Морально-психологический климат в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

При составлении учебного плана Центр развития творчества учитывает основные принципы обновления содержания дополнительного образования:

  • личностная и профильная ориентация;
  • гуманизация, целесообразность, обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности детей;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование духовно-нравственной и общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • оптимизация объема учебной нагрузки;
  • усиление в содержании образования деятельностного компонента.

Вся деятельность в учреждении дополнительного образования организуется на основе вариативных, гибких, постоянно  обновляющихся программ различного уровня и направленности. В учебный  план включены программы с одно-, двух-, трехгодичными сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возраст детей.

В соответствии с моделью  образовательной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности средствами народной художественной культуры, учебные планы Центра развития творчества  реализуют интегративный подход, направленный на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Это предусматривает  взаимопроникновение различных  областей образования, расширение возможности  выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, формирование модели выпускника за счет объединения образовательных, воспитательных и развивающих возможностей разных учебных предметов.

С учетом цели и задач  учреждения в основу всех программ положены следующие принципы и идеи: общедоступность, адаптивность к уровню подготовки и развития обучающихся, преемственность, дополнительность, дифференциация и индивидуализация, успешность сотрудничества взрослых и детей.

Общее содержание образовательных программ представляет собой трехуровневую систему, где на каждом уровне свои цели и задачи, позволяющие осуществлять постепенный переход от выявления интересов и способностей детей через общее развитие личности на основе дифференцированного подхода до творческой деятельности, специализированной или профилированной, и профессионального самоопределения. При этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы и формы организации занятий с учетом деятельностного подхода: метод проектной деятельности, технологии игрового обучения, воспитания, духовной культуры личности, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др., групповые теоретические и практические занятия, индивидуальная работа с обучающимися.

Все программы составлены с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка  и его способностей. При составлении  программ учитывается то, что итогом работы большинства творческих объединений являются концерты, спектакли, выставки, смотры-конкурсы, фестивали, спортивные соревнования.

Программы Центра развития творчества «Изумруд» развивают  творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности, национальной ценности.

Программы художественно  – эстетической и культурологической направленности отражают общие культурные интересы учащихся. Данные программы формируют знания по усвоению языка, народной  художественной культуры, этики и этикета.

Программы физкультурно-спортивной направленности способствуют духовно-нравственному  и физическому развитию личности, раскрытию через физические нагрузки индивидуальных особенностей организма, направлены на формирование здорового образа жизни.

Все программы несут  в себе функцию формирования творческого  потенциала детей и воспитание духовно-нравственной личности через весь комплекс знаний, умений, навыков в области народной художественной культуры.

Педагогический коллектив Центра развития творчества «Изумруд» активно работает над темой «Духовно-нравственное развитие личности в условиях учреждения дополнительного образования детей», она является приоритетным направлением образовательно-воспитательной работы с детьми и основывается на изучении народной художественной культуры. Организация учебно-воспитательного процесса направлена на раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям через организацию народных праздников, обычаев, обрядов русского народа. Занимаясь в творческих объединениях декоративно-прикладного искусства: «Изо и лепка»,  «Мягкая игрушка»,  «Аппликация соломкой»,  «Декоративная роспись», «Художественное вязание», «Художественная обработка древесины»,  «Умелые руки» дети знакомятся с истоками народного творчества, творят прекрасное, красивое, а красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность.

Воспитание нравственной позиции, ценностных ориентаций, духовности личности осуществляется в ходе реализации программ клуба народной культуры «Скоморошьи  потехи».

Идея создания Клуба  народной культуры «Скоморошьи потехи»  возникла в результате осознания необходимости приобщения детей к обрядам и обычаям русского народа. Перед педагогами стояла цель ознакомить детей с сокровищами народной художественной культуры посредством изучения народных обычаев, традиций, праздников. Изучение русской культуры в Клубе ведется через совместную работу педагогов, воспитанников и родителей.

В Клубе народной культуры «Скоморошьи потехи» - созданы условия  для освоения детьми и подростками  традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию ее через изучение народных праздников, традиционного знания природы родного края, родной речи, обычаев, обрядов, семейной этики и поэтического народного творчества.

Цель деятельности Клуба  народной культуры» «Скоморошьи потехи» достигается решением следующих задач:

1.    Изучение  русской культуры через сохранение  народных традиций.

2. Воспитание сознательного  интереса к народным обрядам  и        праздникам.                                                                               

3.  Воспитание нравственности, культуры поведения и культуры  общения.

4.  Развитие творческих  способностей воспитанников.

5.  Формирование у  детей потребности в здоровом  образе жизни.

6.  Воспитание любви  к родному краю и его истории.

Программа объединяет несколько  направлений, которые предполагают формирование      нравственной      культуры,      эстетической      культуры, этнографической   культуры,   а   также   формирование   культуры   досуга подрастающего  поколения.

 В Клубе народной культуры «Скоморошьи потехи» у детей воспитывается ответственность перед собой и другими людьми за свою деятельность в социальной и культурной среде. Происходит формирование личности, обладающей чувством гордости за свою страну, свой народ. Воспитанники Клуба занимаются возрождением многих народных традиций. У детей формируется устойчивый интерес к обычаям народа, к историческому и культурному наследию Орловщины. Дети осознают себя как личность, учатся общаться в социальной среде, имеют возможность представить результаты своего творчества, своей деятельности перед сверстниками, родителями и страшим поколением.

Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе Центра развития творчества «Изумруд». В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования. Отзывы родителей о Центре развития творчества «Изумруд», анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации с детьми.

С первых дней пребывания детей в коллективе педагоги стараются  поддержать атмосферу успешного  сотрудничества, радости и тепла, создание «ситуации успеха» каждому ребенку, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности.

На наш взгляд, такая  целенаправленная деятельность педагогов  по формированию ориентации на успех  не может не сказаться на личностном развитии детей.

Ценностные приоритеты деятельности Центра развития творчества «Изумруд»:

  • Ребёнок как субъект своего развития и главная цель всех видов образовательной деятельности.
  • Творчество как главный механизм вхождения ребёнка в пространство культуры и освоения культурно-исторического опыта человечества.
  • Досуг – как активная сфера самовоспитания детей, которая формирует и реализует потребности личности.

За счёт освоения окружающей среды и построения ценностно - информационных коммуникаций Центр пополняет свой воспитательный потенциал через взаимодействие с воспитательной системой школы №45 (программа: «Дом, который построим мы») и воспитательной системой детского сада №31, а также заключая договоры о совместной деятельности со школами района №№ 5, 18, 37, Центром социального обслуживания населения, создавая более благоприятные условия для развития каждого воспитанника, расширяя рамки педагогического влияния на него.

Основные принципы проведения воспитательной работы с детьми являются содружество и сотворчество, индивидуализация и коллективизм, природосообразность, гуманизация и эстетическая направленность, социальная адекватность и социальное закаливание детей, системность.

Рассмотрев деятельность центра развития творчества «Изумруд», можно отметить, что его деятельность направлена на формирование духовно-нравственных качеств личности, развитии творческих способностей, приобщении к народной художественной культуре. Образовательные программы Центра развития творчества  основаны на трехуровневой системе, что позволяет осуществлять постепенный переход  от выявления интересов и способностей воспитанников к  творческой деятельности. При реализации образовательных программ используются разнообразные педагогические технологии, приемы и формы занятий с учетом деятельностного подхода:

  • метод проектной деятельности;
  • технологии игрового обучения;
  • воспитания духовной культуры личности;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии саморазвития, личностно-ориентированного, проблемного обучения;
  • групповые теоретические и практические занятия, индивидуальная работа с обучающимися.

Все программы составляются с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей.

 

 

 

 

2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе

Основа успеха любой  коллективной деятельности – это  отношение сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.

Морально-психологический климат в творческом коллективе – это разновидность группового психического состояния, характеризующегося степенью удовлетворенности членов группы соблюдением в ней моральных норм, уровнем нравственности и культуры.

Структура взаимоотношений в творческом коллективе складывается из структуры отношений по  поводу творчества и структуры внепроизводственных отношений. Ученые эти структуры называют формальной и неформальной организацией коллектива. Термином «формальная» подчеркивается, что производственные отношения обычно зафиксированы в различных документах. Внепроизводственные личные отношения нигде не фиксируются и подвержены более значительным изменениям.

Формальная структура  коллектива фиксирует разделение труда, квалификацию, обязанности людей. Неформальная структура определяется субъективными взаимоотношениями членов коллектива друг с другом. В нее входит структура, которая обусловлена личными чертами каждого человека – его характером, интересами, потребностями, способностями и талантами, жизненным опытом, возрастом и т.д.

При анализе нравственно-психологической  обстановки в творческом коллективе центра развития творчества «Изумруд» мы применили социометрический опрос членов коллектива. Этот метод помог изучить внутриколлективные и межколлективные связи и отношения.

 

На взаимоотношение  и поведение людей в трудовом коллективе отдела кадров, влияют три  комплекса взаимосвязанных факторов:

1. предписанные и привычные  для данного производства шаблоны  делового поведения;

2. эмоции и чувства, возникающие в межличностных контактах;

3. знания людей об  условиях производства и самих  себе.

Эти факторы составляют основу в формировании производственной установки работников ОАО «Морозовсксельмаш», в частности отдела кадров – ее поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов. На уровне неформальной структуры главенствующую роль приобретают факторы, связанные с психическим состоянием участников, динамикой и уровнем их работоспособности, субъективным чувством усталости или творческого подъема.

Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе