Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:52, дипломная работа
Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.
Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
2.1.4 Речевая моторика
2.1.5 Состояние звукопроизношения
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия) и ребенка 6 лет (задержка речевого развития).
2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и
Вывод
Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры
3.1 Отраженное повторение слов разной слоговой сложности
3.2 Упражнение " Назови предмет"
Заключение
Литература
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией.
Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
И.А. Сикорский приводит факты
о возможности усвоения отдельными
детьми преимущественно звуковой или
слоговой характеристики речи. В его
примерах для детей звукового
направления характерно безошибочное
воспроизведение одного или нескольких
звуков слова; дети так называемого
слогового направления
В работах А.Н. Гвоздева, Б.
Китермана отмечается, что решающее
значение в процессе усвоения слогового
состава слова имеет
Искажение слоговой структуры
слова является очень распространенным
явлением среди детей, страдающих алалией.
Причем данные искажения отмечаются
у ребенка-алалика большей
Кроме этого особенности овладения слоговой структурой слова мешают успешному развитию речи ребенка-алалика, затрудняют его обучение, препятствуют овладению звуковым анализом и, следовательно, обучению грамоте.
Нарушения в воспроизведении слогового состава слова могут выражаться следующим образом:
Нарушение количества слогов:
сокращение (пропуск слога);
опускание слогообразующей гласной;
увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных;
Нарушение последовательности слогов в слове:
перестановка слогов;
перестановка звуков соседних слогов;
Искажение структуры отдельного слога:
сокращение стечений согласных;
вставки согласных в слог;
Уподобление слогов.
Персеверации.
Антиципации.
Контаминации.
Для подтверждения гипотезы о том, что нарушения слоговой структуры слова у детей с задержкой речевого развития и у детей с алалией качественно различны проведем экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось в три этапа.
I. Констатирующий эксперимент.
Цель: диагностировать уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста разработать коррекционную программу.
Методы: Обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений.
Исследования проводились в МДОУ № 5 г. Богородицк, Тульской обл. В нем принимали участие: № п/п Ф.И. ребенка Дата рождения Срок пребывания в речевой группе Заключение МПК
1 Елхимова Лена 21.09.1996 г. С 01.08.2002 г. Общее недоразвитие речи II уровня моторная алалия
2 Пинаков Артем 12.10 1997 г. С 01.08.2002 г. Общее недоразвитие речи III уровня задержка речевого развития
Исследование носит
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
Задание №1. Наблюдение за свободным общением ребенка.
Методические указания: Обращать
внимание на характер общения, инициативность,
умение вступать в диалог поддерживать
и вести его, слушать собеседника,
понимать, ясно выражать свои мысли, умение
выполнять различные
Результаты наблюдений:
Лена Ел.
Общение носит ситуативный характер. Наиболее охотно и активно вступает в контакт с детьми. Со взрослыми контактирует по их инициативе или необходимости.
Диалог самостоятельно поддерживать не может. Беседа носит вопросно - ответный характер. Ответы Лены односложны иногда подтверждаются жестами и мимикой.
Хорошо понимает обращенную речь. Но долго слушать собеседника не может, так как теряет интерес, говорит, что устала, может переключиться на другой вид деятельности (рассматривает окружающие предметы, спрашивает что это?).
Ясно выражать свои мысли не способна.
Артем П. Свободно общается на бытовом уровне. Охотно вступает в контакт. Наиболее уверенно общается со сверстниками. Со взрослыми общается по необходимости (обращается с просьбой, отвечает на вопросы). Самостоятельно в диалог не вступает. Затрудняется поддерживать и последовательно вести его.
Хорошо понимает собеседника, выполняет речевые инструкции. Но долго слушать собеседника не может. Быстро теряет интерес, легко переключается на другие виды деятельности (играет с предметами одежды, начинает общаться с другими детьми).
Свои мысли Артем выражает простым предложением, односложными фразами.
Оценка коммуникативных умений условно проводится с учетом следующих критериев:Критерии оценки коммуникативных умений детей Лена Ел. Артем П.
1. Контактность
а) зрительный контакт
Контактна, но не проявляет заинтересованности в контакте;
неустойчивый
Контактен. Со взрослыми чаще по из инициативе;
достаточный
2. Коммуникативная активность На бытовом уровне достаточная. В учебной деятельности проявляет речевой негативизм На бытовом уровне достаточная. В учебной деятельности снижена.
3. Средства - общения Языковые, мимика и жесты, звуковые жесты Языковые
4. Способность воспринимать
и выполнять речевую
5. Умение вступать и
вести диалог несформировано
6. Характер общения ситуативный
Таким образом, уровень коммуникативных умений Лены Ел. - низкий.
Уровень коммуникативных умений Артема П. - средний.
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
Задание №1. "Дифференциация звучащих игрушек"
Инструкция: Покажи, какая игрушка звучала. Музыкальные игрушки Лена Ел. Артем П.
Бубен
погремушка
дудочка
гармоника
дет. Рояль
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Задание №2. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка.
Инструкция: Повторить заданный ритм:
а) с дудочкой
Лена Ел.: - . - ; - . - ; - ...;... -
... + - . +
Артем П.: - . - ; - . - ; - ...;... -
+ - . - + - ...
длинный звук;. короткий звук
б) отхлопывание ритма
Лена Е.:. - .;. - .;...;. - ...;. - - .;. - ...
... . +. - . +, паузы короче +
. - хлопок
пауза
Задание №3. Определить направление источника звука.
Инструкция: а)"Найди колокольчик по звуку"
б)"Кто повал?"
а) Лена Ел.: Правильно определяла направление звука и уверенно
передвигалась вслед за колокольчиком.
Артем П.: Определял направление звука правильно, но не вполне уверенно
передвигался вслед за колокольчиком.
б) Лена Ел.: Безошибочно называла имена детей, которые ее звали
Артем П.: Допустил одну ошибку.
Таким образом, дети с желанием выполняли задания. Задания № 1, 3 выполнили в целом правильно.
Задание № 2 вызвало определенные затруднения. Можно отметить снижение устойчивости слухового внимания и уменьшение его объема.
Дети не улавливают в полной
мере предложенный им ритм. Следовательно,
при воспроизведении
Слуховая функция сохранена.
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
Задание: Выполнение танцевальных движений.
Инструкция: Посмотри и сделай как я.
Лена Ел.,Движения, выполняемые под музыку
Объем
движений
Активность
движений
Темп
движений
Координация
движений
Переключаемость
движений от
одного к другому
1. Отхлопывание ритмического
рисунка музы-кального произ-
достаточная
+ нормальный
нормальная
+ достаточная
Прямой галоп
полный
+
+
нормальная
+
нормальный
нормальная
+ достаточная
3. Прыжки, под-скоки полный достаточная
4. Ходьба маршем полный
5. Попеременное выполнение
под-скоков и марша в
нормальная
+ нормальный нормальная
Артем П. Движения, выполняемые под музыку
Объем
движений
Активность
движений
Темп
движений
Координация
движений
Переключаемость
движений от
одного к другому
1. Отхлопывание ритмического
рисунка музыкального
нормальная
+ достаточная
Прямой галоп полный
3. Прыжки, подскоки неполный
при подскоках недостаточно поднимает
ноги нормальная + нормальная
4. Ходьба маршем
полный
+
нормальная
+
нормальный
+
достаточная
+
5. Попеременное выполнение
подскоков и марша в
Таким образом, Лена Ел. и Артем П. движения под музыку выполняли в основном правильно.
Лена Ел. допустила ошибки при воспроизведении ритмического рисунка музыкального произведения.
Артем П. в неполном объеме выполняет подскоки. У него снижается темп движений при возрастающей трудности (воспроизведении ритмического рисунка и попеременное выполнение заданных движений).
2.1.4 Речевая моторика
Инструкция: предложить ребенку выполнить следующие задания
Лена Ел. Упражняемые органы
движения Наличие или от-сутствие движения Тонус Активность
Для мышц лица.
1. Нахмурить брови (рассердиться) + норм. напряжение норм. полный + -
2. Поднять брови (удивиться) -
3. Последовательно закрыть
правый затем левый глаз +
4. "Толстячок" (втянуть
щеки) + норм. напряжение норм. полный + - -
5. "Худышка" (вытянуть
щеки) + норм. напряжение норм. неполный + -
Для челюстей
1. Рот широко открыть
- закрыть + норм. напряжение норм. полный + -
2. Нижняя челюсть вправо
- влево + норм. напряжение норм. полный + -
Для губ
1. Растянуть губы в улыбке +
2. Вытянуть губы
"Трубочкой" + норм. напряжение норм. полный + -
3. Попеременно Улыбка - Трубочка + норм.
напряжение норм. полный + -
Для языка
1. Язык широкий на нижней
губе (лопаточкой) + норм. напряжение норм. полный + -
2. Язык острый "Жало" + норм.
напряжение норм. неполный
3. Попеременно "Лопаточка"
- " Жало" + норм. напряжение норм. неполный
4. "Качели" язык дотрагивается
до губ + норм. напряжение норм. полный + -
5. Круговые облизывания
кончиком языка губ + норм. напряжение норм. неполный
6. Язык в форме "Чашечки" + норм.
напряжение норм. неполный
7. Цокать языком "Лошадка" + норм.
напряжение норм. Полный + -
8. "Маятник" язык вправо
- влево + норм. напряжение- норм. полный + -
Для мягкого неба
1. Произнести зв. [а] на
твердой атаке голоса при