Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87
При составлении учебного плана Центр развития творчества учитывает основные принципы обновления содержания дополнительного образования:
Вся деятельность в учреждении
дополнительного образования
В соответствии с моделью образовательной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности средствами народной художественной культуры, учебные планы Центра развития творчества реализуют интегративный подход, направленный на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Это предусматривает взаимопроникновение различных областей образования, расширение возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, формирование модели выпускника за счет объединения образовательных, воспитательных и развивающих возможностей разных учебных предметов.
С учетом цели и задач учреждения в основу всех программ положены следующие принципы и идеи: общедоступность, адаптивность к уровню подготовки и развития обучающихся, преемственность, дополнительность, дифференциация и индивидуализация, успешность сотрудничества взрослых и детей.
Общее содержание образовательных программ представляет собой трехуровневую систему, где на каждом уровне свои цели и задачи, позволяющие осуществлять постепенный переход от выявления интересов и способностей детей через общее развитие личности на основе дифференцированного подхода до творческой деятельности, специализированной или профилированной, и профессионального самоопределения. При этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы и формы организации занятий с учетом деятельностного подхода: метод проектной деятельности, технологии игрового обучения, воспитания, духовной культуры личности, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др., групповые теоретические и практические занятия, индивидуальная работа с обучающимися.
Все программы составлены с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей. При составлении программ учитывается то, что итогом работы большинства творческих объединений являются концерты, спектакли, выставки, смотры-конкурсы, фестивали, спортивные соревнования.
Программы Центра развития творчества «Изумруд» развивают творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности, национальной ценности.
Программы художественно – эстетической и культурологической направленности отражают общие культурные интересы учащихся. Данные программы формируют знания по усвоению языка, народной художественной культуры, этики и этикета.
Программы физкультурно-спортивной направленности способствуют духовно-нравственному и физическому развитию личности, раскрытию через физические нагрузки индивидуальных особенностей организма, направлены на формирование здорового образа жизни.
Все программы несут в себе функцию формирования творческого потенциала детей и воспитание духовно-нравственной личности через весь комплекс знаний, умений, навыков в области народной художественной культуры.
Педагогический коллектив Центр
Воспитание нравственной позиции, ценностных ориентаций, духовности личности осуществляется в ходе реализации программ клуба народной культуры «Скоморошьи потехи».
Идея создания Клуба народной культуры «Скоморошьи потехи» возникла в результате осознания необходимости приобщения детей к обрядам и обычаям русского народа. Перед педагогами стояла цель ознакомить детей с сокровищами народной художественной культуры посредством изучения народных обычаев, традиций, праздников. Изучение русской культуры в Клубе ведется через совместную работу педагогов, воспитанников и родителей.
В Клубе народной культуры «Скоморошьи потехи» - созданы условия для освоения детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию ее через изучение народных праздников, традиционного знания природы родного края, родной речи, обычаев, обрядов, семейной этики и поэтического народного творчества.
Цель деятельности Клуба народной культуры» «Скоморошьи потехи» достигается решением следующих задач:
1. Изучение
русской культуры через
2. Воспитание сознательного
интереса к народным обрядам
и праздникам.
3. Воспитание нравственности, культуры поведения и культуры общения.
4. Развитие творческих способностей воспитанников.
5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
6. Воспитание любви к родному краю и его истории.
Программа объединяет несколько направлений, которые предполагают формирование нравственной культуры, эстетической культуры, этнографической культуры, а также формирование культуры досуга подрастающего поколения.
В Клубе народной культуры «Скоморошьи потехи» у детей воспитывается ответственность перед собой и другими людьми за свою деятельность в социальной и культурной среде. Происходит формирование личности, обладающей чувством гордости за свою страну, свой народ. Воспитанники Клуба занимаются возрождением многих народных традиций. У детей формируется устойчивый интерес к обычаям народа, к историческому и культурному наследию Орловщины. Дети осознают себя как личность, учатся общаться в социальной среде, имеют возможность представить результаты своего творчества, своей деятельности перед сверстниками, родителями и страшим поколением.
Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе Центра развития творчества «Изумруд». В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования. Отзывы родителей о Центре развития творчества «Изумруд», анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации с детьми.
С первых дней пребывания детей в коллективе педагоги стараются поддержать атмосферу успешного сотрудничества, радости и тепла, создание «ситуации успеха» каждому ребенку, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности.
На наш взгляд, такая целенаправленная деятельность педагогов по формированию ориентации на успех не может не сказаться на личностном развитии детей.
Ценностные приоритеты деятельности Центра развития творчества «Изумруд»:
За счёт освоения окружающей среды и построения ценностно - информационных коммуникаций Центр пополняет свой воспитательный потенциал через взаимодействие с воспитательной системой школы №45 (программа: «Дом, который построим мы») и воспитательной системой детского сада №31, а также заключая договоры о совместной деятельности со школами района №№ 5, 18, 37, Центром социального обслуживания населения, создавая более благоприятные условия для развития каждого воспитанника, расширяя рамки педагогического влияния на него.
Основные принципы проведения воспитательной работы с детьми являются содружество и сотворчество, индивидуализация и коллективизм, природосообразность, гуманизация и эстетическая направленность, социальная адекватность и социальное закаливание детей, системность.
Рассмотрев деятельность центра развития творчества «Изумруд», можно отметить, что его деятельность направлена на формирование духовно-нравственных качеств личности, развитии творческих способностей, приобщении к народной художественной культуре. Образовательные программы Центра развития творчества основаны на трехуровневой системе, что позволяет осуществлять постепенный переход от выявления интересов и способностей воспитанников к творческой деятельности. При реализации образовательных программ используются разнообразные педагогические технологии, приемы и формы занятий с учетом деятельностного подхода:
Все программы составляются с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей.
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
Основа успеха любой коллективной деятельности – это отношение сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.
Морально-психологический климат в творческом коллективе – это разновидность группового психического состояния, характеризующегося степенью удовлетворенности членов группы соблюдением в ней моральных норм, уровнем нравственности и культуры.
Структура взаимоотношений в творческом коллективе складывается из структуры отношений по поводу творчества и структуры внепроизводственных отношений. Ученые эти структуры называют формальной и неформальной организацией коллектива. Термином «формальная» подчеркивается, что производственные отношения обычно зафиксированы в различных документах. Внепроизводственные личные отношения нигде не фиксируются и подвержены более значительным изменениям.
Формальная структура коллектива фиксирует разделение труда, квалификацию, обязанности людей. Неформальная структура определяется субъективными взаимоотношениями членов коллектива друг с другом. В нее входит структура, которая обусловлена личными чертами каждого человека – его характером, интересами, потребностями, способностями и талантами, жизненным опытом, возрастом и т.д.
При анализе нравственно-
На взаимоотношение
и поведение людей в трудовом
коллективе отдела кадров, влияют три
комплекса взаимосвязанных
1. предписанные и привычные
для данного производства
2. эмоции и чувства, возникающие в межличностных контактах;
3. знания людей об условиях производства и самих себе.
Эти факторы составляют основу в формировании производственной установки работников ОАО «Морозовсксельмаш», в частности отдела кадров – ее поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов. На уровне неформальной структуры главенствующую роль приобретают факторы, связанные с психическим состоянием участников, динамикой и уровнем их работоспособности, субъективным чувством усталости или творческого подъема.
Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе