Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готов к распечатке.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

5

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….

7

1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………

7

1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….

11

1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..

16

1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………

24

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…

31

2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников

31

2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………

32

2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………

48

ЛИТЕРАТУРА  ………………………………………………………………

52

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время  термин «трудные» дети существует в научном словаре психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные      кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент.        Поэтому такой термин применяют  лишь к тем детям, проблемы которых    никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить  и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она     продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

Актуальностью нашего исследования является проблема                   эмоциональных нарушений у детей  дошкольного возраста. Так как  из       «трудных» дошкольников вырастают «трудные» школьники, затем дети    становятся  «трудными» подростками, которые могут приносить вред  и опасность для общества.

 

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «трудные» дети.
  2. Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
  3. Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
  4. Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
  5. Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
  6. Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Предмет исследования – эмоциональные особенности дошкольников, а объект – дошкольники.

Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональные особенности будут отличать у  «трудных» и «нетрудных» детей.

Выборка составила 60 человек, из них 35 мальчиков и 25 девочек в возрасте 5-6 лет. В ходе эмпирического исследования было выявлено 12 «трудных» и 48 «нетрудных» детей.

  Для решения поставленных задач и проверки нашей гипотезы использовались методы анкетирование, экспертная оценка, тестирование и методы математической статистики.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии

 

В ходе анализа  научной литературы выделяют составляющие содержание понятия «трудные дети». Одним из признаков является наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют термины – «делинквентность» и «девиантность». Под «делинквентным» поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под «девиантностью»  понимается отклонение от принятых в  обществе норм. В объём данного  понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным формам девиантного поведения  в можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. [38]

Под «трудными» дошкольниками понимаются такие  дети, нарушения, поведения которых  трудно исправляются.

Мы разграничиваем понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». «Педагогической запущенностью» считают недостаточный запас имеющихся у ребенка знаний и навыков, сформировавшийся в результате того, что использовались неадекватные подходы к его воспитанию и обучению. Под «педагогической запущенностью» подразумевается и не способность ребёнка к усвоению педагогических воздействий, которая вызвана тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка обучали и воспитывали не правильно. [1]

Трудные дети, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Понятие «трудный ребенок» – очень широкое. К данной категории относят детей, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными наставления по воспитанию, с которыми сложно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.  Дети трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему. [6]

В какой же период жизни у ребенка проявляются  признаками «трудного». Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада, считая, это детскими шалостями.

Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. А. С. Макаренко говорил о том, что личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать. [9]

Л. М. Зюбин, полагает, что признаки трудновоспитуемости  могут проявляться с того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его. [30]

Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет. [3]

В каждой семье  свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые  в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи отмечают рост количества детей группы риска. [31]

Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.

Причины становления  трудных детей разнообразны. Основные из них: кризисные периоды развития; характерологические и личностные особенности ребенка: упрямство, безответственность, своеволие, несговорчивость; педагогическая запущенность: невоспитанность, несговорчивость, неисполнительность, недобросовестность, неорганизованность; состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт – как следствие систематических неуспехов в учении, связанных с ним неприятностей в дошкольном учреждении и дома, развивающиеся на этой основе агрессивность, конфликтность, стойкая неуспеваемость и девиантность поведения и т.д. [1]

Ребёнок становится трудным, по мнению А.И. Кочетова, когда  происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в детском саду и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Другими словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний. [6]

К трудным обычно относят детей, которые характеризуются  определёнными отклонениями в развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дошкольники плохо идут на контакт, редко и небрежно выполняют общественные задания. Плохо ведут себя, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации. [38]

Таким образом, мы рассмотрели понятия «трудный ребенок» и «педагогическая запущенность». Сходства данных понятий состоит в том, что их  объединяет главный отрицательный признак: все они представляют трудности в воспитательном отношении. Критериями  трудного ребенка являются конфликты с родителями, педагогами и сверстниками; не выполняет требования взрослых; обижает младших; проявляет агрессию к окружающим; портит имущество; обманывает и ворует.

 

 

 

 

1.2.Классификация «трудных» детей в психологии

 

Психологии  существует несколько систем классификации  трудных детей. Наиболее разработанная система предложенная А.И. Кочетовым. Автор выделяет следующие типы трудных детей:

  • Дети с нарушениями в сфере общения.
  • Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные).
  • Дети с недостатками умственного развития.
  • Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных  детей формируются асоциальные  подростки, которых М.С. Неймарк характеризует:

  • Циник: вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.
  • Неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.
  • Подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.
  • Аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы. [4]

Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников