Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
2.1.4 Речевая моторика
2.1.5 Состояние звукопроизношения
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия) и ребенка 6 лет (задержка речевого развития).
2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и
Вывод
Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры
3.1 Отраженное повторение слов разной слоговой сложности
3.2 Упражнение " Назови предмет"
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 86.36 Кб (Скачать файл)

 

Лена Ел. - допускала те же ошибки, и теряла звук при стечении согласных.

 

Упражнение №5." Найди  лишнее слово".

 

Цель:

 

1. Продолжать четко произносить  слова 2-го типа слоговой структуры.

 

2. развивать слуховое внимание, память.

 

Ход упражнения: предложить детям послушать 4 слова и назвать  слово, которое, отличается от основных. Слова произносить медленно и четко. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 

Предположительные

 

ответы

 

Канава - канава - какао - канава какао

 

Минута - монета - минута - минута монета

 

Утенок - утенок - утенок - котенок  котенок

 

Калина - малина - малина - малина калина

 

Колено - колено - колено - полено полено

 

Полина - Галина - Полина - Полина Галина

 

Панама - панама - помада - панама помада

 

Лена Ел. и Артем П. - просто повторяли услышанное слово. Правильные ответы назывались после многократного повторения цепочки слов взрослым.

 

Упражнение №6. "Назови ласково".

 

Цель:

 

1. учить, четко произносить  слова 4-го типа слоговой структуры  при употреблении имен существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

2. Расширять и активизировать  словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход упражнения: бросить ребенку  мяч, называя предмет. Ребенок, возвращая  мяч, называет его ласково:

 

а) кот - котик

 

ноль - нолик

 

дом-домик

 

том-томик

 

год-годик

 

б) дым-дымок

 

мед-медок

 

лед-ледок

 

ком-комок

 

дуб-дубок

 

в) конь-конек

 

пень-пенек

 

день-денек

 

тень-тенек

 

Самостоятельно называли только некоторые варианты ответов. Для положительных результатов  требовалось многократное повторение задания.

2.3 Особенности усвоения  слоговой структуры слова у  ребенка 6 лет (задержка речевого  развития) и

 

 

 

7 лет (общее недоразвитие  речи; моторная алалия).

 

(Контрольный эксперимент).

 

Для того, чтобы выяснить как специально подобранные упражнения способствовали формированию слоговой структуры необходимо провести повторное обследование.

 

Контрольный эксперимент.

 

Цель: оценка динамики речевого развития степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

 

Методы: повторное обследование, сравнительный анализ результатов  первичного и повторного обследований.

 

Контрольное обследование проводилось  по следующим направлениям:

 

Изучение уровня речевой  коммуникации.

 

Задание №1. Наблюдение за свободным  общением ребенка.

 

Методические указания: см. стр.37

 

Результаты наблюдений:

 

Лена Ел.

 

Лена стала более уверенной  в общении с окружающими. Активно  принимает участие во всех видах  деятельности. На занятиях связанных  с речевой деятельностью также  пытается отвечать на поставленные вопросы  и предложенные задания. Особенно, если в заданиях встречается отработанный лексический материал или виды работы ей хорошо знакомы. Но если материал ей не доступен, то она отказывается от выполнения задания (говорит: не знаю, нет) даже с помощью взрослых.

 

Лена уже более охотно вступает в диалог. Сама пытается задавать вопросы. Но, диалог по прежнему носит вопросно - ответный характер. Если она не может подобрать слово, то помогает себе выразить мысли жестами.

 

У Лены появилось желание  общаться. Она уже не боится того, что её не поймут окружающие.

 

Артём П. также более уверенно стал общаться с окружающими. У него, появился интерес к занятиям по развитию речи. Старается полными ответами отвечать на поставленный вопрос. Проявляет  инициативу, если материал известен: предложенные задания хорошо знакомы. Стал более  чётко выражать свои мысли.

 

У Лены возросла речевая активность. Изменился характер общения, преобладающим  средством общения становится речь, но в сложных ситуациях выразить мысли ей помогает мимика и жесты.

 

Таким образом, у Артема П. и Лены Ел. В целом возросли коммуникативные  умения. Но коммуникативная активность Лены по-прежнему находится не на должном уровне, а ограниченные средства общения не позволяют в полной мере общаться с детьми.

Вывод

 

Таким образом, определив  приоритетные направления, работа по формированию слоговой структуры слова, необходимо решить какие задачи будут реализовываться  на подготовительном этапе, а какие  на основном.

 

Кроме этого, необходимо проанализировать какие задания ребенок выполнял успешно, а в чем испытывает затруднения. Это поможет определить, чему нужно  научить ребенка в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях.

 

Новые задания нужно вводить  постепенно, чтобы ребенок освоил новый материал без напряжения.

 

После того как ребенок, овладел  одной из поставленных задач, в коррекционную  программу могут быть внесены  изменения или дополнения. Это  поможет избежать односторонности  в работе и возможных упущений.

 

Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры

3.1 Отраженное повторение  слов разной слоговой сложности

 

Инструкция: повтори слова, которые я назвала. Слова (Лены Ел) До обучения Динамика

1. Трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, панама, канава, минута, копыто, полено, монета, тополь, колено, пионы, калина 

Панама - панана

 

Канава - кавата

 

Копыто - пакито

 

Монета - молета

 

Лимоны - моли 

Панама - памама

 

Канава - кавана

 

Монета - молета

 

Лимоны - лимо

2. Двухсложные слова с закрытым слогом: диван, мебель, каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик 

Мебель - мелен

 

Каток - катот

 

Лимон - лилон

 

Моток - мотот

 

Пехтух 

Лебель

 

Пехух

3. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ветка, тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна 

Тыква - тывка

 

Муфта - нуфта

 

Вафли - фали

 

Копна - комна

 

Камни - ками 

Тыква - тыфка

 

Муфта - нифка

 

Камни - камини

 

Вафли - вахи

 

Копна - ком, ой, копа

4. Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, Павлик, горшок, листик, мостик, зонтик, кустик, дождик, кувшин, фантик 

Тюльпан - тупан

 

Горшок - каршок

 

Кустик - куртик

 

Кувшин - куфин

 

Мостик - мотик 

Тюльпан - тюпан

 

Горшок - гошок

 

Листик - литик

 

Мостик - мотик

5. Трехсложные слова с закрытым слогом: бегемот, телефон, парашют, занавес, котенок, утенок, лесовод, лесоруб. 

Бегемот - бимот

 

Телефон - тивифон

 

Занавес - завенес 

Бегемот - бимонт

 

Телефон - тифон

 

Парашут - паши…, это палашут

 

Занавес -завенс

 

Лесовод - ласовод

 

Лесоруб - сале…, са…сал

6. Трехсложные слова со стечением согласных: комната, калитка, конфета, котлета, ботинки, посадки, тарелка, ландыши, дедушка, бабушка, колбаса 

Конфета - кофеты

 

Котлеты - какеты

 

Комната - коматата

 

Колбаса - баса 

Комната - команта

 

Конфеты - кофеты

 

Ботинки - бантитки

 

Колбаса - са. сабаса

7. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: ягненок, половник, садовник, памятник, резинка, карандаш, приемник, овечка 

Памятник - паник

 

Садовник - садовеник

 

Резинка - Зинка

 

Ягненок - каняняк

 

Половник - повоник

 

Приемник - поник

 

Карандаш - даш 

Ягненок - иененок

 

Половник - поленках

 

Памятник - пафяник

 

Карандаш - да. да... да. надаш,

 

Приемник - пиненик

8. Трехсложные слова с  двумя стечениями согласных: таблетка, матрешка, винтовка, игрушка 

Таблетка - палетка

 

Матрешка - Маше

 

Винтовка - витонка

 

Игрушки - гнушки 

Таблетка - паленка

 

Матрешка - Матошка

 

Игрушки - игушки

9. Односложные слова со стечением согласных в конце или начале слова: лифт, кнут, зонт, стол, стул, клей, хлеб, шкаф, слон 

Кнут - хнут

 

Клей - китл

 

Хеб, сон, тол, тул, каф.  

Кнут - нук

 

Хлеб - хеб

 

Слон - снон

10. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка, плетка, гнездо, птичка, внучка, тряпка 

Кнопка - нопка

 

Клетка - кетка

 

Гнездо - знездо

 

Птички - пички

 

Плетка - петка

 

Тряпка - тапки 

Кетка

 

нездо

 

Питички

 

Нучка

 

Тарапка - тряпка

11. И четырехсложные слова из открытых слогов: черепаха, пианино, паутина, самолеты, чемоданы, телефоны, писатели, гусеница 

Паутина - патина

 

Чемоданы - чабананы

 

Черепаха, пианино,

 

Тефоны,

 

Гисина - гусеница 

Чепаха, пинанино, печана - чемоданы, сатели - писатели

 

Гусинца

Слова (Артем П) До обучения Динамика

1. Трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, панама, канава, минута, копыто, полено, монета, лимоны, колено, пионы, калина, тополи 

Маина, поено, имоны, каин - колено,

 

Панама - памана

 

Каванава - канава

 

Топли - тополи 

Панана, каина,

 

Топоих

2. Двухсложные слова с закрытым слогом: диван, мебель, каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик Мебей, имон, Аик Небе - мебель

3. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ветка, тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна 

Туфи

 

Отно - окно

 

Кокна - копна Туфи

4. Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, Павлик, горшок, листик, мостик, зонтик, кустик, дождик, кувшин, фантик 

Копот - компот

 

Тюпан, кушин 

Кокот - компот

 

Павылик, гашок, истик

5. Трехсложные слова с закрытым слогом: бегемот, телефон, парашют, занавес, котенок, утенок, лесовод, лесоруб. 

Тефон,

 

Занус - занавес

 

Висавод

 

висауб 

Пашут

 

Занавись

 

Висаут

6. Трехсложные слова со стечением согласных: комната, калитка, конфета, котлета, ботинки, посадки, тарелка, ландыши, бабушка, колбаса 

Комата

 

Котеты - котлеты

 

Кофеты

 

Кабаса

 

Ладуши - ландыши 

Катеты

 

Колбса

 

Каитка

 

Кофеты

7. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: ягненок, половник, садовник, памятник, резинка, карандаш, приемник, овечка 

Ниненек

 

Повоник

 

Памнятник

 

Изинка

 

Кадаш

 

пиеник 

Гнанонок - ягненок

 

пилемник

8. Односложные слова со стечением согласных в конце или начале слова: лифт, кнут, зонт, стол, стул, клей, хлеб, шкаф, слон 

Ифт

 

Тот

 

Стух

 

сон 

Хеб

 

Мон - слон

 

 

 

 

3.2 Упражнение " Назови  предмет"

 

Инструкция: назови, что нарисовано на картинке.

 

Лена Ел.

 

Сосна, ель-елка

 

Грибы-гиб

 

Ромашка-цеточек

 

Ландыши-весточек

 

Сом-рыба

 

Лягушка-ягушка

 

Улитка, ящерица, кузнечик, гусеница - не наю, не помню

 

Комар-комар

 

Стрекоза-коровка

 

Крокодил, черепаха - не помню

 

Муха-комар

 

Кепка - +

 

Пальто - курка

 

Шарф - шавр

 

Шапка - +

 

Ботинки - туфли

 

Кеды, сапоги - обуй не наю

 

Галоши - валенки маленькие

 

Берет - неопределенный жест

 

Чулки - такие носьки бошие

 

Носки - это маленькие носьки

 

Вилка - вирка

 

Ножик - ножак

 

Тарелка - +

 

Чашка - чашка эта чай  пить

 

Кофейник - чаник воды можа

 

Кастрюля - катрил? Не наю

 

Сковорода -

 

Кружка - Кушка бошая

 

Бидон - это можо молок

 

Кувшин - и это молото тепое

 

Барабан - баран

 

Матрешка, кубики - игушки не наю я

 

Лошадка - лошадь

 

Пятачок с шариком - хру-хруха  и шарик (смеется)

 

Мозаика - такм

 

Шорты - +

 

Тапки - +

 

Пирамидка - малекий куб

 

Юла -

 

Пистолет - тх-тх.

 

Артем П.

 

Морковь - маковка

 

Редис - икла

 

Огурец - огуец

 

Муха - жук

 

Лягушка - игушка

 

Черепаха - +

 

Крокодил - кокодил

 

Стрекоза - гусница

 

Гусеница - +

 

Комар - камав

 

Кузнечик - улитка

 

Ящерица - змея

 

Улитка - +

 

Змея - +

 

Сом - акува

 

Пистолет - +

 

Юла - пиамида

 

Пирамида - еще пиамида

 

Мозаика - деньги

 

Снегурочка - девочка

 

Пяточок с шариком - поросенок

 

Лашадка - лошадка

 

Кубики - +

 

Матрешка - матешка

 

Барабан - парабан

 

Кепка - +

 

Пальто - шуба

 

Автобус - атобусь

 

Машина - +

 

Корабль - карабыль

 

Трактор - твах-тах

 

Экскаватор - искават

 

Кофта - +

 

Кубашка - кофта

 

Костюм - +

 

Майка - +

 

Платье - патья

 

Шарф - шаф Сапоги - +

 

Перчатки - печатки

 

Ботинки - +

 

Шорты - шолты

 

Тапки - +

 

Берет -

 

Туфли - +

 

Носки - +

 

Шапка-ушанка - шляпа

 

Кувшин - ваза

 

Бидон -

 

Кружка - +

 

Сковорода - скавада

 

Кастрюля - +

 

Тарелка - +

 

Чашка - бокал

 

Вилка - +

 

Ложка - +

 

Козлик - +

 

Собака - +

 

Белка - +

 

Верблюд - либлюд

 

Вывод:

 

Результаты контрольного эксперимента подтверждают необходимость  коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова.

Информация о работе Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова