Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование морально-психологического климата в творческом коллективе, обозначить основы его формирования и нормализации.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулируем следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе.
2. Проанализировать морально-психологический климат в коллективе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд».
3. Наметить пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Введение ………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в творческом коллективе…….……………………………………………9
1.1.Понятие морально-психологического климата, его структура….9
1.2. Условия и факторы формирования благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ морально-психологического климата в творческом коллективе на примере Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд»
2.1. Деятельность Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
2.2. Оценка нравственно-психологической обстановки в творческом коллективе
2.3. Пути нормализации благоприятной атмосферы в коллективе Центра развития творчества детей и юношества «Изумруд» Северного района г. Орла
Заключение…………………………………………………………………..81
Список использованной литературы……………………………………….83
Приложение …………………………………………………………………87
Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:
Благоприятный климат
переживается каждым человеком
как состояние
Неблагоприятный климат
индивидуально переживается как
неудовлетворенность
Показатели морально-
Морально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние морально-психологического климата.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Характеристики
Для изучения психологического климата в группе используются определенные приемы, направленные на:
Итак, можно сделать вывод, что морально-психологический климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – руководителей и членов коллектива.
Условиями формирования благоприятного психологического климата в коллективе являются:
Климат в коллективе определяется многими факторами, важнейшими из которых являются два:
Глава 2. Анализ морально-психологического
климата в творческом коллективе
на примере Муниципальном
2.1. Деятельность
Центра развития творчества
Центр развития творчества детей и юношества «Изумруд» - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей и юношества. На базе Центра развития творчества «Изумруд» работают два филиала: «Дружба» и «Искорка». В Центре развития творчества занимаются 900 воспитанников, работают 19 педагогов дополнительного образования. Учреждение дополнительного образования «Изумруд» действует на основании устава (см. Приложение 1.)
Центр развития творчества «Изумруд» - открытая образовательная система, работающая с детьми (от 6 до 18 лет) по четырем направлениям: художественно - эстетическому, спортивно - техническому, физкультурно - спортивному, культурологическому.
Деятельность Центра развития творчества направлена на выполнение поставленных целей и задач, исходящих из Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, возможностей системы дополнительного образования, Программы развития Центра развития творчества и в рамках темы деятельности педагогического коллектива – духовно-нравственное развитие личности в условиях учреждения дополнительного образования.
Целью центра развития творчества
«Изумруд» является активное творческое
развитие и саморазвитие личности,
способной к деятельному
Задачи образовательной работы Центра развития творчества «Изумруд» состоят в формировании духовно - нравственных качеств личности, развитии творческих способностей, приобщении к сокровищам народной художественной культуры, воспитании любви к своему Отечеству, своей «малой Родине».
Основная идея программы развития духовно - нравственных качеств личности средствами народной художественной культуры в Центре развития творчества «Изумруд» заключается в - творческом самовыражении.
Ценности, на которые опираются в воспитательной работе педагоги - нравственно-гуманитарные: красота, добро, искусство, культура, истина, земля, человек, природа, семья, Отечество.
В Центре развития творчества ребенок имеет право на свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога, самостоятелен в осуществлении конкретного дела, которое каждый выбирает сам. В творческих объединениях Центра развития творчества детям предоставляется полная свобода, поскольку дополнительное образование по своей сути – инновационная сфера.
Проектирование развивающей образовательной среды в Центре развития творчества «Изумруд» базируется на изучении народной художественной культуры с точки зрения гуманистического и культурологического подхода, которые предполагают создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры.
Основные принципы организации
развивающей образовательной
Педагоги Центра развития творчества осознают, что в современных условиях возникает необходимость не в дисциплинированном исполнителе, а в творческом человеке, способном к самообразованию и непрерывному личностному росту. Поэтому в воспитательной системе Центра развития творчества задачи помощи воспитанникам в личностном и профессиональном самоопределении являются базовыми.
Развивающая образовательная среда Центра развития творчества «Изумруд» – это совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и самоопределение детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения. Это среда заботы, интереса, деятельности, творчества. Воспитательный потенциал развивающей среды определяется существованием и развитием общности взрослых и детей на принципах равенства и взаимного уважения.
Воспитательное пространство Центра развития творчества «Изумруд» – это результат созидательной и интегрирующей совместной деятельности участников воспитательного процесса. Образовательный процесс мы проектируем так, чтобы он во всех своих аспектах соответствовал потребностям ребенка. Системообразующей деятельностью учреждения является изучение народной художественной культуры.
Системообразующая деятельность в Центре развития творчества «Изумруд» организуется одновременно на трех уровнях:
В содержании деятельности Центра развития творчества «Изумруд» выделяются пять основных, тесно взаимосвязанных направлений:
Учебный план Центра развития творчества «Изумруд» позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.
Информация о работе Морально-психологический климат в творческом коллективе