Морально-психологический климат в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

  1. объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.
  2. субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

 Благоприятный климат  переживается каждым человеком  как состояние удовлетворенности  отношениями с товарищами по  работе, руководителями, своей работой,  ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как  неудовлетворенность взаимоотношениями  в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Показатели морально-психологического климата.

Морально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние морально-психологического климата.

Характеристики   благоприятного социально-психологического климата:

  1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения психологического климата в группе используются определенные приемы, направленные на:

  1. определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе;
  2. определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;
  3. определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  4. коррекция формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера);
  5. социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Итак, можно сделать  вывод, что морально-психологический климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – руководителей и членов коллектива.

Условиями формирования благоприятного психологического климата  в коллективе являются:

  • социально-экономическая среда (способы производства, распределения и потребления материальных ценностей, система материального поощрения);
  • социально-производственная среда (уровень автоматизации, дисциплины и охраны труда, уровень организации труда и управления);
  • социально-общеобразовательная среда (квалификационно-образовательный уровень коллектива, уровень общего и специального образования, творческого и интеллектуального потенциала работников);
  • социально-культурная среда (уровень технической эстетики и культуры производства, уровень  физического и духовного развития коллектива).

Климат в коллективе определяется многими факторами, важнейшими из которых являются два:

  1. Рабочая ситуация в коллективах, включая комплекс организационных, технических и санитарно – гигиенических элементов и др.
  2. Морально – психологический фактор, т.е. комплекс групповых явлений и процессов, происходящих в отделах, коллективе в целом.

 

Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципальном образовательном  учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»

2.1. Деятельность  Центра развития творчества детей  и юношества «Изумруд» Северного  района г. Орла

Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд» - муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования детей и юношества. На базе Центра развития творчества «Изумруд» работают два филиала: «Дружба» и «Искорка». В Центре развития творчества занимаются 900 воспитанников, работают 19 педагогов дополнительного образования. Учреждение дополнительного образования «Изумруд» действует на основании устава (см. Приложение 1.)

Центр развития творчества «Изумруд» - открытая образовательная система, работающая с детьми (от 6 до 18 лет) по четырем направлениям: художественно - эстетическому, спортивно - техническому, физкультурно - спортивному, культурологическому.

Деятельность Центра развития творчества направлена на выполнение поставленных целей и задач, исходящих  из Концепции модернизации российского  образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, возможностей системы дополнительного образования, Программы развития Центра развития творчества и в рамках темы деятельности педагогического коллектива – духовно-нравственное развитие личности в условиях учреждения дополнительного образования.

Целью центра развития творчества «Изумруд» является активное творческое развитие и саморазвитие личности, способной к деятельному позитивному  преобразованию себя и мира вокруг.

Задачи образовательной  работы Центра развития творчества «Изумруд» состоят в формировании духовно - нравственных качеств личности, развитии творческих способностей, приобщении к сокровищам  народной художественной культуры, воспитании любви к своему Отечеству, своей «малой Родине».

Основная идея программы  развития духовно - нравственных качеств  личности средствами народной художественной культуры в Центре развития творчества  «Изумруд» заключается в  -  творческом самовыражении.

Ценности, на которые  опираются в воспитательной работе педагоги - нравственно-гуманитарные: красота, добро, искусство, культура, истина, земля, человек, природа, семья, Отечество.

В Центре развития творчества  ребенок имеет право на свободу  выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога, самостоятелен в осуществлении конкретного дела, которое каждый выбирает сам. В творческих объединениях Центра развития творчества  детям предоставляется полная свобода, поскольку дополнительное образование по своей сути – инновационная сфера.

Проектирование развивающей  образовательной среды в Центре развития творчества «Изумруд» базируется на  изучении народной художественной культуры с точки зрения гуманистического и культурологического подхода, которые предполагают создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры.

Основные принципы организации  развивающей образовательной среды  Центра развития творчества «Изумруд» воплощены в:

  • открытости как  в процессе образования, обращенного как к достижениям мировой и отечественной народной  художественной культуры, так и  самой организации взаимодействия внутри Центра развития творчества  «Изумруд» и с социальной средой;
  • вариативности, обеспечивающей выбор индивидуального развивающего маршрута, разработку различных вариантов образовательных программ, дифференцированных в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей;
  • адаптивности, предусматривающей такое взаимодействие участников образовательного процесса, при котором согласовываются требования и ожидания всех его участников;
  • партнерстве, предполагающем формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса и развития взаимодействия Центра развития творчества «Изумруд» и окружающего социума.

Педагоги Центра развития творчества осознают, что в современных  условиях возникает необходимость  не в дисциплинированном исполнителе, а в творческом человеке, способном к самообразованию и непрерывному личностному росту. Поэтому в воспитательной системе Центра развития творчества задачи помощи воспитанникам в личностном и профессиональном самоопределении являются базовыми.

Развивающая образовательная среда Центра развития творчества «Изумруд» – это совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и самоопределение детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения. Это среда заботы, интереса, деятельности, творчества. Воспитательный потенциал развивающей среды определяется существованием и развитием общности взрослых и детей на принципах равенства и взаимного уважения.

Воспитательное пространство Центра развития творчества «Изумруд» – это результат созидательной и интегрирующей совместной деятельности участников воспитательного процесса. Образовательный процесс мы проектируем так, чтобы он во всех своих аспектах соответствовал потребностям ребенка. Системообразующей деятельностью учреждения является изучение народной художественной культуры.

Системообразующая деятельность в Центре развития творчества «Изумруд»  организуется одновременно на трех уровнях:

  • первичный коллектив – детское объединение;
  • воспитательное пространство Центра развития творчества;
  • воспитательное пространство города, области.

В содержании деятельности Центра развития творчества «Изумруд»  выделяются пять основных, тесно взаимосвязанных  направлений:

  • образовательная деятельность – мотивация познания в освоении мира через народную художественную культуру;
  • творческая деятельность – мотивация творческой поисковой, исследовательской проектной деятельности;
  • социально-ориентированная деятельность – мотивация самосознания;
  • культурно-развивающий досуг – мотивация эмоционально-ценностных отношений.

Учебный план Центра развития творчества «Изумруд» позволяет  в ходе образовательного процесса качественно  решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно  учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.

Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе