Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:52, дипломная работа
Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.
Введение
Глава 1. Определение экспрессивной алалии и ее краткая характеристика
1.1 Алалия. Причины возникновения алалии
1.2 Анатомо-физиологический аспект алалии.
1.3 Классификация алалии
1.4 Механизм моторной алалии
1.5 Определение моторной алалии
1.6 Речевая симптоматика моторной алалии
1.7 Неречевая симптоматика моторной алалии
1.8 Обследование речи детей, страдающих алалией
1.9 Организация обучения детей с алалией
Вывод
Глава 2. Особенности формирования слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (; задержка речевого развития) и ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
2.1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.1.1 Изучение уровня речевой коммуникации
2.1.2 Выявить особенности развития слухового внимания
2.1.3 Выяснить умение выполнять движения под музыку
2.1.4 Речевая моторика
2.1.5 Состояние звукопроизношения
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у ребенка 7 лет (общее недоразвитие речи; моторная алалия) и ребенка 6 лет (задержка речевого развития).
2.3 Особенности усвоения слоговой структуры слова у ребенка 6 лет (задержка речевого развития) и
Вывод
Глава 3. Определения уровня сформированности слоговой структуры
3.1 Отраженное повторение слов разной слоговой сложности
3.2 Упражнение " Назови предмет"
Заключение
Литература
2. Широко открыть рот
и зевнуть + вялость норм.
Таким образом у Лены Ел. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. Пробные движения в основном выполняет правильно. Переключаемость движений не затруднена. Предложенные упражнения выполняла охотно.
У Лены имеются достаточные
артикуляторные возможности для
правильного использования
Артем П. Упражняемые органы
движения Наличие или отсутствие движения Тонус Активность
Для мышц лица.
1. Нахмурить брови (рассердиться) + норм. напряжение норм. + + - +
2. Поднять брови (удивиться) +
3. Последовательно закрыть
правый затем левый глаз +
4. "Толстячок" (втянуть щеки) + норм. напряжение норм. + + - -
5. "Худышка" (вытянуть щеки) + норм. напряжение норм.
неполный
Недостаточно втягивает
щеки неточно - снижен
Для челюстей
1. Рот широко открыть
- закрыть + норм. напряжение норм. + + -
+
языка
2. движение челюсть вправо
- влево + вялость норм.
Для губ
1. Растянуть губы в улыбке +
2. Вытянуть губы
"Трубочкой" + норм. напряжение норм. + + -
3. Попеременно Улыбка - Трубочка + норм.
напряжение норм. + + -
+
губ
Для языка
1. Язык широкий на нижней
губе (лопаточкой) + норм. напряжение норм. неполный
2. Язык острый "Жало" + норм.
напряжение норм. неполный
3. Попеременно "Лопаточка"
- " Жало" + норм. напряжение норм. неполный
4. "Качели" язык дотрагивается
до губ + норм. напряжение норм. неполный
+
языка
5. Круговые облизывания
кончиком языка губ + норм. напряжение норм. неполный
6. Язык в форме "Чашечки" + норм.
напряжение норм. неполный
7. "Лошадка" цокать
языком + норм. напряжение норм. полный
8. "Маятник" язык вправо
- влево + норм. напряжение норм. + + -
Для мягкого неба
1. Произнести зв. [а] на
твердой атаке голоса при
2. Широко открыть рот и зевнуть + норм. Напряжение норм. + + - -
Таким образом: у Артема П. анатомическое строение артикуляционного аппарата без патологии. К выполнению заданий проявлял интерес, пробные упражнения выполняет неточно и в неполном объеме. При затруднении перестает их выполнять. В процессе выполнения заданий наблюдалась синкинезии языка и губ. Переключаемость движений снижена.
У Артема П. нет достаточных артикуляторных возможностей для правильного использования звуков речи.
2.1.5 Состояние звукопроизношения
Задание: Отраженное произношение звука: изолированно, в словах фразах; название предметов, изображенных на картинках.
Инструкция: а) повтори за мной
б) назови предмет, который здесь нарисован.
Лена Ел. Звуки Характер Произношения
изолированно В словах Во фразах
[б] - [п] - [м] + +Может пропускать +Может пропускать
[в] - [ф] + +Может пропускать +Может пропускать
[д] - [г] - [н] + +Может пропускать +Может пропускать
[г] - [к] - [н] + +Может пропускать +Может пропускать
[й] + + Иены новая юбка
[с] + Ш [с] - [ш] (веши - весы) Саня катит Соню саней
[с’] + + Сима гусей писет
[з] + М [з] - [ж] (жубы - зубы) Зоя вазу тавит
[з’] + + Зина читает газету
[ц] + М б [ц] - [ч] [т] Сосня жовет чиплят цып, цып, цып
[ш] + + Кошка бежать мышка
[ж] + + Ежак кушать малина
[щ] С’; щ Сетка, овоши Шенки шоплют шотку
[ч] + + Зачиха качата чай пют
[л] + + лук, белка, м. Пропускать Укоина абабайка
[л’] + + Лена, липа Олень с оленком
[р] + + [р] [л], м. пропускать (туба, шал) У бутино адардаш
[р’] [р] Искажает Берозы гибы
Артем П. Звуки Характер Произношения
изолированно В словах Во фразах
[б] - [п] - [м] + + +
[в] - [ф] + + +
[д] - [г] - [н] + + +
[г] - [к] - [н] + + +
[й] + + +
[с] м/з + искажает Сани катются
[с’] м/з + искажает +
[з] м/з + искажает +
[з’] м/з + искажает +
[ц] м/з + искажает +
[ш] + + Кошка бежит за мышка
[ж] + + Ижи жужут живику
[щ] + + м б [щ] - [с’] Сенки щипют сетку
[ч] + + Чиха пют чай
[л] [в] Вампа Вампа соява на стое
[л’] - Ипа, имон Поена из ипы
[р] - - каова, ыба У буатины кадаши
[р’] - Бееза У беесы выиси гибы
Таким образом: Лена Ел. изолированно произносит практически все звуки. Искажает [р’] - [р] ; заменяет [щ] - [с] [ш]. Но в словах и фразах отмечаются множественные взаимозамены и пропуски имеющихся звуков. Для Лены характерны разнотипные нарушения звуков (замены и пропуски).
У Артема П. звукопроизношение нарушено в значительной степени. Наблюдается межзубное произношение звуков [с-с’], [з-з’], [ц] ; замена [щ] - [c], [л] - [в] ; отсутствуют звуки [л’], [р-р’].
В словах и фразах преобладают однотипные нарушения (искажения, замена, или пропуски звуков).
2.1.6 Уровень сформированности слоговой структуры
Задание№1. Повторение слоговых рядов.
Инструкция: Повтори за попугаем то что он говорит.
Ребенку показывают изображение попугая и произносят слоги. Слоги Лена Ел. Артем П.
Ауио Аоио Аои
Оуиа Ои Уиа
Па-ба + +
Та-да Да-та +
Та-да-та Да-та-да +
Га-ка-га Га-ка-га Га-га-га
Ма-мя Ва-мя Мя-ня
Ны-ни-ны Ни-ни-ни Ни-ни
Ви-вы-ви Вы-вы-боф Вы-ви-вы
Пух-мех-мох Бих-мох Пех-мох-
Кот-кит-ток Кот-бик-кат Кот-
Бак-бык-бок Бах-бых-бох +
СА-ша-са СА-са-ша +
Ца-са Га-ца +
Та, фта, мна + +
Мну, ска
Патакама Капатама Пакама
Бутакаво Букатаво Бутаво
Кыбабока Бабота кыбабо
Задание№2. Определить количество слогов в словах.
Инструкция: Назови сколько частей в слове. Слова Лена Ел. Артем П.
Котята
Малина
Победа
Котяты - 3
+ - 3
ба-бе-да - 3
Котята - 3
ма-ина - 2
побе-де - 2
Банты
Ира
Аня
Мак
Фен
Лев
Ба-ты - 2
И-ра-2
А-ня-2
Ма-к-2
Фе-н-2
Ле-ф-2
Ба-ты - 2
Иа-1
Аня-1
Ма-к-2
Фе-н-2
Еф-1
Задание№3. Анализ звукового состава слова.
Инструкция: Назвать первый (последний) звук в слове. Слова Лена Ел. Артем П.
Алик
Оля
Утка
Волк
Банка
-А
О
у
во-бо-в
ба -
Луна
Нос
Кит
-на
с
т -
Таким образом у Лены Ел. и Артема П. отмечается недостаточная слухо-произносительная дифференциация звуков (допускают большое количество ошибок при отраженном воспроизведении серии слоговых рядов).
Способность к фонематическому анализу и синтезу снижена. Лена Ел. Допускает ошибки при определении первого и последнего звука в словах. При определении количества слогов в слове. Но даже при искаженной звуконаполняемости слова способна определить количество слогов.
Артем П. затрудняется при определении количества слогов. Звуковой анализ слова ему недоступен.
При выполнении заданий Артем и Лена быстро утомились интерес к подобным заданиям был недостаточный.
Задание №4. Отраженное повторение слов разной слоговой сложности.
Инструкция: повтори слова, которые я назвала. Слова Лена Ел. Артем П.
1. двухсложные слова из 2-х открытых слогов: мама, ива, вата, ноты, кино, кони, муха, коты, ухо и т.д. + +
2. трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, панама, канава, минута, копыто, полено, монета, лимоны, колено, пионы, калина, тополи
Панана,
кавата-канава,
катыпо-пакито,
Молета-монета,
Моли-лимоны
Маина-малина
Поено-полено
Имоны-лимоны
Каин-колено
Памана-панама
3. Односложные слова: дом, мак, пух т.д. + +
4. Двухсложные слова с закрытым слогом: диван, мебель, каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик
+
мелен-мебель
пехтух
катот-каток
Милон-лимон
Мокот-моток
Мебей
Имон
Аик
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ветка, тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна
+
тывка-тыква
нуфта-муфта
фали-вафли
комна-копна
ками-камни
Туфи
Отно-окно
Кокна-копна
6. Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, Павлик, горшок, листик, мостик, зонтик, кустик, дождик, кувшин, фантик
Тюльпан-тупан
Горшок-каршок
Кустик-куртик
Кувшин-куфин
Мостик-мотик
Копот-компот
Тюпан-тюльпан
Гошок
Кушин-кувшин
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: бегемот, телефон, парашют, занавес, котенок, утенок, лесовоз, лесоруб
Бимот
Тивифон
Занавес-вавенес
Тефон
Занус
Висавод
Висауб
8. Трехсложные слова со стечением согласных: комната, калитка, конфеты, котлеты, ботинки, посадки, тарелка, ландыши, дедушка, бабушка, колбаса
+
кофета-конфета
какеты-котлеты
коматата-комната
колбаса-баса
Комата
Кофеты
Котеты
Ладуши
кабаса
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: ягненок, половник, садовник, памятник, резинка, карандаш, приемник, овечка
Паник-памятник
Садовеник-садовник
Зинка-резинка
Каняняк
Повоник-половник
Ягненок
Поник-приемник
Даш-карандаш
Ниненек
Повоник
Памник
Изинка
Кадаш
Пиеник
10. Трехсложные слова с
двумя стечением согласных:
Табетка
Матешка
Витонка
Маше
Палетка
гнушки
Табетка
Матешка
Митовка
Нигушки
11. Односложные слова со стечением согласных в конце или начале слова: лифт, зонт, кнут, стол, стул, клей, хлеб, шкаф, слон
Хнут
Кейл
Хеб
Сон, тол, тул, леб, каф
Ифт
Жот
Стух
Сон
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка, плетка, гнездо, птички, внучка, тропка
Нопка-кнопка
Кетка-клетка
знездо-гнездо
Пички-птички
Петка-плетка, тапки-тряпка
Копка
Кетка
Петка
Пички
Нучка, тяпка
13. Четырехсложные слова из открытых слогов: черепаха, пианино, паутина, самолеты, чемоданы, телефоны, писатели, гусеница
Патина-паутина
Чабананы-чемоданы
Чепаха
Пинано
Тефоны-телефоны
Гусина-гусеница
Чепаха
Пиванино
гусьница
Задание №5. "Назови предмет".
Инструкция: назови что нарисовано на картинках.
Лена Ел.
Ласточка-латочка
Платье-патье
Брюки-танишки
Рубашка-башка
Ботинки-дашки
Кроссовки-не наю
Шарф-шавр
Шорты-эти, эти, эти
Сапоги-варенки
Кастрюля-суп
Бидон-за молоко
Кружка-курка
Кукла-кука
Барабан-баран
Матрешка-там, показывает на шкаф с игрушками
Лошадка-ошадка
Поросенок-хрю-хру
Снегурочка-гурочка
Пирамидка-у тебя есть такое
Черепаха-пашка
Юла-гул
Крокодил-рык
Стрекоза-казечка
Гусеница-гусинда
Кузнечик-кузнек
Улитка-не знаю
Ящерица-ларитла
Ящик-дом
Овощи-ковка и овощи
Дятел-дятет
Бутылка-банка
Голубь-гобуюк
Апельсин-писин
Клоун-коник
Перо-перро
Кукуруза-я это люблю
Грузовик-гуразик
Светофор-тафор
Остановка-атановка
Автобус-авбюс
Велосипед-ипед
Мотоцикл-ататыкал
Пиджак-пижнак
Чайник-чаник
Почтальон-дядя, починный
Одуванчик-точек.
Артем П.
Грузовик-гугавик
Светофор-тафор
Автобус-атобусьна
Велосипед-висипед
Место-мациках
Снеговик-сеговик
Медведь-медеть
Улица-ауща
Сковорода-скавада
Карлсон-Кавос
Космонавт-каснанафт
Аквариум-аквайя
Экскаватор-эскават
Милиционер-мыцаней
Регулировщик-вегунощик
Пирожное-пиожое
Автобус-атобусь
Трамвай-тавай
Тралейбус-таебус
Трактор-тахтов
Экскаватор-викавод
Корабль-каабаль
Джинсы-жинсы
Яйцо-ицо
Корзинка-каинка
Ножницы-ножицы
Светильник-ситиник