Морально-психологический климат в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)
  1. Руководителю трудового коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного морально-психологического климата в коллективе необходимо постоянно ориентироваться на развитие своих личных качеств, отвечающих конкретным требованиям, предъявляемым характером выполняемой деятельности.

           В связи с этим целесообразно  систематически проводить исследование  личностных качеств руководителя. Это выявит временную динамику  качеств и диапазон их колебаний,  а также позволит знать мнение членов коллектива по этому вопросу.

  1. При изучении личностных качеств руководителя с целью нахождения тех из них, которые являются определяющими для успешной деятельности по формированию позитивного морально-психологического климата рекомендуется проводить оценку качеств в трех измерениях:

а/ перечень конкретных требований, которые работа предъявляет к  руководителю;

б/  самооценка руководителя;

в/ внешняя оценка руководителя со стороны подчиненных, сослуживцев, а также сопоставление и анализ полученных данных.

  1. В целях дальнейшего развития и укрепления морально-психологического климата в коллективе необходимо продолжить работу по «профилактике радостью», то есть умению радоваться через разнообразие впечатлений, хобби, репродуктивное и продуктивное общение с музыкой, общение с природой, «мышечную радость».
  2. Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения /кабинетно-домашнюю релаксацию/, который включает в себя строгое выполнение режима дня, осуществление компенсации двигательной недостаточности, проведение сенсорного переключения, использование успокоительных средств /водные процедуры, дыхательная гимнастика/.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования нами были достигнуты все поставленные цели и задачи, что позволяет сделать следующие выводы.

 

Список использованной литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева – М.: Аспект Пресс, 2007. – 34 с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – М.: ЮНИТИ, 2006. - 132с.
  3. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль,1983. – 207с.
  4. Большаков, А.С. Менеджмент. Стратегия успеха. / А.С. Большаков - СПб.-Изд. Дом «Литера»,2004.- 224с.
  5. Берн Э.Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Изд-во «Литур».,2001. – 320с.
  6. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник. / Г.В. Бороздина - М.: ИНФРА-М, 2004. - 295 с.
  7. Выханский О.С. Менеджмент. / О.С. Выханский, а.И. Наумов – М.: Гардарика, 2000.
  8. Гольцов, Г.Г. Деловое общение / Г.Г. Гольцов, А.С. Ковальчук – Орел: НПЦ, 2007. – 128с.
  9. Гришина, Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  10. Гришина, Н. В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2004.-  464с.
  11. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 211с.
  12. Зозуль, В.А. Психологические особенности авторитета подчиненного в управленческой деятельности органов внутренних дел: Автореферат. дис. канд. психол. наук / В.А.Зозуль. – М.,1979.С-70-77
  13. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. / А.А. Ерщов – Л., КНОРУС 2003.
  14. Кибанов, А.Я Основы управления персоналом. / А.Я. Кибанов - Инфра-М, 2006 - 59 с.
  15. Крылова, А.А. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. / А.А. Крылов, Ю.В. Прушинский – М., 2002.
  16. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. / А.Г. Ковалев – М., 1999.
  17. Куртикова, Н.А. Психология и социология управления / Н.А. Куртикова -2007. – С.48-65
  18. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская – М.,2005- 35с.
  19. Левитов, Н.Д. К психологии формирования авторитета руководителя Педагогика. / Н.Д. Левитов - 2004.№1-2.С-43
  20. Маклаков, А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. / А.Г. Маклаков  - 2008 – 89с.
  21. Маренков, Н. Управление персоналом организации. / Н. Маренков 2005- 48с.
  22. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. / В.Н. Машков – Спб.: Речь, 2005. – 304 с.
  23. Менеджмент. Учебник / под ред. д.э.н. проф. В.В. Томилова М.: Юрайт, 2003. – 591 с.
  24. Мескон, М.Х. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Экономика, 1992. – 658 с.
  25. Общий и специальный менеджмент. Учебник / под ред. д.э.н. проф. Галоненко А.А. – М.: РАГС, 2002. – 568 с.
  26. Омаров А.М. Руководитель: Размышления о стиле управления. / А.М. Омаров – М.: Экономика, 1987. – 187 с.
  27. Основы менеджмента. Учебник / под ред. проф. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2003. – 376 с.
  28. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива./ А.В. Петровский - М.,1987.- 56с.
  29. Платонов, Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект/Ю.П. Платонов – М., ИНФРА 2006. -181 с.
  30. Поршнев, А.Г. Управление организацией. / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина - М.: Инфра - М, 2007. – 736с.
  31. Пошерстник, Н.В. Кадры предприятия: практ. пособие / Н.В. Пошерстник – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – с.10-12.
  32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2006.
  33. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2-х т. – М: Владос, 2003. – Т. 2. – 248 с.
  34. Психология и этика делового общения: учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 415с.
  35. Ромашкин, О.В.Психология и социология управления. / О.В. Ромашкин. - 2002.С-148-150.
  36. Столяренко, А. М. Психология менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. / А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 127 с.
  37. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко – М.: Изд-во «Феникс», 1997- 736с.
  38. Творогова, Н.Д. Психология управления / Н.Д. Творогова – М,  2008.С-23-26
  39. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Лань,  2001.- 384 с.
  40. Шикун, А.Ф. Управленческая психология. / А.Ф. Шикун, И.М. Филинова. - М.: Аспект Пресс -  2005 – 336с.
  41. Уколов, В.Ф. Менеджмент в сфере услуг / В.Ф. Уколов.-М.: Просвещение, 1995.- 409 с.
  42. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский - М., 1980.- 206 с.
  43. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА_М, 2008. – 736с.
  44. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» «Управление персоналом» // Шлендер П.Э. и др.; под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2005. – 320с.
  45. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 560с.
  46. Устюжанин, А.П. Социально-психологические аспекты управления коллективом. / А.П. Устюжанин, Ю.А. Утюмов – М.: Академия, 1993 – 356 с.
  47. Уткин, Э.А. Курс менеджмента. / Э.А. Уткин – М.: Зерцало, 2001. - 448 с.
  48. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент / В.М. Цветаев. – М.: Простпект, 2004. – 231с.   
  49. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учебное пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. М.: МГУКИ, 2003. - 382 с.
  50. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова – М.: КНОРУС, 2007. – 324 с.

 

 

Приложение 

АНКЕТА

 

В нашем коллективе проводится изучение состояния морально-психологического климата. Просим Вас принять участие в этом и ответить на вопросы анкеты. Фамилию указывать не нужно, так как интерес представляет прежде всего общая картина в коллективе. Отметьте номера тех ответов, с которыми Вы согласны. Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа!

Благодарим Вас за участие.

 

  1. Какова по-Вашему мнению значимость психологического климата при оценке работы коллектива?

а/ очень важен, его  обязательно надо учитывать

б/ важен, но на первый план его ставить не нужно

в/ не нужно придавать  ему серьезного значения

  1. Оцените влияние общей психологической атмосферы в коллективе на Вашу работу

а/ благоприятствует успешной работе

б/ не оказывает успешного  влияния

в/ действует неблагоприятно

    1. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены
 

Вполне удовлетворен

Отчасти удовлетворен

Не удовлетворен

а/ в целом своей  работой

а

б

в

б/ отношениями с коллегами

а

б

в

в/ отношениями с руководителем

а

б

в

г/ общей психологической  атмосферой в коллективе

а

б

в


4. Оцените, в какой  степени развиты в коллективе  перечисленные качества

 

Развиты хорошо

Средне развиты

Слабо развиты

а/ уважение друг к другу

а

б

в

б/ взаимная требовательность

а

б

в

в/ добросовестное отношение  к работе

а

б

в

г/ дисциплинированность

а

б

в

д/ сплоченность в совместном отдыхе

а

б

в

е/ взаимопомощь

а

б

в

ж/ чуткость и внимательное отношение друг к другу

а

б

в


 

    1.  Бывают ли у членов Вашего коллектива конфликты

а/ с администрацией

б/ с коллегами по работе

в/ конфликты отсутствуют

 

6.  Обратите внимание  на приведенную ниже шкалу.  Цифра 9 характеризует коллектив,  который Вам очень нравится, а  цифра 1 – очень не нравится. В какую клетку Вы поместите  Ваш коллектив?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 

 

    1.   Если у Вас есть друзья, то где они работают?

а/   в вашем коллективе

б/   в другом учреждении

в/   не работают

    1. Считаете ли Вы, что атмосфера деловых и личных качеств в центре

а/ самая лучшая

б/ хорошая

в/ как в других коллективах

г/ плохая

д/ гораздо хуже, чем  в других

  1. Какое отношение к членам коллектива наиболее характерно для Вашего руководителя

а/ доброжелательное и  уважительное независимо от трудовых успехов и дисциплины

б/  доброжелательное и уважительное только к тем, кто  хорошо работает и не нарушает дисциплины

в/  отношение к работникам неустойчивое, зависит от настроения

г/  безразличное ко всем

д/  ко всем предвзято, без доверия, часто недоброжелательно

  1. Какие причины, на Ваш взгляд, наиболее сильно влияют на психологический климат в коллективе (можно отметить 2-3 причины)

а/ обстановка в стране

б/ условия труда

в/ оплата труда

г/ организация работы

д/ компетентность непосредственного  руководителя

е/ уровень культуры работников

ж/ умение общаться друг с другом

 

  1. Какими основными качествами/деловыми, личностными/ должен, по-Вашему, обладать руководитель? Укажите 3-5 качеств в порядке убывания их ценности для Вас.

 

  1. Устраивает ли Вас та степень самостоятельности, которая предоставляется Вам в процессе работы?

а/ да, при необходимости  я могу принимать самостоятельные  решения

б/ моя работа устоявшаяся и необходимости в неожиданных действиях не возникает

в/ действовать  самостоятельно удается не всегда, слишком много интересов бывает задето

г/ проявлять самостоятельность  у нас трудно – можно встретить  непонимание

д/ за нас все решает руководство, мы только исполнители

  1. Что наиболее отрицательно сказывается на Вашем настроении и работоспособности ?

а/ недостатки в организации  труда

б/ чувство, что размер получаемой з/платы не соответствует  той, которую следовало бы получать за свой труд

в/ низкая доля творческого труда

г/ несложившиеся отношения  с администрацией

д/ чувство неуверенности  в своем положении

е/ не очень хорошие  отношения в коллективе

ж/ социальная неустроенность /проблемы жилья, отдыха/

з/ затрудняюсь ответить

и/ Ваш вариант ответа

 

    1. Ваши пожелания по улучшению климата ЦЗН

 

Спасибо!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

Свойства психологического климата  А

Оценка

Свойства психологического климата  Б

1

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3210123

Преобладает подавленное настроение

2

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3210123

Конфликтность в отношениях, антипатия

3

В отношениях между группировками  внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

3210123

Группировки конфликтуют межу собой

4

Членам группы нравится вместе проводить  время, участвовать в совместной деятельности

3210123

Проявляют к более тесному общению  безразличие, выражают отрицательное  отношение к совместной деятельности

5

Успехи или неудачи товарищей  вызывают сопереживание, искреннее  участие всех членов группы

3210123

Успехи или неудачи товарищей  оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6

С уважением относятся к мнению других

3210123

Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

7

Достижения и неудачи группы переживаются как собственные

3210123

Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов

8

В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного"

3210123

В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения

9

Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

3210123

К похвалам и поощрениям группы относятся  равнодушно

10

Группа активна, полна энергии

3210123

Группа инертна, пассивна

11

Участливо и доброжелательно относятся  к новичкам, помогают им освоится в  коллективе

3210123

Новички чувствую себя чужими, к ним  часто проявляют враждебность

12

В группе существует справедливое отношение  ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3210123

Группа заметно разделяется  на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к  слабым

13

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

3210123

Группу невозможно поднять  на совместное дело, каждый думает о своих интересах


 

1 Куртикова, Н.А. Психология и социология управления / Н.А. Куртикова -2007. – С.48

2 Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. –  М. : Экономика, 1994. – С. 237-250.

3 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2007. – с.9-11

4 Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией. М.: Инфра - М, 2007. С-336.

5 Маренков Н. Управление персоналом организации. – М.,  2005.С.48

6 Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль,1983. С-207.

7 Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С-95

8 Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 124 с.

9 Столяренко А. М, Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С.99.

10 Гольцов, Г.Г. Деловое общение / Г.Г. Гольцов, А.С. Ковальчук – Орел: НПЦ, 2007. – с.27

11 Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель… М., Дело, 1993. – с.214

12 Шикун А.Ф. Основы гигиены и организации труда и быта студентов /слушателей/. Калинин, 1990. – с.41-42


Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе