Морально-психологический климат в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность  действий в стрессе, а также чувствительность к потенциальной опасности и  бесстрашие.

Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве защиты группы, в организации групповых действий, в атакующих действия, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после поражений.

В структуре управленческих способностей ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликта) и оказания поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.

Высокая личная активность лидера включает широкий набор частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.

Благоприятный морально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный морально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Морально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Благоприятный морально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование морально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива.

Формирование хорошего морально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на морально-психологический климат коллектива.

Таким образом, морально-психологический климат коллектива – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Морально-психологический  климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимно испытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др.

Основными показателями морально-психологического климата  трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность.

 

1.2. Условия и факторы формирования благоприятного

морально-психологического климата в творческом коллективе

Нормальный психологический  климат можно отнести к главным  условиям трудовой деятельности любого коллектива. Людям совершенно небезразлично, с кем рядом идут они по жизни долгие годы. Многие предпочитают большой заработной плате, высокой должности психологический комфорт, который имеют от общения с симпатичными людьми во время труда, так как  от психологического климата зависит и настроение, и успех в труде, и здоровье. В коллективе человек чувствует себя увереннее, духовно обогащается. Здесь полнее и ярче проявляются его дарования и инициатива.

Но характер отношений  между людьми сам по себе не создаются, он зависит от многих слагаемых10:

    • уровня требовательности;
    • степени заботы о работниках;
    • подбора руководящих кадров;
    • сложившихся традиций.

Выделяют 4 разновидности  морально-психологического климата:

      1. пассивно-личностный;
      2. активно-личностный;
      3. активно-безличный;
      4. пассивно-безличный.

К первому можно отнести  коллектив, в котором каждый работник ощущает заботливое отношение к  себе, не испытывает давление со стороны  органов управления. Здесь высоко ценится стаж, опыт, бережно относятся  к старым работникам, традициям, стараются ничего не менять. Несмотря на привлекательность такого климата, его гуманность, организация теряет активных молодых людей, которые не хотят ждать освобождения вакансий. Остаются те, кто удовлетворяет свои цели, к сожалению, не всегда совпадающие с целью организации, учреждения.

При активно-личностном климате привилегии в работе, забота принадлежат перспективным сотрудникам, чьи цели совпадают с целью организации. На таких работниках обращают серьезное внимание, помогают их росту и продвижению по службе. Если человек не справляется с заданием, выясняют причины и создают необходимые условия для работы.

Если все-таки работник на оправдал доверия, его не оскорбляют, ен унижают, а тактично перемещают  на ту работу, которая ему по силам, возможно, и за пределами организации. Этот вид морально-психологического климата привлекателен тем, что обеспечивает максимальную активность работника, заинтересованность в качестве труда, создает условия для интеллектуального роста и исключает деградацию. Далеко не всем он подходит, при нем осуществляется своеобразная селекция людей по деловым качествам.

Активно-безличный  климат. Здесь к сотруднику применяют жесткие требования. Организация не скупится на вознаграждение. Однако административная структура очень жесткая. Человек порой, не знает, откуда пришел приказ, решение о нем. О человеке судят издали, с ним его проблемы не обсуждают. Обратной связи с высшими инстанциями нет. Люди живут в постоянной тревоге, опасаясь друг друга, не знают, откуда придет компрометирующий их материал.

Пассивно-безличный  климат характеризуется тем, что управленческое воздействие на коллектив распространяется лишь по самым общим вопросам. До личности сотрудников никому нет дела. Если кто-то проявляет активность, это мало сказывается на его положении, росте. Никто не думает о его перспективе. Каждое подразделение живет своей жизнью. Такой климат возможен лишь в крупных организациях, когда между руководителем и подчиненными, рядовыми работниками несколько звеньев. Получается так, что человек работает в большом окружении людей, а непосредственного контакта у него с людьми почти нет, как в большом городе. Здесь вся надежда на свои силы, на умение самостоятельно ориентироваться в деловом водовороте.

С точки зрения экономики привлекательным можно считать второй – активно-личностный климат. Он соответствует цели организации, обеспечивает эффективную работу и гуманность.

Что же обуславливает развитие морально – психологического климата коллектива? В литературе по психологии выделяют пять таких факторов:

  1. Межличностные отношения, в т. ч. с руководителем
  2. Стиль руководства
  3. Воздействие физической среды (санитарно-гигиенические условия, средства технической эстетики)
  4. Организация труда
  5. Система стимулирования

Не претендуя на всеобъемлющий охват возможных детерминантов психологического климата коллектива, подчеркнём лишь некоторые из них, представляющие наиболее значимыми: во-первых, экономических (например, заработная плата), во – вторых, социальные (т.е. связанные с комплексом составляющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильём и его расположение, наличием транспортных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учреждениями, предприятиями торговли и культурно – бытового обслуживания и т.д.) в-третьих, производственно гигиенические (в том числе окраска рабочих помещений, степень их зашумлённости, загрязнённости воздуха и т.д.), в–четвёртых, социально – психологические (связанные с фактором группы, коллектива и порождаемые социумом феноменами), в–пятых, личностные, связанные с особенностями поведения отдельных членов коллектива. Из всего многообразия феноменов, наблюдаемых в коллективе, руководство, пожалуй, в наибольшей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии (удовлетворенности) людей11.

Морально – психологический  климат – это интегральный параметр жизнедеятельности коллектива, включающий в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты. Климат коллектива составляет качественную сторону  межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Психологами установлено, что между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь12.

В психологической литературе выделяются составляющие морально-психологического климата в коллективе:

1.         совместимость

1.1.     психофизическая

1.1.1.  тип темперамента

1.1.2. различная выносливость, различие навыков и умений, а  также разное отношение к работе

1.2.  социально –  психологическая совместимость  (особенности личности, психомоторные,  эмоционально – волевые, различия  восприятия, внимания, мышления)

1.2.1. особенности характера – характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми, т.е. черты характера как бы дополняют друг друга

2.     сработанность  (показывает максимально возможную  успешность в совместной работе  про минимальных энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне значительной удовлетворительности совместной работой и высокого взаимодействия

3.  групповая сплочённость  – упорядоченность, согласованность  и устойчивость внутригрупповых  межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы.

Содержательные моменты  единения группы:

3.1     Эмоциональная  привлекательность

3.2.   Ценностно –  ориентированное единство

3.2.1 Ценностно – ориентирование

3.2.2.Цели

3.3.  Устойчивость коллектива к деструктивным, т.е. разрушающим воздействиям

4.  Направленность  – проявляется в выбранных  целях, но и в подчинении  этим взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистских  взаимоотношений в коллективе  в деловой и личной сферах общения

5. Коллективистическая  самоорганизованность, т.е. способность  коллектива к самостоятельному  принятию и реализации решений,  направленных на достижение коллективных  целей и защиту интересов коллектива.

Последний показатель характеризует  развитие самоуправления в коллективе, т.е. самостоятельное распределение обязанностей между членами коллектива, определение путей и средств достижения целей, взаимный контроль исполнения.

Решающую  роль в создании морально-психологического климата  принадлежит руководителям. Каждый из них оригинален как личность, является представителем определенного типа личности, но вместе с тем  в своей деятельности представляет тот или иной тип руководства.

Факторы формирования морально-психологического климата.

На формирование морально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе