Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение эмоциональных особенностей «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть понятие «трудные» дети.
Проанализировать различные классификации «трудных» детей.
Рассмотреть эмоциональные нарушения у старших дошкольников.
Разобрать виды и причины эмоциональных нарушений у дошкольников.
Оценить представления «трудных» и «нетрудных» детях у родителей, воспитателя и психолога;
Выявить сходства и различия между «трудными» и «нетрудными» дошкольниками.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ…………….
7
1.1 Теоретический анализ понятия «трудные» дети в психологии………
7
1.2.Классификация «трудных» детей……………………………………….
11
1.3 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников………..
16
1.4. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и их причины……………………………………………………………………
24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
31
2.1.Программа эмпирического исследования эмоционального нарушения у «трудных» и «нетрудных» дошкольников
31
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и воспитателя……………………………………………………………………
32
2.3. Исследование эмоциональной сферы «трудных» и «нетрудных» детей……………………………………………………………………………
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
48
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………
Личность дошкольника формируется в семье: родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребёнка. [16]
В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одарённости. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма. [28]
Часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. [32]
К сожалению, уровень психологической культуры у многих родителей низок и не позволяет им оценить необходимость обращения к профессионалам, понимающим ребёнка и обладающим надёжными диагностическими и коррекционными методами оказания квалифицированной психологической помощи. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребёнком. [27]
Не стоит искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие мысли могут только заставить человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее понаблюдать за собой, выявить некоторые негативные особенности своих взаимоотношений с ребёнком, обнаружить стереотипы мыслей, поступков, установок, которые неблагоприятно сказываются на ваших взаимоотношениях с ребёнком.
Родителям полезно знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые подходы к созданию благоприятной атмосферы развития эмоционального мира вашего ребёнка. [19]
Гипоопекающий тип воспитания – взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребёнка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребёнка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Нередко это случается, когда ребёнок нежеланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родители не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность. [13]
Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально – личностные особенности ребёнка. [32]
Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей нося возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка. В данном случае мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. [33]
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности. Подчеркнём ещё раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в работу практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: Ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи. [5]
Таким образом,
эмоциональные нарушения
Мы рассмотрели понятия «трудные» дети, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, эмоциональные нарушения. Сходства этих понятий состоят в том, что у всех таких детей наблюдается отклоняющее поведение и трудности в воспитательном процессе, общении. Основными критериями являются: не идут на контакт со сверстниками, воспитателями, родителями; не выполняют требования взрослых; обижают других детей; проявляют агрессию; портят свое и чужое имущество. В классификациях «трудных» детей у разных авторов видно сходства, что у всех «трудных» детей проявляется сопротивляемость педагогическим воздействиям, антиобщественное поведение; проявляют агрессию, вспыльчивость к окружающим. К основным причинам эмоциональных нарушений у детей относят возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, атмосфера в семье, общение ребенка с родителями, педагогами, сверстниками.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Программа
эмпирического исследования
Актуальность эмпирического исследования состоит в том, что эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Целью нашего эмпирического исследования является изучение эмоциональных особенностей у «трудных» и «нетрудных» дошкольников.
Задачами эмпирического исследования выступили:
Предмет исследования – эмоциональные особенности дошкольников, а объект – дошкольники. Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональные особенности будут отличать у «трудных» и «нетрудных» детей.
Выборка исследования составила 60 человек, из них 35 мальчиков и 25 девочек в возрасте 5-6 лет, посещающих МДОУ Детский сад №11 «Волшебница» г. Ростова-на-Дону. В ходе эмпирического исследования было выявлено 12 «трудных» и 48 «нетрудных» детей.
Методами исследования являются:
2.2. Представления о «трудных» и «нетрудных» детях у родителей и работников детского сада
Мы провели анкетирование родителей, чтобы посмотреть степень адекватности представлений о собственных детях. Анкета состоит из 5 блоков: «Сопротивляемость педагогическим воздействиям»; «Уровень социально-ценного жизненного опыта»; Я-концепция личности (эмоциональный аспект)»; «Отношение к своим недостаткам и негативным свойствам» и «Уровень самоуправлением поведением». В каждом блоке по несколько вопросов (см. Приложение 1).
Далее опишем результаты анкетирования родителей группы «трудные» дети. Анализ результатов по первому блоку анкеты «Сопротивляемость педагогическим воздействиям» показал, что 83% «трудных» детей идут на контакт со сверстниками и взрослыми в отдельных видах деятельности, отношения с большинством педагогов нейтральные и податливость педагогическим воздействиям высокая сопротивляемость. У трудных детей наблюдается избирательная реакция на требования воспитателя.
Далее представим ответы по второму блоку «Уровень социально-ценного жизненного опыта» были следующими. 67% респондентов отмечают, что дети имеют ограниченный опыт общения с людьми и низкую требовательность к себе при неудачах. Родители отмечают, что дети имеют специализированный опыт участия в различных видах деятельности. Ответы по третьему блоку «Я-концепция личности». 92% родителей отметили положительную оценку у «трудных детей» эмоционального аспекта. Ответы по четвертому блоку «Отношения к своим недостаткам и негативным свойствам». 67% «трудных детей» предъявляют низкие требования по отношению к своим недостаткам, придирчивы и нетерпимы к недостаткам других. Ответы по пятому блоку «Уровень самоуправлением поведением» были следующие 83% «трудных детей» не могут долго и качественно трудиться в области, которая их не интересует, вместе с тем быстро утомляет детей однообразная и неинтересная для их, но важная для коллектива деятельность. Условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы у всех детей проявляется при личной заинтересованности.
Ответы родителей группы «нетрудные» дети были получены следующие. Анализ результатов по первому блоку анкеты «Сопротивляемость педагогическим воздействиям» показал, что 83% «нетрудных детей» всегда идут на контакт со сверстниками и взрослыми, отношения с большинством педагогов и реакция на требования воспитателей доброжелательные, на податливость педагогическим воздействиям реакция обычная. Ответы по второму блоку «Уровень социально-ценного жизненного опыта» были следующими. Все респонденты отмечают, что «нетрудные дети» имеют широкий опыт общения с людьми, характер общения с людьми на полезной разносторонней сфере, а также 73% «нетрудных детей» испытывают чувство растерянности при неудачах. 87% родителей говорят, что «нетрудные дети» имеют всесторонний опыт участия в различных видах деятельности. Ответы по третьему блоку «Я-концепция личности». 94% родителей отметили положительную оценку у «нетрудных детей» эмоционального аспекта. Ответы по четвертому блоку «Отношения к своим недостаткам и негативным свойствам» 83% «нетрудных детей» требовательны к главному и объективно оценивают свои достоинства и недостатки. Ответы по пятому блоку «Уровень самоуправлением поведением» 73% «нетрудных детей» не совсем могут долго и качественно трудиться в области, которая их не интересует, вместе с тем быстро утомляет детей однообразная и неинтересная для их, но важная для коллектива деятельность. Условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы у 79% «нетрудных детей» проявляется при личной заинтересованности.
Таким образом, можно сделать вывод, что есть сходства и различия между группами «трудными», и «нетрудными» детьми.
У «трудных» и «нетрудных» детей наблюдаются сходства по третьему блоку «Я-концепция личности», родители отметили положительную оценку у детей обеих групп эмоционального аспекта. Сходство по пятому блоку «Уровень самоуправлением поведением». Родители отметили, что все дети не совсем могут долго и качественно трудиться в области, которая их не интересует, вместе с тем быстро утомляет детей однообразная и неинтересная для их, но важная для коллектива деятельность. Условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы у «трудных» и «нетрудных детей» проявляется при личной заинтересованности.
Так же есть различия между «трудными» и «нетрудными» детьми по первому блоку анкеты «Сопротивляемость педагогическим воздействиям» видно, что большинство «трудных» детей идут на контакт со сверстниками и взрослыми в отдельных видах деятельности, реакция на требования воспитателей избирательная. У «нетрудные» дети всегда идут на контакт и сохраняют доброжелательные отношения с педагогами. По второму блоку «Уровень социально-ценного жизненного опыта» «трудные дети» имеют ограниченный опыт общения с людьми и специализированный опыт участия в различных видах деятельности. Группа «нетрудные» дети имеют широкий опыт общения с людьми на полезной разносторонней сфере. Ответы по четвертому блоку «Отношения к своим недостаткам и негативным свойствам» «трудные» дети предъявляют низкие требования по отношению к своим недостаткам, придирчивы и нетерпимы к недостаткам других. «Нетрудные» дети требовательны к главному и объективно оценивают свои достоинства и недостатки.
Информация о работе Нарушение эмоциональной сферы трудных дошкольников