы самого себя.
Это противоречие может проявляться между индивидными свойствами и свойствами личности.
Внутренний план личности - иерархические мотивы. Конфликт может быть обнаружен в иерархии мотивов.
Признавая противоречия, человек признает за собой право выбора, желание взять ответственность на себя.
Все это (активность) выступает существенной детерминантой развития личности.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
1. Взгляды на проблему развития личности З. Фрейда.
2. Концепция личности Э. Фромма.
3. Проблема развития личности в работах К. Юнга.
4. Проблема развития личност в концепции А. Адлера.
5. Проблема развития личности в концепции Хорни.
Взгляды на проблему развития личности З. Фрейда
Фрейд считал, что органические потребности (индивидные свойства) детерминируют развитие личности. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума - уменьшение напряжения, вызываемого скоплением энергий. Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. 2 основные группы инстинктов - жизни и смерти. Эрос - включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Либидо - определенное количеств психической энергии, которая находит разрядку в сексуальном поведении. Танатос - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии; биологически обусловленны. Людям присуще стремление к смерти.
"Я" расчленимо, оно
расчленяется в некоторых
Структура личности:
- Ид (Оно) - источник влечений,
прежде всего сексуальных.
- Эго (Я) - ориентируется на реальность, выполняет функцию регуляции поведения. Наблюдает за внешним миром, реально его воспринимает, реализует принцип реальности. Синтез и обобщение своих психических процессов.
- Супер-Эго (Сверх-Я) -
с одной стороны, в нем скрываю
Значительные части Я и Сверх-Я являются бессознательными.
"Там, где было Ид, должно стать Я" - возможность развития личности, освоение Я новых частей Оно.
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках:
- Переживания раннего
детства играют критическую
- Человек рождается
с определенным количеством
4 последовательных стадии
развития личности: оральная, анальная,
фаллическая (прегенитальные
Концепция личности Э. Фромма
Фромм гуманизировал психоанализ. Ключевая идея - о изначальном экзистенциальном конфликте, присущем человеческой природе. Неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. Люди борятся за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы разрешения зависят от общества.
Конфликт порождается обстоятельствами:
- человек вышел из
мира природы, принадлежит
- человек - это прежде
всего жизнь, осознающая себя,
человек способен сознавать
Это осознание разрывает круг природы человека и требует решения. Сущность человека - не в ответе хорош он или плох, а в вопросе и потребности на него ответить.
Личность - это человек, который принимает решение. Мы все детерминированы необходимостью принимать решения.
Свобода - конституирующая, основная характеристика личности. Порождается экзистенциальным конфликтом. Фромм первым описал свободу как психологический феномен. Свобода - не атрибут и не константа, присущая изначально, а прежде всего акт самоосвобождения в процессе принятия решений. Свобода - это всегда конкретное решение.
Личность - человек, который способен
распорядиться своей
С одной стороны, человек стремится обрести свободу, что связано с большой ответственностью, а с другой стороны, человек боится свободы и ответственности.
3 механизма бегства от свободы:
1) авторитаризм, который проявляется в садизме и мазохизме;
2) деструктивизм;
3) конформизм.
Авторитаризм - человек чувствует себя недостаточной личностью и стремится усилить себя за счет чего-то внешнего. Проявляется либо в подчинении других, либо в подчинении себя. Корни этого - личностное бессилие.
Деструктивизм - стремление к разрушению, активное устранение объекта. Если ограничены возможности позитивной реализации.
Конформизм - стать тем, что от тебя ждут. Стать псевдоличностью. Человек превращается в ожидания. Думает, чувствует, как другие. Человек попадает в зависимость от окружающих.
3 механизма - результат
неспособности человека
Противоположный путь - спонтанные связи с окружающими людьми, путь творчества и любви. Истинная любовь - возможность создать условия для другой личности в развитии, свободе и быть свободным самому. Любовь - важнейшая составляющая личностного развития. Позитивная свобода - когда человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него.
В зависимости от того, позитивные или негативные тенденции берут верх, Фромм выделял синдромы:
- роста;
- распада.
Синдром роста включает в себя любовь ко всему живому (биофилия), способность любить (во всех проявлениях), свободу или независимость.
Синдром распада характеризуется любовью к мертвому (некрофилия), симбиозом, нарциссизмом (человек не способен любить).
В природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода - безопасность обусловлена экзистенциальными потребностями человека:
1) потребность в установление связей;
2) в преодолении;
3) в корнях;
4) в идентичности;
5) в системе взглядов и преданности.
В отличие от Фрейда, Фромм считал, что социальная среда оказывает существенное влияние на развитие личности. Общество, в целом, может либо помочь человеку, либо препятствовать развитию человека как личности. Социальная среда (общество) должны создать условия для того, чтобы он мог полноценно реализовать себя как личность:
- безопасность;
- справедливость - личность может развиваться полноценно только в том обществе, где есть уважение к личности. Личность не может быть средством. Использование личности может негативно сказаться на ее развитии.
- свобода - как социальный аспект развития личности. Человек должен быть самим собой.
Это решающие условия для возможности реализовать себя.
Проблема развития личности в работах К. Юнга
Душа состоит из 3х отдельных, но взаимосвязанных структур:
Эго - центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Служит основой самосознания.
Личное бессознательное - вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержит в себе комплексы (эмоционально заряженные мысли), которые могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.
Коллективное бессознательное - хранилище латентных следов памяти человечества. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоциоального прошлого.
Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов - архетипов. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей действовать, воспринимать события определенным образом.
Персона - публичное лицо, маска.
Тень - подавленная, темная, животная сторона личности.
Анима - внутренний образ женщины в мужчине.
Анимус - внутренний образ мужчины в женщине.
Самость - наиболее важный архетип в теории Юнга. Сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Развитие самости - главная цель человеческой жизни.
Юнг понимал личность как некую целостность, которая достигается им при определенных условиях. Понимание в узком смысле слова - маленького ребенка меньше всего можно назвать личностью. Для того, чтобы она развивалась требуется: определенность и зрелость.
Личность - существо, которое осознает свое предназначение. Для того, чтобы реализовать свое предназначение, она готова заплатить любую цену.
Внутренняя целость - самость - включает возможности потенциального развития. Самость - возможность достижения собственной целостности.
Процесс развития личности - индивидуация. В своем конкретном выражении индивидуация предполагает полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации - самореализация.
Обстоятельства, которые мешают индивидуации: человек живет по коллективным нормам, что наносит ущерб его жизнедеятельности.
Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии