Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:52, дипломная работа
Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.
Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
2.1.4 Речевая моторика
2.1.5 Состояние звукопроизношения
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия) и ребенка 6 лет (задержка речевого развития).
2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и
Вывод
Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры
3.1 Отраженное повторение слов разной слоговой сложности
3.2 Упражнение " Назови предмет"
Заключение
Литература
Динамика развития способности воспроизводить слоговую структуру слова у Артёма, более значительна. У него было выявлено значительное нарушение звукопроизношения, недостаточное развитие фонематического слуха, снижение объема слухового внимания. Проведенная соответствующая коррекционная работа способствовала развитию умения правильно воспроизводить слоговую структуру слова.
Продолжение работы по исправлению звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слухового внимания позволит Артему успешно овладеть правильной речью.
У Лены Ел., сохранились значительные искажения слоговой структуры. Но на ряду со словами с нарушенным слоговым составом у Лены уже есть слова, которые она произносит правильно.
Для Лены Ел. проведенная работа не дала стабильных результатов, но способствовала повышению речевой активности и уверенности в себе.
Поэтому продолжение работы по формированию слоговой структуры слова для Лены является необходимым условием для становления полноценной личности и успешного обучения в школе.
В дальнейшем при составлении
индивидуальной коррекционной программы
больше внимания следует уделять
формированию закономерностей
Заключение
Экспрессивная алалия - сложное
расстройство речевой деятельности.
Есть основания считать алалию языковым
расстройством, которое характеризуется
деформацией структурно-
Характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов.
Однако нарушения слоговой
структуры слов отмечается и при
осложненных формах общего недоразвития
речи, например при задержке речевого
развития. В данном случае подобные
нарушения обусловлены
Учитывая что своевременное усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слов, предполагающую воздействия на все компоненты речевой системы, использование коммуникативной функции речи и взаимосвязь с различными формами деятельности детей.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
1. Нарушения слоговой структуры
слова проявляются в разной
степени. Характер ошибок
2. Формирование слоговой
структуры у ребенка - алалика
возможно только при
3. Использование многопланового
по тематике и рассчитанного
на учебно-игровую форму
4. Специальную коррекционную
работу по формированию
5. Организованный
6. Динамика формирования
слоговой структуры слов
Литература
1.
Логопедия: Учебное пособие
2.
Агранович З.Е. Логопедическая
работа по преодолению
3.
Бамаева В.И. Модельное
4. Беденко Г.В., Поваляева М.А. "Педагогическая диагностика и коррекция речи". Ростов-на-Дону. Издательство РГПУ, 1997.
5.
Белова-Давид Р.А. Нарушение
6. Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: 1951.
7.
Гришпун Б.М. О принципах
8. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1999.
9. Зоеман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.
10. Маркова
А.К. Особенности усвоения
11. Марктова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей страдающих алалией / Совещание - семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с ТНР. - М., 1964.
12. Орфинская
В.К. Принципы построения
13. Трауготт
Н.Н. Хрестоматия по логопедии.
/ Извлечения из текстов:
14. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е.М., 1968, с.67 - 165.
15. Левина
Р.Е. Изучение неговорящих
16. Ковшиков
В.А., Кузьмина Е.Б. Особенности
порождения текста у детей
дошкольного возраста с
17. Ковшиков
В.А. Анализ концепций
18. Ковшиков
В.А. Особенности
19. Ковшиков В.А. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1952.
20. Ковшиков
В.А. "Изучение динамики речевых
и нервнопсихических нарушений"
21. Ковшиков
В.А. О дифференциальной
22. Ковшиков
В.А. Нарушения актуализации
23. Ковшиков
В.А. О понимании устной речи
детьми с экспрессивной
24. Ковшиков
В.А. Совершенствование
25. Ковшиков
В.А. Распад и недоразвитие
языковой системы:
26. Кузьмина
Н.И., Рождественская В.И. Развитие
воспринимаемой и
27. Элькин
Ю.А., Ковшиков В.А. Механизмы
28. Элькин Ю.А., Ковшиков В.А. Психические и речевые нарушения у детей. Л., 1979