Методологические основы анализа личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Многозначность понятия "личность" в психологии.
2. Основные положения относительно природы человека как основа теории личности.
3. Системный подход - общенаучная методология анализа личности.
4. Деятельность как системное основание личности.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_PO_PSIKhOLOGII_LIChNOS.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Проблема развития личност в концепции А. Адлера

Человек является единым организмом. Ни одно проявление жизненной  активности нельзя рассматривать в  изоляции, а только в соотношении  со всей личностью.

Человек непрерывно движется в направлении роста и развития. Люди всегда находятся в движении к личностно значимым целям.

Индивидуум - нечто большее, чем продукт влияний среды  и наследственности. Люди обладают творческой слой, которая обеспечивает возможность распоряжаться собственной  жизнью. Свободная, осознанная активность - основная черта человека.

Все поведение человека следует рассматривать в социальном контексте. У каждого человека есть чувство общности (социальный интерес) - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Поведение всегда зависит  от мнения людей о себе и об окружении. Люди живут в ими же созданном  мире, в соответствии с их собственной "схемой апперцепции". Люди мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.

Основные принципы индивидуальной психологии:

- чувство неполноценности  и компенсация;

- стремление к превосходству;

- стиль жизни - уникальное  соединение черт, способов поведения  и привычек, которые определяют  неповторимую картину существования  индивидуума.

- социальный интерес;

- творческое "Я";

- порядок рождения;

- фикционный финализм.

Проблема развития личности в концепции Хорни

Решающим фактором в  развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителем.

Для детства характерны 2 потребности: в удовлетворении (все  биологические нужды) и в безопасности.  При фрустрации потребности в  безопасности у ребенка развивается базальная враждебность.Так как ребенок зависит от родителей, но происходит вытестение обиды и злости. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в семье, направляется чувствами беспомощности, страха, вины. Подавленные чувства негодования переходят в базальную тревогу и становятся интенсивным и всепроникающим ощущением отсутствия безопасности. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с чувством недостаточной безопасности, беспомощности, враждебности, ребенок использует защитные стратегии  - невротические потребности (в любви и одобрении, в руководстве, ограничениях, во власти, в эксплуатировании, общественном признании, восхищении собой, честолюбии, независимсоит, безупречности). Эти потребности есть у всех людей, но невротик использует их негибко, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях.

Человеческие чувства  и отношения во многом зависят  от культурных условий. В современных условиях человеческие отношения пронизаны соперничеством и потенциальной враждебностью. Потенциальное враждебное напряжение приводит к порождению страха враждебности со стороны других. Человек чувствует себя изолированным.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В БИХЕВИОРИЗМЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Концепция Скиннера.

2. Гуманистические концепции.

 

Концепция Скиннера

В классическом бихевиоризме личность - совокупность реакций, являющихся результатом определенной стимуляции (Уотсон).

Скиннер отошел от формулы стимул - реакция. Для сложных форм поведения она недостаточна. Он различал поведение:

- респондентное (классические  обусловленное) - реакция вызывается  стимулом, который ей предшествует.;

- оперантное (не является  следствием определенной стимуляции) - подкрепляется не предшествующими стимулами, а ожидаемыми последствиями. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Если не благоприятны - уменьшается.

"Поведение сформировано  и усилено последствиями".

Концепция оперантного  научения. Операнта - ожидаемая и изменяемая реакция, влияющая на поведение.

Скиннер придерживался  принципа детерминизма - жесткие закономерности. Поведение вызвано влияниями  среды. Чтобы изменить поведение, надо изменить среду. Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения.

"Контролируйте окружение  и вы увидите порядок в поведении".

Выделял 2 вида подкрепления:

- позитивное;

- аверсивное - наказание  (следует избегать).

Гуманистические концепции

Принцип свободы - отказ  от манипулирования человеком.

Принцип целостности (холизма) - человека нельзя делить на процессы, элементы. Человек един и целостен.

Принцип субъективности - главным источником информации о  человеке является он сам.

Принцип духовности - в  изучении личности нужно обращаться к ее вершинам в человеке.

Принцип развития - личность - это процесс, постоянное пребывание в состоянии изменения.

А. Маслоу. Чтобы понимать поведение людей, надо учитывать их чувства, желания, надежды, стремления.

Природа человека в сущности хороша или нейтральна. Разрушительные силы в людях являются результатом  фрунстрации основных потребностей. От природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для  позитивного роста и совершенствования.

Творчество является  универсальной характеристикой  людей.

Сконцентрировал внимание на здоровом человек

Концепция самоактуализации. Самоактуализация - результат выбора самого человека. Личность несет ответственность  за самоактуализацию. "Это выбор роста вопреки выбору страха". Особенности самоактуализирующихся людей:

- более адекватное  восприятие действительности;

- конгруэнтность - согласованность  опыта и переживаний;

- способность к предельным  переживаниям;

- креативность и автономность;

- критичное отношение к культуре, к которой принадлежат;

- способность прислушиваться  к своему внутреннему голосу.

Помехи психологическому росту:

1) человеческие инстинкты,  побуждающие к росту, скорее  слабы, чем сильны;

2) сильное отрицательное  влияние потребности в безопасности;

3) комплекс Ионы - люди  сомневаются в своих способностях  и боятся их;

4) развитие часто тормозится  культурной средой;

5) многие люди проявляют  сильную тенденцию продолжать  действовать так, как действовали  раньше.

Содействие психологическому росту: поощрение свободы, познание и понимание себя, самоконтроль.

Выделил 2 категории мотивов  человека: дефицитарные (Д-мотивы) и  мотивы роста (метапотребности).

Д-мотивы заключают в  себе физиологические требования и  требования безопасности. Являются стойкими детерминантами поведения. Дефецитарная мотивация направлена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

Метапотребости имеют  отдаленные цели, связанные со стремлением  актуализировать личностный потенциал. Обогащают и расширяют жизненный опыт, увеличивают напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта.

Метапотребности, также  как и дефицитарные, являются инстинктивными и должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.

Роджерс: развитие личности - реализация возможностей, заложенных в человеке природой. Человек стремится к реализации своего Я. Преграды носят внешний характер. Рассогласование между внутренними переживаниями и внешним опытом - главная преграда.

Поведение человека определяется общим мотивом - тенденцией актуализации - свойственная организму тенденция  развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать  личность.

Необходимо создать помогающие отношения:

- искренность окружающих;

- безусловное, безоценочное  принятие другого человека;

- эмпатическое понимание.

Основной закон личностного  роста: если имеются необходимые  и достаточные условия (помогающие отношения), то в человеке актуализируется тенденция в сторону личностной зрелости.

Критерии личностного  роста:

- внутренние, субъективные - принятие себя, принятие других, динамичность;

- внешние, объективные  - принятие себя, других, бОльшая  социализированность.

Недостатки:

- слишком резкое отделение от других теорий;

- чрезмерная декларативность;

- нарушение требования  эмпирического исследования;

- игнорирование темных  сторон личности, конфликтов, проблем.

СТРУКТУРНЫЕ И  ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

1. Концепция Г. Олпорта.

2. Теория Г. Айзенка.

3. Теория Р. Кеттела.

 

Концепция Г. Олпорта

Личность - это нечто, и она что-то делает. Это то, что  лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума, его реальная сущность.

Личность - это динамческая  организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность - не статичная сущность, она эволюционирует, изменяется, хотя и имеется основополагающая структура. "Психофизические системы" - как элементы разума, так и тела. "Определяющие тенденции" - стимулы дают импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивида. "Поведение и мышление" - все виды человеческой активности. Личность выражат себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Не существует двух одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Черта - это предрасположенность  вести себя сходным образом в  широком диапазоне ситуаций. Черты  личности являются генерализованными  и устойчивыми.

 Личность активно  выискивает ситуации, чтобы проявить  свои особенности.

Сами черты личности характеризуются чертами. Черты  черт:

- черты личности - это  не только номинальное обозначение,  они реальны;

-  являются обобщенными  качествами;

- определяют поведение;

- их существование  можно установить эмпирически;

- черта личности лишь  относительно независима от других  черт;

- не является моральной  или социальной оценкой;

- может быть как  уникальной, так и общественной;

- может не согласовываться  с поступками или привычками.

Общие черты - присущи  определенному количеству людей  в пределах данной культуры.

Индивидуальные - характеристики индивидуума, уникальны.

Индивидуальные черты = индивидуальные диспозиции: кардинальные (пронизывают все поступки человека), центральные (легко обнаруживаются в поведении окружающими) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные и менее устойчивые).

Личность включает в  себя единство всех аспектов, придающих  ей своеобразие.

Проприум - позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы. Охватывает все аспекты личности, способствует формированию чувства внутреннего единства. Придает уникальность человеческой жизни.

Теория Г. Айзенка

Элементы личности могут  быть расположены иерархически. В  структуре личности присутствуют суперчерты или типы (экстраверсия), которые оказывают мощное влияние на поведение. Каждая из суперчерт состоит из черт (общительность, активность). Черты состоят из привычных реакций, которые формируются из специфических реакций.

Основные типы: экстраверсия - интроверсия, нейротизм - стабильность. Людей можно разделить на четыре группы. Для каждого типа - определенные характеристики.

Недавно ввел еще один тип: психотизм - сила суперэго (эгоцентричность, импульсивность, равнодушие к другим).

Теория Р. Кеттела

Личность - это то, что  позволяет предсказать поведение  человека в данной ситуации. Предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации: R = f (S, P). Природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает или думает, есть функция от стимулирующей ситуации в конкретный момент времени и от структуры личности. То есть реакция на ситуацию - функция от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут на нее повлиять.

Черты личности - относительно постоянные тенденции реагировать  определенным образом в разных ситуациях  и в разное время.

Поверхностные черты - совокупность поведенческих характеристик, которые  при наблюдении выступают в единстве, но они не имеют единой основы и постоянства.

Исходные черты - основополагающие структуры, которые образуют блоки  здания личности.  Факторы, определяющие поведение в течение длительного  времени. Основные исходные черты (16 факторов):

Информация о работе Методологические основы анализа личности в психологии