Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готов к распечатке.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

  Описание результатов экспертной оценки родителей, воспитателя и психолога. Экспертная оценка психолога и воспитателя проводилась только по отношению к трудным детям (см. Приложение 2).

Предоставим результаты по экспертной оценке группы «трудные дети». Мы опишем сходство и различие в оценках родителей, воспитателя и психолога. Мы получили сходство по следующим  выраженным критериям у «трудных детей»: «не может найти общий язык со сверстниками» (5); «дерется и издевается над другими детьми» (8); «мешает проведению занятий» (7); «не выполняет требования воспитателей» (7) и «постоянно обманывает, ворует» (5). Различия были получены по критериям «не идет на контакт с родителями» (ответ психолога 5) и «издевается над младшими» (ответ психолога 7).  

Предоставим результаты по экспертной оценке группы «нетрудные дети». По ответам родителей мы получили сходство по выраженным критериям у «нетрудных детей» «не может найти общий язык со сверстниками» (5).

Таким образом, по результатам  экспертной можно сделать вывод, что существует сходство между «трудными» и «нетрудными» детьми по следующим критериям «не может найти общий язык со сверстниками»; а различия между обеими группами детей по критериям «дерется и издевается над другими детьми»; «не выполняет требования воспитателей»; «мешает проведению занятий»  и «постоянно обманывает, ворует».

Подведя итоги данного  параграфа, можно сделать вывод, что существуют сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» детьми.

Сходства обеих групп  «трудные» и «нетрудные» дети проявляются в положительной  оценке эмоционального аспекта. Так  же «трудные» и «нетрудные» дети не совсем могут управлять своим поведением. Это проявляется в том, что всех детей утомляет однообразная и неинтересная работа, качество работы зависит от личной заинтересованности ребенка. Дети обеих групп не всегда могут найти общий язык со сверстниками.

Различия между «трудными» и «нетрудными» детьми состоят в том, что «трудные» дети плохо контактируют со сверстниками и взрослыми. Это проявляется в невыполнении требований воспитателя. «Трудные» дети часто дерутся со сверстниками, мешают проведению занятий, обманывают, воруют. А «нетрудные» дети всегда идут на контакт со взрослыми и другими детьми. Дети группы «трудные» имеют ограниченный опыт общения с людьми, а «нетрудные» - широкий. «Трудные» дети не замечают свои недостатки, зато придирчивы к другим детям, а дети группы «нетрудные» адекватно оценивают свои достоинства и недостатки.

 

 

 

 

2.3. Исследование  эмоциональной сферы «трудных»  и «нетрудных» детей

 

Далее представим результаты методики «Кактус», целью которой является  исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Мы получили следующие данные по группе «трудные» дети. 50% «трудных детей» нарисовали агрессивно-интровертированный кактус, 33% «трудных детей» нарисовали агрессивно-экстравертированный кактус, 17% «трудных детей» нарисовали Агрессивно-тревожный кактус. Мы представим описание каждого рисунка «кактуса» группы «трудные дети». Агрессивно-интровертированный кактус, характеризуется наличие агрессивности, стремление к лидерству, завышенная самооценка. Проявляется присутствие черт характера интроверта. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса. Агрессивно-интровертированный кактус. Присутствие агрессивности. Проявляется неуверенность в себе, заниженная самооценка, импульсивность, наличие черт характера экстраверта.

Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессивности, интроверсии, склонен к импульсивности, тревожности, ребенок стремится к лидерству. Проявляет стремление к домашней защите. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

В группе «нетрудные»  дети доминирует добрый интровертированный кактус (63%), а 21% «нетрудных детей» нарисовали добрый экстровертированный и агрессивно-экстровертированный кактус (16%).

Добрый интровертированный кактус характеризуются стремлением к лидерству, демонстративностью, оптимизмом, открытостью, эгоцентризмом, женственностью и присутствием черт характера интроверта.

Добрый экстровертированный  кактус характеризуется зависимостью, неуверенностью в себе и своих силах, самооценка низкая. Присутствуют оптимизм, женственность, наличие черт характера экстраверсия, проявляется стремление к домашней защите.

Агрессивно-экстровертированный кактус можно описать как наличием некоторой агрессивности, нуждается в чувстве семейной общности, проявляется оптимизм, женственность, экстраверсия.

Таким образом, все «трудные» дети проявляют агрессивность и большинство из них являются интровертами. Большинство «нетрудных» детей добрые, а если у кого и проявляется агрессия, то только как защитная реакция. В основном «нетрудные дети» экстраверты и оптимисты.

Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

 Все дети группы «трудные» поставили себя и родителей на самую высокую ступень, что говорит о завышенной самооценке. В группе «нетрудные» дети поставили себя и родителей на высокие ступени, что говорит о завышенной самооценке. Это связано с тем, что у всех детей прослеживается завышенная самооценка по отношению к себе. В данном возрасте это считается нормой.

Методика исследования эмоционального состояния по Э. Т. Дорофеевой, направленная на оценку эмоционального состояния ребёнка.

Результаты по группе «трудные дети» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Порядок расположения цветов по группе «трудные дети»

Имя ребенка возраст, пол

 

Основной цветовой сдвиг

 

Устойчивость

 

Лабильность

Артем,

6 года, м

Зеленый

Синий

красный

Зеленый-2

Синий-2

Красный

Вадим, 5лет, м

Зеленый

Синий

красный

Зеленый-2

Красный-2

Синий

Маша, 5 года, ж

Красный

Синий

зеленый

Красный-2

Синий-2

зеленый

Настя, 5 лет, ж

Зеленый

Синий

красный

Зеленый-2

Синий -2

Красный-2

-

Рома, 6 года, м

Зеленый

Синий

красный

Зеленый-2

Красный-3

Синий

Маша, 6 года, ж

Зеленый

Красный

синий

Зеленый-2

Красный-2

Синий-2

-

Алена, 5 года, ж

Зеленый

Синий

красный

Зеленый-2

Красный-3

синий

Дима, 6 года, м

Красный

Синий

зеленый

Красный-3

Синий-2

Зеленый-2

-

Кирилл, 5 лет, м

Зеленый

Красный

синий

Зеленый-2

Синий-2

красный

Олег, 5 лет, м

Зеленый

Красный

синий

Зеленый-3

Красный-2

Синий

Миша 6 лет, м

Зеленый

Синий

красный

Зеленый-3

Синий-2

Красный-2

-

Игорь, 5 лет, м

Зеленый

Красный

синий

Зеленый-2

Синий-2

красный


 

Из приведенной таблицы  видно, что у 50% «трудных детей» доминирует следующее сочетание цветов зеленый, синий, красный. Анализ данных цветов показал, что у  «трудных детей» с таким сочетанием цветов доминирует состояние «Функциональной напряжённости, настороженности», которое характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств.  Для таких детей, это оптимальный вариант функциональной системы. У 33% «трудных детей» устойчивое сочетание цветов зеленый, красный, синий. У детей с таким сочетанием проявляется состояние «Функциональной расслабленности», которое оценивается как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. У 17% «трудных детей» устойчивое сочетание красный, синий, зеленый. Такие дети пребывают в состояние «Аффективного возбуждения», у них изменчивый эмоциональный диапазон от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости.

Результаты по группе «нетрудные дети» представлены в Приложение 3.

Анализ данных показывает, что у 42% «нетрудных детей» преобладает сочетание зеленый, красный, синий. У таких детей проявляется сочетание «Функциональной расслабленности», которое характеризуется как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. У 21% «нетрудных детей» доминирует сочетание цветов красный, зеленый, синий. Такие дети переживают состояние «Функционального возбуждения», у детей прослеживаются эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга. У 19% «нетрудных детей» устойчивое сочетание цветов зеленый, синий, красный, которое характеризуется состоянием «Функциональной напряжённости, настороженности». У таких «нетрудных детей» проявляется повышенное внимание, активность, такое эмоциональное состояние встречается в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы. У 13% «нетрудных детей» преобладает сочетание красный, синий, зеленый. Эти дети переживают состояние «Аффективного возбуждения», такое сочетание характеризуется изменчивым эмоциональным диапазоном, дети могут испытывать чувства от переживания, нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. У 5% «нетрудных детей» устойчивое сочетание цветов синий, зеленый, красный, это говорит о том, что дети находятся в состоянии «Функционального торможения». Дети с таким сочетанием характеризуются неудовлетворением потребностей (печаль, тоскливость, напряжённость): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги.

   Таким образом,  у большинства «трудных детей»  проявляются отрицательные эмоции, такие как гневливость, раздражение,  злобность, тревожность, настороженность, страх, а у меньшинства «трудных детей» доминируют положительные эмоции, такие как благодушие, легкая эйфория, комфорт, спокойствие. У большинства «нетрудных детей» наблюдаются положительные эмоции, такие как радостное, «солнечное» настроение, благодушие, легкая эйфория, комфорт, радость, спокойствие. А у меньшинства «нетрудных детей» проявляются отрицательные эмоции, такие как тоскливость, грусть, тревожность, чувство неудобства, душевной не уютности, дискомфорт.

Мы сравнили по критерию Манна-Уитни устойчивое сочетание цветов «трудных» и «нетрудных» детей.

Таблица 2

«Устойчивое сочетание цветов»

Параметры сравнения

Uэмп критерий

Значимо

Уровень значимости

Устойчивое сочетание цветов

0

значимо

р ≤ 0,05


 

Таким образом, по критерию Манна-Уитни у «трудных» и «нетрудных» детей есть значимость различий устойчивых сочетаний цветов.

Методика «Изучение  понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», выявляет доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников. Методика выявляет уровни понимания и типов восприятия.

Образец картинок на выявление  уровня понимания эмоциональных состояний предоставлены в Приложении 5.

Образец картинок на выявление  типа восприятия предоставлены в  Приложении 6.

Результаты по группе «трудные дети» представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Уровни понимания эмоциональных  состояний и типов восприятия по группе «трудные дети»

Имя ребенка возраст, пол

 

Уровни понимания

 

Типы восприятия

Артем,

6 года м

IV «уровень осмысливание в форме описания»

аналитический тип 

Вадим, 5лет, м

IV «уровень осмысливание в форме описания»

аналитический тип

Маша, 5 года, ж

III уровень

 «словесное обозначение и  описание экспрессии»

диффузно-локальный тип

Настя, 5 лет, ж

IV «уровень осмысливание в форме описания»

аналитико-синтетический тип

Рома, 6 года, м 

V уровень «осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии»

аналитико-синтетический тип

Маша, 6 года, ж

V уровень «осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии»

аналитико-синтетический тип

Алена, 5 года, ж 

IV «уровень осмысливание в форме описания»

аналитический тип

Дима, 6 года, м 

V уровень

«осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии»

аналитико-синтетический тип

Кирилл, 5 лет, м

III уровень

«словесное обозначение и описание экспрессии»

синтетический тип

Олег, 5 лет, м

IV

«уровень осмысливание в форме описания»

аналитический тип

Миша 6 лет, м

V уровень

«осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии»

аналитико-синтетический тип

Игорь, 5 лет, м

IV «уровень осмысливание в форме описания»

аналитический тип

Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников