Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:52, дипломная работа
Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.
Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
2.1.4 Речевая моторика
2.1.5 Состояние звукопроизношения
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия) и ребенка 6 лет (задержка речевого развития).
2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и
Вывод
Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры
3.1 Отраженное повторение слов разной слоговой сложности
3.2 Упражнение " Назови предмет"
Заключение
Литература
Они под экспрессивной алалией понимают языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования.
Е.Ф. Соботович выделяет алалии
с преимущественными
По степени тяжести алалия может проявляться различно: от простой словесной неловкости до полного отсутствия речи. В одних случаях ребенок к 5-6 годам начинает говорить, в других - при отсутствии специального обучения - он совершенно не способен пользоваться разговорной речью.
По наличию у детей
нервно-психологических
1.4 Механизм моторной алалии
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы:
сенсомоторные;
психологические;
языковые
Сторонники сенсомоторной концепции связывают речевое недоразвитие с патологией сенсомоторных функций (слуховой, агнозией, апраксией). В соответствии с психологической концепцией при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.
Представители этих концепций
ставят процесс порождения речи в
зависимость от состояния различных
психических функций и
Сторонники языковых концепций связывают недоразвитие речи с несформированностью процесса восприятия и порождения речевых высказываний. При этом принимают во внимание своеобразие отношений между языковыми и неязыковыми механизмами. Именно в этих концепциях находят объяснения типичные для алалии языковые нарушения.
Дети с алалией, несмотря
на свойственные им расстройства вербальной
речи, воспроизводят основные виды
интонации и многие их оттенки; безошибочно
воспроизводят все или большую
часть звукоподражаний; чаще употребляют
автономно и совместно с
Таким образом, экспрессивная
алалия представляет собой частное
вербальное расстройство знакового
выражения в речевой
1.5 Определение моторной алалии
Наиболее распространенной формой алалии является алалия, связанная с нарушением речедвигательного анализатора.
"Моторная алалия - это
системное недоразвитие
Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах имеют свои особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые симптомы моторной алалии проявляются наиболее ярко.
Убедительных статистических данных о распространении алалии в настоящее время нет. Это объясняется тем, что разные авторы вкладывают в понятие экспрессивной алалии разное содержание и широко определяют ее границы. Но все же считается, что алалия наблюдается у 0,1% населения, причем у лиц мужского пола она встречается чаще. Кроме этого распространенность этого дефекта зависит и от возраста. Так у дошкольников страдающие алалией составляют 1,0%. Среди младшего школьного возраста - 0,6%, а в среднем и старшем школьном возрасте - 0,2%.
Для алалии характерно нарушение
всех подсистем языка: синтаксической,
морфологической, лексической и
фонематической. Аграмматизм, расстройства
поиска слов, трудности "выбора" фонем
и установления порядка их следования,
нарушения слоговой структуры слов
- это типичные проявления моторной
алалии. Кроме этого у многих детей
с алалией проявляются
Н.Н. Трауготт в статье " К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами" (cм [12]) отмечает, что развитие речи алалика происходит три этапа.
На первом - ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (бай-бай, ням-ням), широко использует мимику и жесты. Некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь как бы мимическими словами.
На втором этапе - слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти сильно искажены. Нередко появляется фраза из 2-3 слов, имеющая своеобразное построение: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место полной аграмматизм ("Коля пить молоко" Мальчик Миша паф я").
Такое своеобразие стиля объясняется тем, что ребенок, страдающий алалией перерастает свои речевые возможности: мысли 7-летнего, 11-13 летнего ребенка облачаются в словарь двухлетнего. На этом этапе часто сохраняются лепетные слова. Изредка встречаются слова, изобретенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет ("папу" - хлеб). Возможно расширение значения слов. Так, например, одно и то же слово "пить" обозначает чашку, действие. Напиток.
На третьем этапе развития речи алалик уже обладает довольно богатым запасом слов. Лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Агроммматизм сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном или пережитом, как вновь обнаруживается почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих условиях оживает мимика и появляется аграмматизм.
Н.Н. Трауггот подчеркивает, что не у всех детей алаликов речь проходит данные этапы. В одних случаях ребенок долго не начинает говорить, а затем речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной, в в других - первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной и ограниченной. Но общим для всех является следующее: на первый план выступает бедность словарного запаса, аграмматизм, искажение слов. Позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.
Таким образом, критериями для
определения экспрессивной
Задержка темпа нормального усвоения языка;
Патологическое развитие языка;
Наличие в разной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;
Сохранность слуха;
Удовлетворительное понимание обращенной речи.
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
У детей страдающих моторной
алалией отмечаются трудности в
формировании звуковых образов слов.
Владея достаточным пассивным
При алалии нарушается процесс актуализации слов по всем его признакам. Наиболее трудным для актуализации являются слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия, не несущие за собой конкретного зрительного представления. Это вызывает частые паузы, остановки в речи и широкое использование детьми мимики жестов.
Более всего при моторной
алалии страдает фразовая речь. В дошкольном
возрасте при систематической
Степень овладения ребенком речью зависят от тяжести дефекта. Разные уровни речевого развития выделила и описала Р.Е. Левина (cм [26]). На первом - втором уровнях речевого развития характерно отсутствие предикатов, использование интонационных и мимических средств общения. Понимание речи такого ребенка возможно при учете ситуации общения. На втором - третьем уровнях речевого развития речь ребенка становится понятной для окружающих, но она аграмматична. На третьем уровне речевого развития также имеет место дефицит языковых средств.
Дети с алалией чаще всего совершают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей, смешивают окончания падежей, затрудняются в склонении существительных с предлогами. Такие ошибки наблюдаются на более ранних этапах нормального речевого развития.
У детей с алалией отмечается ряд особенностей в усвоении родного языка, нехарактерных для нормального речевого развития. Так, дети заменяют окончания одного падежа окончаниями разных падежей. Такие замены имеют непостоянный характер.
Это подтверждает гипотезу о
несформированности при моторной алалии
динамического речевого стереотипа.
Со временем у детей формируется
определенный набор языковых единиц,
но они с трудом овладевают правилами
их использования. На всех этапах развития
речи дети испытывают специфические
трудности в автоматизации
При алалии слабо развито
чувство языка, которое в норме
возникает непроизвольно в
Недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности является причиной появления заикания при моторной алалии. Заикание может возникнуть при переходе к более сложным формам речевого общения - к связной речи. Заикание моторных алаликов бывает различным по характеру и силе и обнаруживается на разных этапах развития. В одних случаях заикание исчезает даже без специального логопедического воздействия, в других - оно становится стойким и иногда достигает такой силы, что делает ребенка практически немым.
Несформированность связной речи при моторной алалии связана с нарушением операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи. За этими отклонениями в развитии лежит нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга.
Из-за ограничение возможностей овладения системой языковых знаков и дефицита инвентаря языковых средств различных уровней при моторной алалии страдают номинативная и предикативная функции речи, а также регулирующая и когнитивная функции речи. То есть речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организация поведения и индивидуального развития. Недоразвитие речи у детей с алалией сочетается с несформированностью мотивации общения. Отсутствие стремления к общению связано с трудностями общения.
"Музыческие компоненты
речи - детей-алаликов - мелодия, ритм,
интонация - так же имеют некоторое
своеобразие. У одних - никаких
особенностей не отмечается, у
других - речь монотонна, мало
модулирована, невыразительна. В ряде
случаев нарушены ритм и темп
речи, неправильно ставится
Таким образом, ведущим в структуре речевого дефекта при моторной алалии являются языковые нарушения.
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
В структуре речевого дефекта при моторной алалии неречевые симптомы занимают значительное место.
Для детей с экспрессивной
алалией характерны нарушения внимания,
памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой
сферы и поведения. Кроме этого
наблюдается неврологическая
Память детей с моторной
алалией имеет следующие