Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готов к распечатке.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Личность дошкольника  формируется в семье: родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребёнка. [16]

В семье, где  царит покой, доброжелательность, живут  радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одарённости. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма. [28]

Часто встречаются  семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. [32]

К сожалению, уровень  психологической культуры у многих родителей низок и не позволяет им оценить необходимость обращения к профессионалам, понимающим ребёнка и обладающим надёжными диагностическими и коррекционными методами оказания квалифицированной психологической помощи. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребёнком. [27]

Не стоит  искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие  мысли могут только заставить  человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее понаблюдать за собой, выявить некоторые негативные особенности своих взаимоотношений с ребёнком, обнаружить стереотипы мыслей, поступков, установок, которые неблагоприятно сказываются на ваших взаимоотношениях с ребёнком.

Родителям полезно  знать признаки дисгармоничных типов  семейного воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые подходы к созданию благоприятной атмосферы развития эмоционального мира вашего ребёнка. [19]

Гипоопекающий тип воспитания – взаимоотношения  в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребёнка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребёнка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Нередко это случается, когда ребёнок нежеланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родители не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность. [13]

Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально – личностные особенности ребёнка. [32]

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности  в поведении детей нося возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка. В данном случае мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. [33]

Рассмотрим  наиболее часто встречающиеся трудности  в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности. Подчеркнём ещё раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в работу практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: Ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи. [5]

Таким образом, эмоциональные нарушения являются одной из важных проблем общества, оно проявляется как отрицательное  состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. У детей дошкольного  возраста не хватает жизненного опыта, он накапливается постепенно. Особую роль в воспитании ребенка играет семья. Эмоциональное состояние ребенка зависит от отношений с родителями, воспитателями, сверстниками.

Мы рассмотрели  понятия «трудные» дети, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, эмоциональные нарушения. Сходства этих понятий состоят в том, что у всех таких детей наблюдается отклоняющее поведение и  трудности в воспитательном процессе, общении. Основными критериями являются: не идут на контакт со сверстниками, воспитателями, родителями; не выполняют требования взрослых;  обижают других детей; проявляют агрессию; портят свое и чужое имущество. В классификациях «трудных» детей у разных авторов видно сходства, что у всех «трудных» детей проявляется сопротивляемость педагогическим воздействиям, антиобщественное поведение; проявляют агрессию, вспыльчивость к окружающим. К основным причинам эмоциональных нарушений у детей относят возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, атмосфера в семье, общение ребенка с родителями, педагогами, сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1.  Программа  эмпирического исследования эмоционального  нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников

 

Актуальность эмпирического  исследования состоит в том, что эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

     Целью нашего эмпирического исследования является изучение эмоциональных особенностей у «трудных» и «нетрудных» дошкольников. 

Задачами эмпирического исследования выступили:

  1. Подобрать эмпирические методики по выбранным критериям эмоционального нарушения и трудного ребенка;
  2. Рассмотреть методики направленные на эмоциональную сферу ребенка;
  3. Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
  4. Провести эмпирическое исследование на дошкольниках по выбранным методикам;
  5. Интерпретировать результаты исследования;
  6. Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.

Предмет исследования – эмоциональные особенности дошкольников, а объект – дошкольники. Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональные особенности будут отличать у  «трудных» и «нетрудных» детей.

Выборка исследования составила 60 человек, из них 35 мальчиков и 25 девочек в возрасте 5-6 лет, посещающих МДОУ Детский сад №11 «Волшебница» г. Ростова-на-Дону. В ходе эмпирического исследования было выявлено 12 «трудных» и  48 «нетрудных» детей.

Методами исследования являются:

  1. Экспертная оценка психолога, воспитателя и родителей.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Методика «Кактус» разработана автором М.А. Панфиловой, направленная на исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
  4. «Лесенка» разработана автором В.Г. Щуром, предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
  5. Методика исследования эмоционального состояния по Э. Т. Дорофеевой, направленная на оценку эмоционального состояния ребёнка.
  6. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» выявляет доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников.

Анализ  данных осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уити.

 

2.2. Представления  о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и работников детского сада

 

Мы провели анкетирование родителей, чтобы посмотреть степень адекватности представлений о собственных детях. Анкета состоит из 5 блоков: «Сопротивляемость педагогическим воздействиям»; «Уровень социально-ценного жизненного опыта»; Я-концепция личности (эмоциональный аспект)»; «Отношение к своим недостаткам и негативным свойствам» и «Уровень самоуправлением поведением». В каждом блоке по несколько вопросов (см. Приложение 1).

Далее опишем результаты анкетирования родителей группы «трудные» дети. Анализ результатов по первому блоку анкеты «Сопротивляемость педагогическим воздействиям» показал, что 83% «трудных» детей идут на контакт со сверстниками и взрослыми в отдельных видах деятельности, отношения с большинством педагогов нейтральные и податливость педагогическим воздействиям высокая сопротивляемость. У трудных детей наблюдается избирательная реакция на требования воспитателя.

Далее представим ответы по второму блоку «Уровень социально-ценного жизненного опыта» были следующими. 67% респондентов отмечают, что дети  имеют ограниченный опыт общения с людьми и низкую требовательность к себе при неудачах. Родители отмечают, что дети имеют специализированный опыт участия в различных видах деятельности. Ответы по третьему блоку «Я-концепция личности». 92% родителей отметили положительную оценку у «трудных детей» эмоционального аспекта. Ответы по четвертому блоку «Отношения к своим недостаткам и негативным свойствам». 67% «трудных детей» предъявляют низкие требования по отношению к своим недостаткам, придирчивы и нетерпимы к недостаткам других. Ответы по пятому блоку «Уровень самоуправлением поведением» были следующие 83% «трудных детей» не могут долго и качественно трудиться в области, которая их не интересует, вместе с тем быстро утомляет детей однообразная и неинтересная для их, но важная для коллектива деятельность. Условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы у всех детей проявляется при личной заинтересованности.

Ответы родителей группы «нетрудные» дети были получены следующие. Анализ результатов по первому блоку анкеты «Сопротивляемость педагогическим воздействиям» показал, что 83% «нетрудных детей» всегда идут на контакт со сверстниками и взрослыми, отношения с большинством педагогов и реакция на требования воспитателей доброжелательные,  на податливость педагогическим воздействиям реакция обычная. Ответы по второму блоку «Уровень социально-ценного жизненного опыта» были следующими. Все респонденты отмечают, что «нетрудные дети»  имеют широкий опыт общения с людьми, характер общения с людьми на полезной разносторонней сфере, а также 73% «нетрудных детей» испытывают чувство растерянности при неудачах. 87% родителей говорят, что «нетрудные дети» имеют всесторонний опыт участия в различных видах деятельности. Ответы по третьему блоку «Я-концепция личности».  94% родителей отметили положительную оценку у «нетрудных детей» эмоционального аспекта. Ответы по четвертому блоку «Отношения к своим недостаткам и негативным свойствам» 83% «нетрудных детей» требовательны к главному и объективно оценивают свои достоинства и недостатки. Ответы по пятому блоку «Уровень самоуправлением поведением» 73% «нетрудных детей» не совсем могут долго и качественно трудиться в области, которая их не интересует, вместе с тем быстро утомляет детей однообразная и неинтересная для их, но важная для коллектива деятельность. Условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы у 79% «нетрудных детей» проявляется при личной заинтересованности.

Таким образом, можно  сделать вывод, что есть сходства и различия между группами «трудными», и «нетрудными» детьми.

 У «трудных» и «нетрудных» детей наблюдаются сходства по третьему блоку «Я-концепция личности», родители отметили положительную оценку у детей обеих групп эмоционального аспекта. Сходство по пятому блоку «Уровень самоуправлением поведением». Родители отметили, что все дети не совсем могут долго и качественно трудиться в области, которая их не интересует, вместе с тем быстро утомляет детей однообразная и неинтересная для их, но важная для коллектива деятельность. Условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы у «трудных» и «нетрудных детей» проявляется при личной заинтересованности.

 Так же есть различия между «трудными» и «нетрудными» детьми по первому блоку анкеты «Сопротивляемость педагогическим воздействиям» видно, что большинство  «трудных» детей идут на контакт со сверстниками и взрослыми в отдельных видах деятельности, реакция на требования воспитателей избирательная. У «нетрудные» дети всегда идут на контакт и сохраняют доброжелательные отношения с педагогами.  По второму блоку «Уровень социально-ценного жизненного опыта» «трудные дети»  имеют ограниченный опыт общения с людьми и специализированный опыт участия в различных видах деятельности. Группа «нетрудные» дети имеют широкий опыт общения с людьми  на полезной разносторонней сфере. Ответы по четвертому блоку «Отношения к своим недостаткам и негативным свойствам» «трудные» дети  предъявляют низкие требования по отношению к своим недостаткам, придирчивы и нетерпимы к недостаткам других. «Нетрудные» дети требовательны к главному и объективно оценивают свои достоинства и недостатки.

Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников