Методологические основы анализа личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_PSIKhOLOGII_LIChNOS.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

3) Жизненный путь личности - включает весь процесс развития  личности.

Социальная среда - условие развития личности, а не фактор.

Жизненный путь - некая целостность, которая состоит из определенных событий.

Чтобы понять жизненный путь личности, нужно ответить на 3 вопроса:

- кем я был?

- что я сделал?

- кем я стал?

Жизненный путь включает поступок, это  действие, которое связано в противоположными мотивами.

Движение человека в социальном пространстве - обладает свободой выбора - строит свой собственный жизненный  путь. Следовательно, социальная среда  не детерминирует, она создает условия  для развития личности.

Активность  человека как фактор развития личности

Индивидные свойства погружены в деятельность, а деятельность погружена в социальную среду.

Развитие личности  начинается в условиях совместной деятельности с другими людьми. В процессе развития личности человек все больше отделяет себя от окружающей среды. По мере того, как человек осознает себя как личность, он все в большей степени становится автором своего жизненного пути.

"Я не только поступаю в  соответствии с тем, что я  есть, но я становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю" [Леонтьев].

Важно: возможность видеть альтернативу и брать ответственность за свои поступки.

Человек решает задачу - чему во мне  быть?

Развитие личности никогда не бывает гладким, ровным, непротиворечивым. Если все гладко, следовательно, что-то с  личностью не так. Конфликт является необходимым:

1) стремление к равновесию (индивид);

2) стремление к развитию (личность) - выход за пределы самого себя.

Это противоречие может проявляться  между индивидными свойствами и  свойствами личности.

Внутренний план личности - иерархические мотивы. Конфликт может быть обнаружен в иерархии мотивов.

Признавая противоречия, человек признает за собой право выбора, желание  взять ответственность на себя.

Все это (активность) выступает существенной детерминантой развития личности.

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

1. Взгляды на проблему развития личности З. Фрейда.

2. Концепция личности Э. Фромма.

3. Проблема развития личности в работах К. Юнга.

4. Проблема развития личност в концепции А. Адлера.

5. Проблема развития личности в концепции Хорни.

 

Взгляды на проблему развития личности З. Фрейда

Фрейд считал, что органические потребности (индивидные свойства) детерминируют  развитие личности. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума - уменьшение напряжения, вызываемого скоплением энергий. Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. 2 основные группы инстинктов - жизни и смерти. Эрос - включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Либидо - определенное количеств психической энергии, которая находит разрядку в сексуальном поведении. Танатос - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии; биологически обусловленны. Людям присуще стремление к смерти.

"Я" расчленимо, оно  расчленяется в некоторых своих  функциях, по крайней мере, на  время. Части могут затем снова объединиться.

Структура личности:

- Ид (Оно) - источник влечений, прежде всего сексуальных. Темная  часть нашей личности, хаос, "котел"  бурлящих возбуждений, вбирает  в себя инстинктивные потребности.  Наполняется энергией, обнаруживает стремление удовлетворять инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов в Оно не существует логических законов мышления, противоположные импульсы существуют друг подле друга. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которы вытеснились в Оно, бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново.

- Эго (Я) - ориентируется на реальность, выполняет функцию регуляции поведения. Наблюдает за внешним миром, реально его воспринимает, реализует принцип реальности. Синтез и обобщение своих психических процессов.

- Супер-Эго (Сверх-Я) - с одной стороны, в нем скрываются традиции - Сверх-Я ребенка строится по родительскому Сверх-Я, наполняется тем же содержанием (связано с Ид), но в нем также содержатся нормы, правила. Функции - самонаблюдение, совесть, идеал (с которым Я соизмеряет себя, к которому оно стремится). Пользуется определенной самостоятельностью, преследует свои намерения и в обладании энергией независимо от "Я". Представляет собой требования морали. Не дана изначально. Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом. Впоследствии внешнее сдерживание уходить вовнутрь, на место родительской инстанции появляется Сверх-Я, которое точно так же наблюдает за Я, руководит им и угрожает ему, как раньше это делали родители в отношении ребенка. Сверх-Я выходит из родительской инстанции в процессе идентификации, т. е. уподобления. В процессе развития на Сверх-Я влияют также те лица, которые заместили родитилей (воспитатели, учителя). Обычно оно все больше отдаляется от первоначальных индивидуальностей родителей, становясь все более безличностным.

Значительные части  Я и Сверх-Я являются бессознательными.

"Там, где было  Ид, должно стать Я" - возможность  развития личности, освоение Я   новых частей Оно.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках:

- Переживания раннего  детства играют критическую роль  в формировании взрослой личности. Основной фундамент личности  закладывается до пяти лет.

- Человек рождается  с определенным количеством психической  энергии (либидо), которая затем  проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий.

4 последовательных стадии  развития личности: оральная, анальная, фаллическая (прегенитальные стадии), латентная, генитальная.

Концепция личности Э. Фромма

Фромм гуманизировал  психоанализ. Ключевая идея - о изначальном экзистенциальном конфликте, присущем человеческой природе. Неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. Люди борятся за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы разрешения зависят от общества.

Конфликт порождается  обстоятельствами:

- человек вышел из  мира природы, принадлежит миру  природы (инстинкты);

- человек - это прежде  всего жизнь, осознающая себя, человек способен сознавать конечность  своей жизни, ограниченность своих  возможностей.

Это осознание разрывает круг природы человека и требует решения. Сущность человека - не в ответе хорош он или плох, а в вопросе и потребности на него ответить.

Личность - это человек, который принимает решение. Мы все  детерминированы необходимостью принимать решения.

Свобода - конституирующая, основная характеристика личности. Порождается  экзистенциальным конфликтом. Фромм  первым описал свободу как психологический  феномен. Свобода - не атрибут и не константа, присущая изначально, а прежде всего акт самоосвобождения в процессе принятия решений. Свобода - это всегда конкретное решение.

Личность - человек, который способен распорядиться своей потенциальной  свободой и преобразовать ее в  реальную.

С одной стороны, человек стремится  обрести свободу, что связано  с большой ответственностью, а с другой стороны, человек боится свободы и ответственности.

3 механизма бегства от свободы:

1) авторитаризм, который проявляется  в садизме и мазохизме;

2) деструктивизм;

3) конформизм.

Авторитаризм - человек чувствует  себя недостаточной личностью и стремится усилить себя за счет чего-то внешнего. Проявляется либо в подчинении других, либо в подчинении себя. Корни этого - личностное бессилие.

Деструктивизм - стремление к разрушению, активное устранение объекта. Если ограничены возможности  позитивной реализации.

Конформизм - стать тем, что от тебя ждут. Стать псевдоличностью. Человек  превращается в ожидания. Думает, чувствует, как другие. Человек попадает в зависимость от окружающих.

3 механизма - результат  неспособности человека овладеть  свободой.

Противоположный путь - спонтанные связи с окружающими людьми, путь творчества и любви. Истинная любовь - возможность создать условия  для другой личности в развитии, свободе и быть свободным самому. Любовь - важнейшая составляющая личностного развития. Позитивная свобода - когда человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него.

В зависимости от того, позитивные или негативные тенденции берут верх, Фромм выделял синдромы:

- роста;

- распада.

Синдром роста включает в себя любовь ко всему живому (биофилия), способность  любить (во всех проявлениях), свободу  или независимость.

Синдром распада характеризуется  любовью к мертвому (некрофилия), симбиозом, нарциссизмом (человек не способен любить).

В природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода  - безопасность обусловлена экзистенциальными потребностями человека:

1) потребность в установление связей;

2) в преодолении;

3) в корнях;

4) в идентичности;

5) в системе взглядов  и преданности.

В отличие от Фрейда, Фромм  считал, что социальная среда оказывает  существенное влияние на развитие личности. Общество, в целом, может либо помочь человеку, либо препятствовать развитию человека как личности. Социальная среда (общество) должны создать условия для того, чтобы он мог полноценно реализовать себя как личность:

- безопасность;

- справедливость - личность  может развиваться полноценно  только в том обществе, где есть уважение к личности. Личность не может быть средством. Использование личности может негативно сказаться на ее развитии.

- свобода - как социальный аспект развития личности. Человек должен быть самим собой.

Это решающие условия  для возможности реализовать себя.

Проблема развития личности в работах К. Юнга

Душа состоит из 3х  отдельных, но взаимосвязанных структур:

Эго - центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым  мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Служит основой самосознания.

Личное бессознательное - вмещает в себя конфликты и  воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержит в себе комплексы (эмоционально заряженные мысли), которые могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.

Коллективное бессознательное - хранилище латентных следов памяти человечества. В нем отражены мысли  и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоциоального прошлого.

Коллективное бессознательное  состоит из мощных первичных психических  образов - архетипов. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают  людей действовать, воспринимать события  определенным образом.

Персона - публичное лицо, маска.

Тень - подавленная, темная, животная сторона личности.

Анима - внутренний образ  женщины в мужчине.

Анимус - внутренний образ  мужчины в женщине.

Самость - наиболее важный архетип в теории Юнга. Сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Развитие самости - главная цель человеческой жизни.

Юнг понимал личность как некую целостность, которая  достигается им при определенных условиях. Понимание в узком смысле слова - маленького ребенка меньше всего можно назвать личностью. Для того, чтобы она развивалась требуется: определенность и зрелость.

Личность - существо, которое  осознает свое предназначение. Для  того, чтобы реализовать свое предназначение, она готова заплатить любую цену.

Внутренняя целость - самость - включает возможности потенциального развития. Самость - возможность достижения собственной целостности.

Процесс развития личности - индивидуация. В своем конкретном выражении индивидуация предполагает полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации - самореализация.

Обстоятельства, которые  мешают индивидуации: человек живет  по коллективным нормам, что наносит  ущерб его жизнедеятельности.

Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии