Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
2.1.4 Речевая моторика
2.1.5 Состояние звукопроизношения
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия) и ребенка 6 лет (задержка речевого развития).
2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и
Вывод
Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры
3.1 Отраженное повторение слов разной слоговой сложности
3.2 Упражнение " Назови предмет"
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 86.36 Кб (Скачать файл)

 

Недоразвитие речи у детей  с моторной алалией приводит к  недоразвитию интеллекта. М.В. Богданов-Березовский (1909), Р.А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление нарушено первично и  в свою очередь это приводит к  недоразвитию языковой способности.

 

Другие исследователи (Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский) подчеркивают, что интеллект  у детей изменен вторично в  связи с состоянием речи. Но прямой зависимости между уровнем недоразвития языка и интеллекта не установлено.

 

У детей есть познавательный интерес, достаточно развита предметно-практическая и трудовая деятельность, но отмечается замедление темпа мыслительных процессов, несформированность понятий.

 

Дети не могут получить запас сведений, представлений в  процессе речевого общения, так как  для этого необходимы полноценные  языковые общения и опыт речевого мышления. Отставание в усвоении учебной  программы свидетельствует о  несформированности обобщений, планирующей  и регулирующей функций речи.

 

Пробелы в знаниях, примитивизм, конкретность мышления детей также  подтверждает вторичность задержки умственного развития. Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, работоспособности. По мере преодоления речевого недоразвития задержка умственного развития постепенно сглаживается.

 

Импульсивность, хаотичность  в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно - практической деятельности выражается в том, что  дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном  плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется  в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей. Но в  своей деятельности дети точно сохраняют  заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. Это говорит о  возможности достаточной социальной адаптации.

 

Неполноценность речи или  ее отсутствие при алалии оказывает  влияние на протекание психических  процессов, вызывая их своеобразие. Речь у детей с алалией не является ведущим средством познания окружающей действительности. Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности, выключает ребенка  из детского коллектива и с возрастом  все больше травмирует его психику.

 

Таким образом, состояние  речи у детей-алаликов зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой  среды, от психической активности, состояния  интеллекта и эмоционально-волевой  сферы.

 

 

1.8 Обследование речи детей,  страдающих алалией

 

Моторную алалию необходимо отграничивать от временных обратимых  состояний, то есть задержек речевого развития и других речевых нарушений.

 

Поэтому при обследовании необходимо учитывать факторы, которые  являются диагностирующими критериями.

 

Следует установить, как ребенок  вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера. Если есть, то в чем они  выражаются и как проявляются. Насколько  он критичен к своему состоянию и  есть ли у ребенка желание исправить  свою речь. Отметить возможности речевого и внеречевого общения, есть ли желание  общаться.

 

Следует выявить интересы ребенка к игрушкам, книгам, играм; Уточнить характер игровой и учебной  деятельности. Установить запас сведений и преставлений об окружающем.

 

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования.

 

При исследовании импрессивной речи обращается внимание на понимание  ребенком конкретных ситуаций, значений слов, обозначающих предметы и действия, понимание предложений различной  степени сложности. При этом дифференцируется объем понимания существительных  и глаголов. Для этой цели используются игрушки, предметные и простые сюжетные картинки.

 

При оценке экспрессивной  речи ребенку предлагают отвечать на простые вопросы, называть предмет  и действия, составлять предложения  разной степени сложности.

 

Специальными упражнениями в игровой форме исследуется  артикуляционная моторика. Кроме  этого уточняется состояние слуха, особенности гнозиса, праксиса, четкость латералиты, состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы, уровень  владения бытовыми навыками, самообслуживания, предметно-практической деятельности.

 

Таким образом обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами и родителями. Обследование не должно ограничиваться несколькими встречами. Наблюдения в ходе педагогической работы помогут внести ясность в оценку механизмов и симптоматику расстройства.

 

При установлении диагноза и  определение прогноза обращают внимание на следующие показатели. Он будет  лучше, если:

 

неязыковые расстройства выражены не грубо;

 

микросоциальная среда благоприятна;

 

есть потребность в  речи;

 

элементарно развиты синтагматические отношения в синтаксисе;

 

имеются предикативные слова;

 

медико-педагогическоеое воздействие  осуществляется на ранних этапах его  жизни.

 

При отрицательных показателях  прогноз бывает гораздо хуже.

1.9 Организация обучения  детей с алалией

 

Коррекционную работу с алаликами  надо начинать в дошкольном возрасте. Чем больше существует алалия, тем  сильнее нарушено развитие ребёнка. Поэтому чем раньше начата работа, тем скорее удаётся обучить ребёнка  речи. Объясняется это прежде всего тем, что чем моложе ребёнок, тем меньше замечает он свой дефект. Кругозор маленького ребёнка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, элементарнее по строению и беднее по словарю. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Вообще, дошкольный возраст, является особенно благоприятным периодом для развития речи.

 

Сказанное относится не только к алаликам с нормальным развитием  интеллекта, но и к тем случаям, когда алалия комбинируется с  олигофренией или задержкой психического развития. Работа с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие, требует  более длительных уроков. Отсутствие речи в подобных случаях отягчает интеллектуальный дефект.

 

Организация и методы работы с дошкольниками-алаликами различны. Так О.А. Хейкинен (cм [13]) проводит работу коллективно, небольшими группами, занимаясь с каждой группой приблизительно около часа ежедневно. Речевая работа проводится в форме различных методически подобранных игр и только для старших детей выделяется особое время для специальных логопедических занятий. Но, по мнению Н.Н. Трауготт (cм [13]), не говорящий ребёнок должен дольше находиться в коллективе, а работа по развитию речи может осуществляться в процессе обычных занятий для дошкольников. И только для старших детей и детей, страдающих тяжелыми формами алалии, организуются коллективные и индивидуальные логопедические занятия. Далее автор отмечает, что работа по развитию речи должна включать три основных раздела:

 

Развитие понимания речи.

 

Развитие самостоятельной  речи.

 

Отработка элементов звучащей речи.

 

Н.Н. Трауготт так характеризует  содержание каждого раздела:

 

"У моторного алалика отмечают хорошее состояние сенсорной речи. Но в его понимании обращённой речи всегда имеются незначительные дефекты сказываются в недостаточном богатом запасе слов, в неточном понимании оборотов речи, в неумении улавливать содержание сложных и трудных текстов".

 

Не говорящий ребенок  не имеет возможности спросить о  значении слов, уточнить его в процессе говорения. Дети-алалики не привыкли слушать, так как в семье с  ними обычно мало разговаривают. Этим объясняется неумение понимать длинные  тексты. Такие особенности в понимании  речи детьми-алаликами следует учитывать  в педагогическом процессе. Раздел по развитию самостоятельной речи является центральным звеном всей работы. Его  задача в обогащении словаря, развития навыков связной речи и правильной в грамматическом отношении речи.

 

Раздел работы над элементами речи включает три вида работы:

 

Постановка дыхания, необходимая  ввиду предрасположения алаликов к  развитию заикания и ввиду того, что расстройство дыхательной функции  затрудняет процесс воспитания речи.

 

Работа по постановке отсутствующих  звуков и коррекции произношения.

 

Упражнения в подражании элементам речи, так как улучшение  в подражании создает базу для  улучшения речи.

 

Работа по развитию речи должна пронизывать весь педагогический процесс. В играх, в быту, на занятиях нужно  пользоваться каждым благоприятным  моментом для обогащения словаря  ребенка и для стимуляции его  речи.

 

Н.Н. Тграуготт отмечает, что  первое, чему должен научить не говорящего ребенка педагог, это слушать  и понимать рассказы и сказки, соответствующие  его развитию и интересам. Дать ему  самую элементарную бытовую речь, улучшить произношение имеющихся звуков и поставить недостающие.

 

Работа должна идти параллельно  по всем трем разделам. Надо добиваться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта  цель будет достигнута, то большая  вероятность того, что алалик начнет учиться речи не только у педагогов, но и у окружающих, как это делает нормальный ребенок.

 

Начиная работу с моторным алаликом, педагог должен выяснить, чем он интересуется, к чему, призван, чего боится. Необходимо понаблюдать, пытается ли ребенок говорить и при каких условиях, что тормозит и что стимулирует его "высказывания". Пытаясь разговаривать с ребенком надо расспрашивать его о близком и интересном. Вопросы ставить так, чтобы на них можно было ответить хотя бы отрицательным или положительным кивком. Нельзя обнаруживать того, что иногда трудно понять, что хочет сказать ребенок. Это может вызвать нежелание общаться с педагогом.

 

В начале работы педагог выясняет, имеются ли у ребенка дефекты  в понимании, привык ли он слушать  рассказывание и чтение, знакомят с окружающей обстановкой. Затем  приступают к систематической работе по развитию речи.

 

На каждом этапе применяются  различные приемы. Это может быть исполнение детьми детализированных поручений  педагога ("покажи девочку, у которой  развязался шарф", "покажи мальчика, идущего с ведром" и так далее), чтение и рассказывание сказок и  рассказов, сопровождаемое зарисовками  или соответствующими иллюстрациями. Такие приемы используются в работе над развитием понимания речи. Для стимуляции речевой деятельности и отработки элементов звучащей речи применяются игры, включающие отдельные слова и восклицания ("Лови", "дай", "Гуси-лебеди" и так далее). "Использование  игр полезно потому, что этим достигается  сочетание речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в  игре наиболее естественным путем." (cм [13]).

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вывод

 

Таким образом, алалия - один из наиболее сложных речевых дефектов.

 

Моторная алалия является результатом органического нарушения  центрального характера в перенатальный, натальный или ранний постнатальный  периоды. Синдром моторной алалии обусловлен комплексом различных факторов: степенью речевого недоразвития, характером и  локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медико-педагогического воздействия. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой  и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте.

 

Экспрессивную алалию относят  к группе языковых расстройств при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка - фонематические, грамматические и лексические операции в процессе порождения речи.

 

Механизм алалии изучен недостаточно. Наиболее аргументирована точка  зрения о том, что расстройство функционирования языкового механизма связано  с избирательной недостаточностью в овладении языком, как своеобразной знаковой системой.

 

Недоразвитие речи при  моторной алалии носит системный  характер.

 

Типичные проявления алалии - аграмматизм, расстройства актуализации слов, трудности выбора фонем и  установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов.

 

Речь, возникшая с запозданием, и в дальнейшем развивается своеобразным путем. Возможность речевой реализации языковых средств, которыми владеют  дети, различна: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой  речи с элементами недоразвития во всей речевой системе.

 

Нарушение неречевой деятельности проявляется в несформированности моторных и психических функций.

 

Личность ребенка с  моторной алалией так же имеет  своеобразные черты. У детей отмечаются невротические черты поведения, затрудненность контакта, повешенная синзетивность, неспособность к  длительному усилию.

 

Малая речевая активность ограничивает общий запас знаний. Это придает детям вид умственно  отсталого, что не всегда соответствует  состоянию их интеллекта.

 

Дальнейшее углубленное  изучение алалии позволит уточнить вопросы  этиологии, дифференциальной диагностики  и структуре дефекта, что обеспечивает оптимизацию коррекционно-логопедического  воздействия.

 

Систематическая логопедическая работа алалии направлена но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

 

В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую  направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.

 

Задачи и содержание работы определяются речевыми возможностями  ребенка.

 

Коррекционную работу с алаликами  начинают в дошкольном возрасте. Она  включает 3 этапа:

 

развитие понимания речи;

 

развитие самостоятельной  речи;

 

отработка элементов звучащей речи;

 

и проводится в параллельно по всем трем разделам.

 

Развитие связной речи происходит от звукоподражания к  слову и предложению и опирается  на поэтапность развития речи в онтогенезе.

 

Широкое применение игровых  приемов, упражнения речевого аппарата, многократное повторение лексического материала приводит к созданию стимулов, которые обеспечивают усвоение детьми языковой системой. Но без специально организованного коррекционного воздействия  ребенок, страдающей экспрессивной  алалией, может остаться на самом  низком уровне речевого воздействия.

Информация о работе Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова