Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы исследования морально-психологического климата в
творческом коллективе…….……………………………………………
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению морально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование морально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.
Формирование благоприятного морально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, морально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности морально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость морально-
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Степень
научной разработанности. Проблемам создания комфортного психологического
климата в коллективе посвящено множество
работ. Так, исследование вопросов оптимизации,
улучшения морально-психологического
климата на предприятиях опирается на
разработки отечественных и зарубежных
ученых. В частности, в работах Р. Акоффа,
Н. М. Власовой, И. Е. Ворожейкина, М. Вудкока,
Б. М. Генкина, П. Дизеля, С. О'Доннела, П.
Ф. Друкера, А. В. Карпова, В. И. Кнорринга,
А. И. Кравченко, Г. Kунца,
В. Н. Лавриненко, А. Мориты, В. В. Музыченко,
Дж. Ньюстрома, Г. Питерса, В. А. Розановой,
Р. Уотермена, Д. Френсиса, С. М. Халина,
Л. Яккока и др. Созданы теоретические
основы развития межличностных отношений
в коллективе, исследованы вопросы управления
персоналом, формирования морально-психологического
климата, особенности личности руководителя.
Вопросы взаимодействия людей в коллективе, возникающие вследствие предписаний, социальной структуры или на основе эмоциональных предпочтений, находятся в центре внимания исследователей многих стран. Центральной задачей взаимоотношений между начальством и подчиненными является создание позитивного настроя с учетом потребностей работников, наличия у них интереса к работе, воспитанием чувства причастности к общему делу. Несмотря на определенную разработанность вопроса о морально-психологическом климате в трудовом коллективе и анализе качеств эффективного руководителя, современные условия функционирования предприятий предопределяют необходимость их изучения и оптимизации.
Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
Объект исследования – взаимоотношения в творческом коллективе.
Предмет исследования – морально-психологический климат в творческом коллективе, основы его формирования и нормализации.
Новизна исследования. В работе проанализирован морально-психологический климат муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: теоретический анализ; понятийно-терминологический анализ; обобщение, интерпретация. Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов в сфере культуры; беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование.
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна.
В первой главе «Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе» рассмотрено понятие и структура морально-психологического климата, а также раскрыты условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в творческом коллективе; определена роль современного руководителя в становлении и развитии коллектива.
Во второй главе «Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд» охарактеризована творческая деятельность коллектива, дана оценка морально-психологического климата в учреждении; намечены дальнейшие пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы.
Приложения содержат инструментарий эмпирического исследования.
Глава 1. Теоретические основы исследования
морально-психологического климата в творческом коллективе
Треть сознательной жизни человека проходит на производстве. И то, в каких условиях протекает трудовая деятельность, какова общая психологическая обстановка в коллективе, каковы деловые и личные взаимоотношения, оказывает огромное влияние на результаты труда, количество и качество производимой продукции и даже – много шире – на всю жизнь человека.
В последние годы происходят большие социальные перемены в обществе и на производстве, а в сознании людей значительные и радикальные психологические процессы.
Природа этих процессов не стихийна, и возникли они не случайно. Вся предшествующая история экономического и социального развития нашего общества, история становления человека – труженика подготовила почву и создала условия для использования психологической науки в качестве мощного средства активизации человеческого фактора во всех областях производственной и духовной деятельности.
Одно из важнейших
направлений повышения
Психологический климат
(от греч klima (klimatos) – наклон) – качественная
сторона межличностных
Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений. Несмотря на широкую практику исследования психологического климата, операционализация этого понятия затруднена; различные исследователи понимают под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива, чаще всего преобладающее эмоциональное состояние, умонастроение членов коллектива проявляются в их удовлетворенности работой именно на данном предприятии, данном коллективе.
Одним из первых понятие
«морально-психологический клим
Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно более локально социального и морального климата3.
Под морально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально-психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.
Морально-психологический климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимно испытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др. Структура морально-психологического климата представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура морально-психологического климата в организации
Соответственно, не следует забывать про межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у ее участников единой цели.
Основными показателями морально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Можно отметить, что эти же понятия обеспечивают право говорить о трудовом коллективе.
Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе